Так, издание «Регион-Информ» периодически знакомит общественность с информационно-аналитическим продуктом регионального мониторинга общественного мнения. Данные касаются жизни определенного региона Российской Федерации и разбиты на следующие рубрики:
1. Социальная ситуация и проблемы:
а) уровень жизни населения региона (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; факторы, влияющие на уровень жизни; динамика в сравнении с предыдущими годами; какие категории населения стали жить лучше/хуже),
б) занятость и безработица, рынок труда (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; тенденции, наиболее востребованные профессии, динамика занятости по отраслям; факты массовых увольнений/массового приема на работу; местные особенности),
в) обеспеченность жильем (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные и особенные факторы, влияющие на обеспеченность жильем; тенденции в обеспечении жильем и в жилищном строительстве; изношенность жилищного фонда),
г) система образования (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; количество школ, ПТУ, техникумов, лицеев, колледжей; характеристика основных, вузов и т.д.),
д) система здравоохранения (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; особенности местной системы здравоохранения; представление населения о качестве лечения, доступность платной медицины и т.д.),
е) пенсионное обеспечение и другие виды социальной защиты (регулярность выплаты пенсий, других социальных пособий; оценка эксперта по сравнению с предыдущим годом и т.п.),
|
ж) культура (перечень объектов, знаменитости, меценатство и благотворительность, местные программы и мероприятия по развитию культуры, оценка их результативности),
з) спорт (крупнейшие физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты, наиболее развитые виды спорта, известные спортивные команды и спортсмены и т.п.),
и) проблемы молодежи (актуальные проблемы молодежи с точки зрения населения; тенденции и факторы, влияющие на их появление/исчезновение; местные программы и мероприятия, направленные на улучшение жизни молодежи, оценка их результативности),
к) преступность (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные сферы экономики, контролируемые преступными группировками; громкие дела; экспертные мнения об уровне коррупции чиновников),
л) межнациональные и религиозные проблемы (проблемы, скандалы, конфликты, наиболее яркие события в области межнациональных и межрегиональных отношений).
2. Общественно-политическая жизнь региона:
а) основные партии и общественные объединения региона (наличие филиалов крупнейших федеральных партий; перечень местных партий, союзов, общественных движений и т.п.; характеристики наиболее значимых общественно-политических организаций и т.д.),
б) политическая элита того или иного региона (во властных органах -руководители и ключевые сотрудники администрации и силовых структур, в экономике - руководители наиболее крупных предприятий, компаний, банков и др.),
в) лидеры общественного мнения для большинства населения,
|
г) результаты последних выборов, депутаты Государственной Думы, предстоящие выборы,
д) взаимоотношение между представителями различных ветвей и уровней власти (наличие проблем, общая характеристика проблем).
3. Основные средства массовой информации региона - местные и федеральные:
а) пресса, радио, телевидение (названия, адреса, руководители, тираж или диапазоны, широта охвата аудитории, общая характеристика, политическая характеристика).4
На местном уровне часто проводятся городские мониторинги. Так, мониторинговые социологические исследования в Челябинской области проводятся дважды в месяц на территориях городов Челябинска, Златоуста, Миасса, Коркино, Копейска, Еманжелинска, Верхнего Уфалея, двух сельских районов. В вопросах используется случайная стратифицированная выборка (N = 2500). Основными направлениями социального мониторинга в Челябинской области стали оценки
социального и психологического самочувствия и материального благосостояния населения, отношение населения к различным ветвям власти, политическая и гражданская активность населения и тд. Два раза в месяц на специальном аппаратном совещании при главе города в присутствии представителей средств массовой информации проходит активное обсуждение состояния и характера изменения социологических показателей по главным направлениям исследований.5
Мониторинг общественного мнения позволяет оперативно и эффективно реагировать на соответствующие изменения социально-психологического самочувствия, материального благосостояния населения, повышения социально-психологической напряженности и т.д. Вот пример оценки городским населением обстановки в городе, деятельности администрации и социальных проблем.
|
Основные методы исследования, применяемые в мониторингах общественного мнения:
1) анкетный опрос. Как правило, данный метод направлен на изучение общественного мнения в целом или общественного мнения какого-либо сегмента общественности;
2) контент-анализ. Данный метод направлен на изучение содержания средств массовой информации, законодательных и иных документов, имеющих важное значение для анализа формирования и функционирования общественного мнения;
3) экспертный опрос. Например, в модели мониторинга информационной безопасности региона России предполагается привлекать экспертов для выявления проблемных ситуаций, оценки влияния, значимости тех или иных факторов ситуации, а также для разработки рекомендаций, проектов. «В отличие от массового опроса эксперты подбираются с помощью процедуры аттестации. Предполагается использовать для работы с экспертами сайты Internet. В качестве экспертов будут привлечены специалисты в области информационной безопасности, представители СМИ, общественных организаций, зарубежные эксперты, а также специалисты по отдельным аспектам негативного действия нарушений информационной безопасности»;6
4) фокус-группы. Данный метод направлен на получение информации с использованием групповых дискуссий для углубленного выявления содержательных характеристик общественного мнения(мотиваций, факторов поведения и т.д.) и др.
Выбор того или иного метода зависит от содержания решаемой задачи в мониторинговом социологическом исследовании.
Мониторинг общественного мнения осуществляется в несколько этапов. Причем все эти этапы должны быть подчинены логике исследования. Как правило, на первом этапе разрабатывается концепция мониторинга общественного мнения в соответствии с целями и спецификой объекта наблюдения. На основе концепции разрабатывается программа мониторинга, в которой разрабатывается методика проведения мониторинга. На последующих этапах осуществляется сбор материалов, обобщение полученных данных. Так, социально-экологический мониторинг проводится в четыре этапа:
1. Определение предмета исследования: выделение процессов, явлений и социальных фактов, которые подлежат контролю с помощью социально-экологического мониторинга.
2. Построение системы характеристик: определение некоторого перечня проявлений параметров предмета исследования.
3. Выбор индикаторов: внутри системы характеристик выделяются значимые показатели, отвечающие задачам проводимого мониторинга.
4. Построение индексов: экспериментально определяется статистическое распределение каждого из индикаторов.
Анализ данных мониторинга общественного мнения - это анализ изменений (с течением времени) долей ответов респондентов по одной или нескольким градациям вопросов анкеты. Зачастую анализ данных осуществляется «с помощью так называемого «глазомерного» метода, когда социолог рассматривает данные мониторинга и исходя из здравого смысла и знания изменений социально-экономической и политической ситуации в стране или регионе дает правдоподобное объяснение изменению долей ответов респондентов. Очевидно, что в этом случае истинность интерпретаций трудно проверить, а количество полезной информации, извлеченной из данных при помощи «глазомерного» метода, существенно ограничено».
Анализ данных мониторинга общественного мнения также осуществляется с помощью статистического подхода, в частности -анализа временных рядов. «При этом доли ответов (в процентах) респондентов по одной или нескольким градациям одного или различных вопросов анализируют с помощью коэффициентов автокорреляции и кросскорреляции, методов авторегрессии, скользящего среднего, спектрального анализа и некоторых других методов... методы статистического анализа временных рядов направлены на выделение тренда (долговременной составляющей временного ряда), сезонной и циклической компонент, случайной составляющей и ряда других признаков, выявление связи и лагов (запаздываний) между временными рядами и т.д. При данном статистическом подходе истинность полученных результатов основывается на точности описания и предсказания и на возможности содержательно объяснить полученный результат, как правило, с точки зрения здравого смысла... С проникновением в эмпирическую социологию компьютерных информационных технологий для анализа динамики используют компьютерные системы извлечения знаний - «data mining», которые методом полного перебора возможных вариантов выявляют различные закономерности в имеющихся
эмпирических данных и где истинность полученных результатов определяется только исходя из точности описания и прогноза».