Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Факультет: лечебный
Кафедра: акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой, д.м.н. профессор
О.Г.Пекарев__________
«___» _________ 2010 г.
Методические указания для работы студентов на практическом занятии по теме:
««УЗКИЙ ТАЗ В СОВРЕМЕННОМ АКУШЕРСТВЕ»
Дисциплина: ОПД Ф. 17 «Акушерство и гинекология»»
По специальности: 060101 «Лечебное дело»
Форма обучения очная
Разработчики: доценты В.В.Кузьмина, З.Б.Хаятова, Н.М.Ким
Рассмотрено на заседании кафедры от 26.09.2010,
№ протокола____2___
Актуальность: необходимость знания симптоматики, диагностики и тактики ведения пациенток с наиболее часто встречающимися формами анатомически суженных тазов и клиническим несоответствием разиеров головки плода тазу матери.
Цель занятия: изучение классификации, этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и принципов оказания помощи при наиболее часто встречающихся формах анатомически суженных тазов и клиническим несоответствием головки плода тазу матери.
Входные компетенции: знание диагностики и ведения 2 периода родов. Знание клинического течения физиологических родов, нормальных размеров женского таза.
Студент должен знать: классификацию анатомически суженных тазов по форме и степени сужения, особенности биомеханизма родов при часто встречающихся формах анатомически узких тазов, диагностику клинического несоответствия головки плода тазу матери., привила их восстановления.
|
Понимать: сущность формирования анатомических сужений тазов.
Иметь представление о:
- об особенностях биомеханизма родов при различных анатомических изменениях костного таза, о методах диагностики и способах родоразрешения.
Уметь: провести тазоизмерение, интерпретировать полученные данные, составить прогноз родов.
ДЕОНТОЛОГИЯ:
необходимость четко и правильно оценить акушерскую ситуацию, донести все возможные осложнения роженице в бережной для нее форме.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.
МЕСТО ЗАНЯТИЯ: родовый блок, отделение патологии беременных, учебная комната.
Содержание занятия
При подготовке к практическому занятию следует обратить особое внимание на следующие основные вопросы:
1. Знать современную классификацию анатомически суженных тазов – часто и редко встречающихся.
2. Знать современную классификацию анатомически суженных тазов по степени сужения (по Литцману)
3. Уметь правильно провести общее и специальное объективное исследование беременной и роженицы, а именно:
- общий осмотр и антропометрия;
- стандартное тазоизмерение (Dist. spinarum, сristarum, trochanterica, conjug. Еxterna);
- измерение индекса Соловьева и его трактовка;
- измерение высоты стояния дна матки над лоном, окружности живота, лобно-затылочного размера и длинника плода;
- измерение ромба Михаэлиса, размеров Литцмана и Тридандани и их трактовка;
- выслушивание сердцебиения плода;
- определение положения, предлежания, позиции, вида плода,
определение стояния предлежащей части плода по отношению к
|
плоскости входа в малый таз при помощи приемов Леопольда-
Левицкого.
4. Знать методы дополнительно тазоизмерения:
- высота большого и малого таза;
- высота лонного сочленения;
- прямой и поперечный размеры выхода малого таза;
- подлонный угол;
- косые размеры таза.
4. Знать показания к проведению влагалищного исследования во время беременности и в родах и уметь оценить данные, полученные при его проведении.
5. Знать дополнительные методы обследования и показания к их проведению:
6. Уметь правильно оценить данные тазоизмерения – основных и дополнительных размеров таза.
7. Знать основные принципы наблюдения беременных в женской консультации и уметь найти эти данные в обменной карте.
8. Знать характерные особенности биомеханизма родов при:
- общеравномерносуженном тазе;
- при простом плоском тазе;
- при плоскорахитическом тазе;
- при поперечносуженном тазе.
9..Знать классификацию клинически узкого таза по Р.И.Калгановой:
- несоответствие I степени (относительное);
- несоответствие II степени (значительное);
- несоответствие III степени (абсолютное).
10. Знать клинику при I, II и III степенях несоответствия.
11. Знать тактику родоразрешения при I, II и III степенях несоответствия головки плода тазу матери.
Хронокарта практического занятия — 180 мин.
Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов | Учебная комната | 25 мин. | |
Разбор теоретического материала | Учебная комната | 75 мин. | |
Работа в отделении патологии беременных. Сбор акушерского анамнеза. Обследование беременной Оформление истории родов. Диагноз. Составление плана ведения родов. | Отделение патологии беременных | 40 мин. | |
Подведение итогов занятий. Решение ситуационных задач. | Учебная комната | 10 мин. | |
Домашнее задание | Учебная комната | 10 мин. |