ЛЕКЦИЯ № 1
ТЕМА: Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности (2 часа)
ПЛАН:
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………….. ….2
2. Физическая культура в структуре профессионального образования…………………………………………………………………..6
3. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении………………………………………………………. …16
4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………………………………………………………………………...21
Контрольные вопросы………………………………………………………23
Литература…………………………………………………………………...24
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.
Ведущим понятием является «физическая культура ». Она рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Деятельный компонент физической культуры - физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
|
В процессе физического воспитания решаются три группы задач - образовательные (в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре), оздоровительные (при целенаправленном развитии физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок), и воспитательные (формирование личности занимающихся средствами физической культуры).
В процессе физического воспитания осуществляется физическая подготовка - ее целью является достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении освоенных на уровне навыков и умений двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.
Она классифицируется на общую физическую подготовку, направленную на повышение уровня физического развития и разностороннюю двигательную подготовку, и специальную, содействующую успеху в конкретном виде деятельности.
Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств организма индивидуума и основанных на них двигательных качеств и способностей.
В результате физического воспитания должно достигаться физическое совершенство, предусматривающее физическое и психологическое здоровье, мотивированную и сознательную деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие здорового образа. Атрибутами физического совершенства являются пропорционально развитое телосложение, гармоничное развитие физических качеств, высокий уровень физической работоспособности и адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта, владение рациональной техникой жизненно важных достижений и способность к овладению новыми двигательными действиями, а также образованность в области физической культуры.
|
Основными направлениями физического воспитания являются общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка и адаптивная физическая культура.
Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).
|
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения; естественные силы природы (солнце, воздух, вода); гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т. д.).
Составной частью физической культуры является спорт. Дословно спорт переводится с английского языка как развлечение. Является частью физической культуры. Существует ряд понятий: «массовый спорт» или «спорт для всех», «спорт высших достижений». Эти понятия существенно отличаются между собой. Объединяет их соперничество. Исследователи отмечают, что спортивные соревнования – это игровое, гуманистически ориентированное соперничество. По отношению к соревновательным ситуациям в реальной жизни, спортивное соревнование выступает как гуманная модель.
Спорт выполняет в обществе множество функций: эмоционально-зрелищную, экономическую, коммуникативную, достиженческо-эвристическую и т.д. Различают профессиональный и массовый спорт, а также детско-юношеский, который рассматривается в рамках подготовки резервов.
Профессиональный спорт коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
Массовый спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.
Спорт высших достижений предлагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Международные спортивные связи (МСС) - одна из форм культурного сотрудничества народов, имеющая большое общественно-политическое значение. В ходе своего развития эти связи претерпевали организационные и структурные изменения, менялись их идеологические принципы. В настоящее время, благодаря деятельности международной общественности, международные спортивные связи играют значительную роль в укреплении дружбы и взаимопонимания между народами. МСС развиваются в двух основных направлениях:
международное спортивное движение (МСД);
межгосударственных спортивных отношений (МСО).
МСД - это межгосударственное объединение спортсменов различных стран при помощи Национальных спортивных организаций (комитетов) - НОК международных спортивных объединений в целях развития спорта, выявление чемпионов континента, мира, олимпийских игр.
МСО - это двусторонние (реже групповые) отношения между странами в области спорта.
В основе международного спортивного движения лежат идейно организационные принципы:
-товарищеское взаимодействие спортивных объединений по усиления самого движения как фактора укрепления всеобщего мира;
-равенство всех людей вне зависимости от политических убеждений религиозных взглядов, цвета кожи;
-невмешательство во внутренние дела национальных организаций;
-полное равенство Национальных Олимпийских комитетов;
-уважение национального престижа.
В современном обществе спорт выполняет следующие функции:
- обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);
- поддержание здоровья нации и восприятие спорта, прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;
- утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);
- воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
- объединения нации и поддержание общественного порядка (социальная функция);
- улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);
- защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);
- повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д.
Самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования - Олимпийские игры (зимние и летние).
Они берут свою историю с 776г. до н.э. и проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. Соревнования проводились в разных местностях в Греции - в Олимпии (Олимпийские игры) в Дельфах (Пифийские игры) и т.д.
Древние Олимпийские игры проводились до 394г. до н.э. один раз в четыре года всего их проведено было 293. Продолжались пять дней.
Участвовать в Олимпийских играх могли только свободнорожденные греки, рабы и женщины, а также варвары (иностранцы) к участию в соревнованиях не допускались. Имя победителей выбивалось на мраморной колонне. Первый победитель Корэб из Эллады - повар.
Летние Олимпийские игры современности воссозданы в конце ХIХ в, в 1894г, спустя 1500 лет после запрета по предложению француза Пьера де Кубертена, (1863 - 1937гг.), который созвал Международный спортивный конгресс. Был создан Международный Олимпийский Комитет, президентом которого был Кубертен (1895 - 1925год). С тех пор Олимпийские игры проводятся также раз в четыре года (кроме,1944 г.). На конгрессе был утвержден текст клятвы Олимпийской хартии. Девиз Олимпийских игр “Быстрее, выше, сильнее”. Эмблема игр 5 сплетенных колец - единение континентов.
Физическое состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями и спортом, т.е. физическим совершенствованием: стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения); стремление достичь высоких личных результатов в спорте; желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.
С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычной ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.
Для этого подбираются средства, которые чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.
Таким образом, физическая культура выполняет следующие социальные функции:
· преобразовательно-созидательную – обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;
· интегрально-организационную - возможность объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для участия в совместной физкультурно-спортивной деятельности;
· проективно-творческую – возможность участия в физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
· проективно-прогностическую – расширяет эрудицию студентов в сфере физической культур, побуждает активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональной деятельностью;
· ценностно-ориентационную – формирует профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
· коммуникативно-регулятивную - формирует процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участниковфизкультурно-спортивной деятельности, отвлечения от вредных привычек;
· социализации – позволяет включить индивид в систему общественных отношений с целью приобретения им социокультурного опыта и формирования социально ценных качеств.