В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студенческой молодежи определяется в качестве одного их основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 4.12. 2007 г., определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет культурологический подход, способствующий всестороннему раскрытию способностей личности человека. Статьи данного Закона дают право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.
Приказ Минобразования РФ №788 «Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования» от 22.12.2009 г. обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение
|
400 часов на дисциплину «Физическая культура», организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5-6 часов в неделю.
Примерная учебная программа (декабрь 2010 г.) для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура» определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне.
Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре.
|
Инструкции отражают требования к организации врачебного контроля, врачебно- педагогических наблюдений, проведения различных вне- учебных форм занятий физической культурой, раскрываются должностные обязанности преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания.
На основании данной государственной программы кафедрами физического воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отражаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся на кафедрах условий, развитости инфраструктуры физической культуры, ресурсного и кадрового обеспечения учебного процесса. Она ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студенческой молодежи и включает введение, цель и задачи физического воспитания, организационные формы занятий, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала, зачетные требования. Поэтому многоуровневая структура подготовки высшего звена связана, прежде всего, с интеграцией общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них профессионально значимых умений и навыков. На основе данных программных материалов на кафедрах физического воспитания разрабатываются учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения.
|
Контрольные вопросы
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
2.Физическая культура - часть общечеловеческой культуры. Спорт - явление культурной жизни.
3. Компоненты физической культуры.
4. Физическая культура в структуре профессионального образования.
5. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
6. Профессиональная направленность физической культуры.
7. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
8. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
9. Гуманитарная значимость физической культуры.
10.Основы организации физического воспитания в вузе.
Литература:
1. Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.
2. Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры /ТиПКФ 2004, №5. – 52 – 54
3. Егорычев А.О., Егорычева Э.В. Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС.
4. ИНСТРУКЦИЯ по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений /утверждена приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. №777
5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
6. Социология физической культуры и спорта: Учебник/ В.И. Столяров – М.:ФиС,2005. – 400с.
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.
8. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах [Текст] / В.А. Фетисов; Федеральное агенство по физической культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2005. – 80с.
9. Физическая культура: Учебник / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.