Методические рекомендации к порядку проведения
Экзамена по русскому языку
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: экзамен.
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование пятибалльнойсистемы.
Структура экзаменационной работы
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:
· Часть 1 (А1 – А30) содержит задания с выбором ответа.
· Часть 2 (В1 – В10) содержит задания с кратким ответом.
· Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Задания экзаменационной работы распределены по уровню сложности
· Первая часть работы (А1 – А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.
· Задания второй части работы (В1 – В10) относятся к повышенному уровню сложности.
· Задание третьей части работы (С1) (сочинение) является заданием высокого уровня сложности (не является обязательным).
Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (120 минут), которые лучше распределить так:
· в первой части работы среднее время выполнения одного задания – 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения всей первой части работы – 30 минут;
· на выполнение каждого задания второй части работы потребуется 3-5 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 20 минут;
|
· на задание третьей части работы с развернутым ответом потребуется 70 минут.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от студентов следующих умений:
· анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
· оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· использовать основные приемы информационной переработки текста;
· оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· создавать собственное языковое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Выполняется экзаменационная работа на бланке (приложение 1), в левом верхнем углу которого ставится штамп учебного учреждения.
Критерии оценивания экзаменационной работы
За верное выполнение каждого задания 1 части работы студент получает 1 балл. За верное выполнение каждого задания 2 части работы студент получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить студент, правильно выполнивший задания 1 и 2 частей – 50 баллов.
От 50 до 38 баллов – «4»
От 37 до 25 баллов – «3»
Менее 25 баллов – «2»
Максимальная сумма, которую может получить студент, правильно выполнивший задание 3 части работы, – 21 балл.
|
Система оценивания этого задания позволяет проверить у экзаменуемого состояние ряда умений:
- глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений;
- аргументация собственного мнения по теме сочинения;
- точно, логично, последовательно излагать мысли;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
№ п/п | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
К 1 | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы | ||
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно | ||
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы | ||
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения * Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям К2 и К3 сочинение оценивается 0 баллов | ||
К 2 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двухаргументов в подтверждение этого мнения | ||
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только одинаргумент в подтверждение этого мнения | ||
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе, или экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения | ||
К 3 | Композиционная цельность и логичность сочинения | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | ||
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения | ||
В сочинении не прослеживается композиционного замысла, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей сочинения | ||
Речевое оформление сочинения | ||
К 4 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушения абзацного членения текста | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущено более 1 логической ошибки, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | ||
К 5 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | ||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | ||
Работа экзаменуемого отличатся бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | ||
Грамотность | ||
К 6 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | ||
Допущено не более 2-х ошибок | ||
Допущены 3 – 4 ошибки | ||
Допущено более 4-х ошибок | ||
К 7 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | ||
Допущены 1 – 3 ошибки | ||
Допущено 4 – 5 ошибок | ||
Допущено более 5-ти ошибок | ||
К 8 | Соблюдение языковых норм | |
Грамматических ошибок нет | ||
Допущены 1 – 2 ошибки | ||
Допущено более 2 ошибок | ||
К 9 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более 1 речевой ошибки | ||
Допущены 2 – 3 ошибки | ||
Допущено более 3 ошибок | ||
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К 1 – К 9) | 21 |
|
Максимальная сумма, которую может получить студент, правильно выполнивший задания 1, 2 и 3 частей – 71 балл.
От 71 до 51 балла – «5»
От 50 до 38 баллов – «4»
От 37 до 25 баллов – «3»
Менее 25 баллов – «2»