Состояние информационно-консультационного обеспечения АПК




Основные направления развития и совершенствования структур ИКС

 

Проверил: Е.Н. Лебедева

 

Выполнил:

студент(ка) 5 курса

заочного отделения

Камашева Анна Николаевна

(специальность 080502

«Экономика и управление

на предприятии АПК»,

гр.2,шифр 06012)

 

Ижевск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Состояние информационно-консультационного обеспечения АПК……4

Основные направления развития информационно- консультационной службы……………………………………………………………………………..7

Механизмы реализации концепции развития информационно консультационной службы……………………………………………………..13

Заключение……………………………………….…………………….…14

Список использованной литературы…………………………………….15

 

Введение

 

В ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики, созданию гибкой и восприимчивой к научно-техническому прогрессу системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы.

Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

 

 

Состояние информационно-консультационного обеспечения АПК

 

Возрождение современной отечественной информационно-консультационной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 г. по заданию Минсельхозпрода России Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал "Пилотный проект создания российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности." Заметным этапом в развитии отечественной информационно-консультационной службы стал "Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС)", осуществленный за счёт кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26 регионах страны информационно-консультационные службы способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформы, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования.

Определенную роль в становлении региональных информационно-консультационных служб сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России. В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях.

Различный подход региональных органов управления АПК к задачам службы обусловил многообразие её организационно-правовых форм. Так, службы функционируют: в качестве структурных подразделений органов управления АПК; в форме государственных предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования; вузов и НИИ.

К настоящему времени информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 265 районах. В них работает более 1800 специалистов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Службы всех уровней осуществили в 2002 г. свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства. При этом количество запросов в службу ежегодно возрастает.

К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС, активно привлекаются также работники органов управления АПК, ученые и специалисты местных научных организаций и образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Учитывая особенности переходного периода экономики АПК особое внимание информационно-консультационные службы уделяют восстановлению экономики неплатежеспособных хозяйств, реформированию сельскохозяйственных предприятий, маркетингу, бизнес-планированию, то есть вопросам, тесно связанными с процессами рыночных преобразований.

Основными пользователями консультационных услуг являются крупные хозяйства (56 процентов от общего количества, оказанных услуг). Каждый четвертый, клиент службы является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Среди обратившихся в службу 5 процентов представителей малых предприятий и 10 процентов владельцев личных подсобных хозяйств. Указанные показатели свидетельствуют о востребованности службы сельхозтоваропроизводителями, независимо от их организационно-правовой формы.

В тех регионах, где службы успешно развиваются, они стали надежным каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, органов управления и других структур АПК.

Наряду с этим в деятельности региональных и районных ИКС имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей компоненты рыночной экономики. Информационно - консультационные службы всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых рыночному производству. Крайне медленно формируется сеть районного уровня.

Недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров, формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем. Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: