Вставайте до восхода солнца. Если ты встречаешь солнце — многое успеешь сделать, если солнце встречает тебя — многое останется несделанным.
Не зацикливайтесь на результате, любите сам процесс общения с детьми, давайте им больше свободы.
Не ждите благодарности от детей. Даже если она будет, пусть станет приятным сюрпризом. Улыбайтесь.
Кодекс вожатого
Внешность
1. Опрятный внешний вид - чистая, выглаженная одежда; аккуратно прибранные волосы; аккуратный дневной макияж (для девушек); коротко подстриженные, ухоженные ногти.
2. Адекватность – одежда и внешность педагога должны соответствовать ситуации и погодным условиям, подавать пример детям (зимой – шапки, летом – панамки, кепки; на спортивных мероприятиях – спортивная, удобная одежда и обувь; на концертах и дискотеках яркие, интересные образы (допускается более яркий макияж либо артистический грим).
3. Отсутствие принадлежности к субкультурам – отсутствие элементов в одежде или внешности педагога, говорящих о принадлежности к каким-либо субкультурам, сюда же относится наличие пирсинга и татуировок. Исключение могут составлять позитивные субкультуры (на усмотрение руководителя смены и при отсутствии противоречия с игровой моделью смены).
4. Гармоничное сочетание яркого, индивидуального образа с общей внешней идентичностью вожатского коллектива – сочетание различных атрибутов (шарфиков, сумочек, значков и пр.) с униформой, выдаваемой для работы в Центре.
Личностные особенности
1. Адекватный – умеющий правильно (с максимальной пользой для дела) реагировать на различные ситуации, умеющий различать грань дозволенного и недозволенного и не переступать эту грань.
|
2. Ответственный – способный взять на себя ответственность за жизнь и здоровье детей, выполняющий свои трудовые обязанности точно и в срок.
3. Активный – постоянно включенный в рабочий процесс, энергичный, инициативный, стремящийся сделать «завтра» больше и лучше чем «вчера».
4. Позитивный – оптимистичный, видящий и умеющий показывать детям не только негативные, но и позитивные стороны, умеющий создавать положительный эмоциональный климат в микро и макро социуме.
5. Любознательный – стремящийся узнать как можно больше нового и интересного, развить свои способности, приобрести новый полезный опыт (как положительный, так и отрицательный).
6. Стрессоустойчивый – умеющий работать в сложной ситуации (конфликты, усталость и пр.) сохраняя продуктивность и позитивность.
7. Трудолюбивый – любящий свое дело (а значит и детей) и умеющий его выполнять качественно и творчески.
8. Здоровый – ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни.
9. С отсутствием вредных привычек мешающих качественному выполнению своих должностных обязанностей (лень, нецензурная брань, различные виды наркотических зависимостей – сигареты, алкоголь, ПАВ).
10. Грамотный – умеющий грамотно и красиво излагать свои мысли в устной и письменной форме.
11. С чувством юмора – умеющий корректно и вовремя пошутить или даже высмеять вредные привычки или неподобающее поведение детей.
Поведение
ВАЖНО:
1. Оценивать не личность ребенка, а его поведение (поступки). Если же оценка имеет негативный окрас, ее необходимо сообщать ребенку без присутствия третьих лиц, и с подробным разъяснением, почему оценка поведения или ситуации именно такая. Это научит ребенка анализировать свое поведение и корректировать его;
|
2. выстраивать взаимоотношения с детьми не в системе «взрослый – ребенок», а в системе «равный равному» при этом важно соблюдать разумную дистанцию - для того, чтобы общение не переходило в «панибратство»;
3. внимательно следить за дисциплиной в отряде, служить примером того, как нужно поступать, начиная с подъема, зарядки, организационных моментов в столовой (например, не выносить еду из столовой) и заканчивая проявлением уважительного отношения друг к другу (мальчики открывают дверь для девочек, вежливое общение со взрослыми);
4. внимательно относиться к просьбам и словам детей, не отмахиваться от «маленьких» детских проблем (Яна поссорилась с Машей, а вожатый отвечает «Ничего страшного, ведь никто же не умер!»);
5. проявлять тепло в общении с детьми и заинтересованность их жизнью;
6. важно быть внимательным, запоминать всю информацию и при первой возможности передавать ее напарнику;
7. заранее продумывать и планировать свою работу, «самая лучшая импровизация – это подготовленная импровизация»;
8. помогать детям и подпитывать в них стремление к саморазвитию интеллектуальному, творческому, физическому;
9. проявлять внимание к КАЖДОМУ ребенку, даже если он из чужого отряда;
10. вносить конструктивные предложения или высказывать идеи о том, как можно сделать так, чтобы было лучше и интереснее;
11. признавать свои ошибки и исправлять их;
|
12. использовать каждую минуту для общения с детьми и максимально на свежем воздухе;
НЕЛЬЗЯ:
1. допускать грубости (физической либо словесной) в общении с детьми и между детьми, что является прямым нарушением их прав;
2. наказывать ребенка трудом или физическими упражнениями;
3. создавать необоснованные стрессовые ситуаций для детей или коллег;
4. заниматься личными делами в рабочее время (например, общение по телефону);
5. создавать систему двойных стандартов «Вам нельзя – вы еще маленькие, а мне можно – я вожатый», «Девочкам нельзя, а мальчикам можно», «Сегодня нельзя, а завтра можно»;
6. показывать детям усталость и плохое настроение;
7. искусственно нагнетать «нежелание уезжать из лагеря и расставаться с отрядом»;
8. заводить личные отношение ни с коллегами, ни тем более с детьми во время работы на смене;
9. выяснять отношения или решать проблемы в присутствии детей;
10. обсуждать детей, коллег или решения Администрации;
11. обманывать детей и не оправдывать их доверия.