Термины по блоку «Социальные отношения»




Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т. д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но самим обществом определяются как девиантные или на них «наклеивается ярлык» девиантных.

Институт социальный (от лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятель­ность и удовлетворяет те или иные фундаментальные чело­веческие потребности. К важнейшим социальным институ­там относятся институты семьи и брака (потребность в про­должении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государ­ство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социаль­ном порядке); институт религии (потребность в решении ду­ховных проблем); институты образования и науки (потреб­ность в познании мира, подготовке кадров).

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сходный) — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настро­ениям; пассивное, некритическое отношение к существую­щим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (то есть приспособлен­чеством), нежелание противостоять преобладающим тенден­циям и отстаивать собственную позицию.

Малая группа — немногочисленная по составу совокуп­ность людей, объединённых общими целями, задачами, дея­тельностью, находящихся в личном общении. К отличитель­ным признакам малой группы относятся непосредственное взаимодействие и воздействие друг на друга её членов, на основе чего возникают эмоциональные отношения и группо­вые нормы (правила, которые выработаны или приняты груп­пой и которым должно подчиняться поведение её членов). Малой группе свойственна психологическая общность, осно­ванная на осознании индивидом своей принадлежности к ней. Осознание образования «мы» (в отличие от образования «они») и наличие так называемого «мы-чувства» — главная характеристика такой группы. Малая группа является дина­мической социальной системой. Её элементами являются люди и возникающие между ними отношения, которым свой­ственны процессы изменения и развития.

Примеры малых групп: школьный класс, спортивная ко­манда, дворовая компания друзей, семья. студенческая группа.

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточ­ное положение по отношению к признанным, господствую­щим культурам, образу жизни, социальным общностям.

Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникшие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональ­ных конфликтов — ограничение прав человека по нацио­нально-этническим признакам, насилие (принижение, вытес­нение, подавление этнических групп, преследование и запре­щение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.), территори­альные претензии.

Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Они включают в себя взаимоотношения личностей, нацио­нальностей в процессе производства материальных благ, в функционировании и развитии культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимо­отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образова­ния, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредован­ными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в межнациональных отношениях проявились процессы как дифференциации, так и интеграции.

Менталитет (от лат. mentalis — умственный) — устойчи­вый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций, социальных слоев), обусловливаю­щий особенности их реагирования на факты и процессы ре­ального мира. Менталитет включает не только знания, веро­вания людей, но и ценностные ориентации, доминирующие потребности, стереотипы мышления и поведения. Ментали­тет характеризуется также определённым ценностно и эмоци­онально окрашенным отношением к собственности, семье, церкви, политике и др. Возникновение менталитета связыва­ется с рядом факторов, например, геоклиматическим, этно- историческим, социально-экономическим, религиозным, по­литическим. Менталитет предполагает подсознательное реаги­рование индивида на объекты реального мира. Он весьма устойчив, неподатлив воздействию со стороны государства и иных социальных институтов с целью его коренного из­менения.

Молодёжь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями и социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение дет­ского труда, труда подростков существенно сдвигает «ниж­нюю» границу к более ранним годам).

Социально-психологические черты молодёжи определяют­ся возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое поло­жение, духовный мир находятся в стадии становления.

Поведение отклоняющееся (девиантное) — тип по­ведения, противоречащий принятым в данном обществе со­циальным нормам, ценностям, ожидаемым образцам. Откло­нения от норм могут носить не только негативный, но и по­зитивный характер, то есть иметь полезные для общества следствия (новаторские предложения, изобретения). Бывают также сугубо индивидуальные, не приносящие ни вреда, ни пользы обществу особенности поведения человека (чудаче­ства, эксцентричность и др.).

Под отклоняющимся поведением подразумевают правона­рушения, уголовно ненаказуемое (непротивоправное) амо­ральное поведение.

Совершению правонарушений нередко предшествует амо­ральное поведение человека, то есть такое поведение, которое нарушает те или иные нравственные нормы данного обще­ства. Примером аморального поведения может быть пьян­ство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Став­шее привычкой, такое поведение может привести к соверше­нию правонарушений.

Референтная группа – реально существующая или условная общность, с которой личность соотносит себя как с эталоном, на нормы, ценности и оценки которой она ориентируется в своем поведении и самооценке.

Семья — малая социальная группа, представляющая со­бой общность людей, складывающуюся на основе родства, брака или усыновления. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью и ответственностью супругов за здоровье и воспитание детей.

Как социальный институт семья характеризуется сово­купностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов (институты брака, родства, материнства и отцовства и т. п.). Важнейшей характеристикой семьи как социального института является регулирующее её законодательство — семейное право.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — освоение индивидом социальных норм и культурных ценно­стей общества. Процесс социализации начинается с момен­та, когда индивид, вступая в человеческие отношения, опре­деляет себя и своё отношение к другим людям. Этот процесс осуществляется в ходе усвоения и воспроизводства социаль­ного опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. Социализацию относят к тем про­цессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоя­тельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправлен­ного, в том числе педагогически организованного воздействия (см. Воспитание).

Представители различных научных школ рассматривают социализацию по-разному: а) как социальное научение; б) как результат социального взаимодействия; в) как стремление че­ловека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Социальная группа — любая совокупность людей, име­ющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.).

Между социальными группами существует определённое неравенство с точки зрения их общественного положения, объёма и характера прав, привилегий и обязанностей, пре­стижа и влияния. Они занимают разное социальное положе­ние. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая диффе­ренциация выражается в существовании социальных групп, различающихся по доходам, уровню жизни. Политическая дифференциация проявляется в делении общества на группы управляющих и управляемых, политических лидеров и массу. К профессиональной дифференциации можно отнести выде­ление различных групп по роду деятельности.

Социальная мобильность (от фр. mobile — подвиж­ный) — любые изменения в социальном положении индиви­да или социальной группы. Различают горизонтальную и вер­тикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобиль­ность предполагает передвижение на одном и том же уровне (переход из одной школы в другую, с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с изменением со­циального статуса. Это может быть как социальное восхож­дение (рабочий становится мастером), гак и социальный спуск (бригадир становится рядовым членом бригады).

Социальная (общественная) норма (от лат. norma — правило, образец) — установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно соответствовать их поведение. Социальные нормы направля­ют поведение людей, позволяют его контролировать, регули­ровать и оценивать. Нормы вырабатываются обществом и от­ражают господствующие в нём представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении людей.

Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением и нравственными принципами людей либо силой общественного мнения.

Выделяют следующие виды социальных норм: а) нормы морали, которые выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.; б) традиции и обычаи, в которых выражаются исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результа­те частого повторения; в) религиозные нормы, к которым от­носят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью; г) политические нормы, регулирующие политическую деятельность, отношения меж­ду личностью и властью, между социальными группами и государством; д) правовые нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством, и чётко определяют грани­цы поведения и наказания за нарушение закона; е) эстетиче­ские нормы, которые не носят категорического характера и закрепляют представления о прекрасном не только в художе­ственном творчестве, но и в поведении людей.

Социальная роль — стереотипная модель поведения, ожидаемая от человека, имеющего определённый социальный статус. Социальная роль связана с совокупностью прав и обязанностей, которые определены конкретными социальны­ми нормами, господствующими в обществе. У человека мо­жет быть множество ролей. Виды социальных ролей опреде­ляются разнообразием социальных групп, видов деятельно­сти и отношений, в которые включён индивид.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — положение индивидов и групп в социальной структуре общества. Основаниями для социальной страти­фикации служат: уровень образования, бытовые условия, занятость, уровень дохода, психология и т. п. Различают одномерную стратификацию, когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и многомерную страти­фикацию, определяемую совокупностью признаков. Страти­фикация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его чле­нов и социальных групп, их социальное неравенство.

Социальный контроль (от фр. controle — проверка) — система способов воздействия общества, социальных групп на личность. Цель такого воздействия — регуляция поведе­ния личности, приведение его в соответствие с общеприня­тыми в данной общности нормами.

Социальный контроль служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы, является условием пози­тивного развития данного сообщества.

Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе те индивиды, чьё поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся. В зависимости от того, каковы эти отклонения, социальная группа применяет к че­ловеку те или иные санкции.

Считается, что социальный контроль способствует форми­рованию самоконтроля у людей, позволяет им успешно ин­тегрироваться в социум.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкнове­ние) — столкновение противоположных интересов, взглядов, направлений общественного развития. Причины конфликтов разнообразны, но они всегда нацелены на реализацию инте­ресов субъекта конфликта. В социальном конфликте, как пра­вило, одна сторона обладает материальными ценностями или властными полномочиями, престижем, авторитетом, инфор­мацией и т. д., другая их лишена или имеет недостаточно. Причём это преобладание может иметь и мнимый характер.

Но если одна из сторон чувствует себя ущемлённой в обла­дании чем-то из перечисленного, то возникает конфликт. Все социальные конфликты проходят три стадии: 1) пред- конфликтную (период, в течение которого накапливаются противоречия); 2) непосредственно конфликтную (столкнове­ние противоборствующих сторон); 3) послеконфликтную (пе­риод, в течение которого принимаются меры для окончатель­ного устранения противоречий между противостоявшими сто­ронами).

Всё многообразие последствий социальных конфликтов в конечном итоге сводится к двум основным: отрицательным последствиям (они усиливают ожесточение, ведут к разруше­ниям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают вни­мание членов группы от насущных проблем) и положитель­ным последствиям (они определяют выход из сложных ситуа­ций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими груп­пами).

Социальный статус (от лат. status — состояние, положе­ние) — место (позиция) индивида или группы в социальной структуре общества, определяемое социальными признака­ми (экономическое положение, профессия, квалификация, образование), природными признаками (пол, возраст), а так­же престижем, авторитетом и ролью в структуре власти. Он предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы, которые связаны с выпол­нением соответствующих социальных функций (социальных ролей).

Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительни­цей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы статусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека, с которым его отождествляют другие люди. Главный статус чаше всего определяется местом рабо­ты, характером деятельности (директор, профессор, инже­нер, школьник и т. п.).

Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлеж­ности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д.

Социальный статус хотя и связан с оценкой положения индивида или социальной группы («ниже», «выше» по уваже­нию, привлекательности), однако не определяется произволь­но, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в обще­ствоведческом смысле — I) терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и под­держанию общности с людьми, которые отличаются в неко­тором отношении от превалирующего типа или не придержи­ваются общепринятых мнений. Выражение «проявление толе­рантности» означает отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять другую точку зрения, требование, пози­цию; способность сострадать и сорадовагься другому, готов­ность всегда идти с другим на контакт и т. п.

Толерантность как искусство жить с непохожими людь­ми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия.

Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с су­ществующими в данном обществе нравственными, правовы­ми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблюдать.


Этнос (от греч. ethnos — народ) — исторически сложив­шаяся на определённой территории общность людей, облада­ющих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего един­ства и отличия от всех других подобных образований.

Исторически сложившиеся этнические общности — пле­мя, народность, нация. В мире насчитывается несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей чис­ленности, уровню общественного развития, языку, куль­туре.

При формировании этноса значительную роль играет общ­ность территории и языка. Но в процессе дальнейшего раз­вития многие этносы утрачивают общую территорию. К чис­лу признаков уже существующих этносов относят язык, об­щую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. Культурное единство влияет на особенности психического склада. Со временем от­дельные части этноса могут разобщаться территориально, пе­реходить на язык другого этноса, но, пока у них сохраняется этническое самосознание, они считаются принадлежащими к одному этносу.

Этнические явления изменяются медленнее, чем другие явления общественной жизни. С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный этнос или дать начало другим этническим образованиям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: