Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т. д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но самим обществом определяются как девиантные или на них «наклеивается ярлык» девиантных.
Институт социальный (от лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим социальным институтам относятся институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институт религии (потребность в решении духовных проблем); институты образования и науки (потребность в познании мира, подготовке кадров).
Конформизм (от лат. conformis — подобный, сходный) — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (то есть приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.
|
Малая группа — немногочисленная по составу совокупность людей, объединённых общими целями, задачами, деятельностью, находящихся в личном общении. К отличительным признакам малой группы относятся непосредственное взаимодействие и воздействие друг на друга её членов, на основе чего возникают эмоциональные отношения и групповые нормы (правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение её членов). Малой группе свойственна психологическая общность, основанная на осознании индивидом своей принадлежности к ней. Осознание образования «мы» (в отличие от образования «они») и наличие так называемого «мы-чувства» — главная характеристика такой группы. Малая группа является динамической социальной системой. Её элементами являются люди и возникающие между ними отношения, которым свойственны процессы изменения и развития.
Примеры малых групп: школьный класс, спортивная команда, дворовая компания друзей, семья. студенческая группа.
Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни, социальным общностям.
Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникшие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам, насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.), территориальные претензии.
|
Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Они включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, в функционировании и развитии культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в межнациональных отношениях проявились процессы как дифференциации, так и интеграции.
Менталитет (от лат. mentalis — умственный) — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций, социальных слоев), обусловливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. Менталитет включает не только знания, верования людей, но и ценностные ориентации, доминирующие потребности, стереотипы мышления и поведения. Менталитет характеризуется также определённым ценностно и эмоционально окрашенным отношением к собственности, семье, церкви, политике и др. Возникновение менталитета связывается с рядом факторов, например, геоклиматическим, этно- историческим, социально-экономическим, религиозным, политическим. Менталитет предполагает подсознательное реагирование индивида на объекты реального мира. Он весьма устойчив, неподатлив воздействию со стороны государства и иных социальных институтов с целью его коренного изменения.
|
Молодёжь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями и социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» границу к более ранним годам).
Социально-психологические черты молодёжи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления.
Поведение отклоняющееся (девиантное) — тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе социальным нормам, ценностям, ожидаемым образцам. Отклонения от норм могут носить не только негативный, но и позитивный характер, то есть иметь полезные для общества следствия (новаторские предложения, изобретения). Бывают также сугубо индивидуальные, не приносящие ни вреда, ни пользы обществу особенности поведения человека (чудачества, эксцентричность и др.).
Под отклоняющимся поведением подразумевают правонарушения, уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение.
Совершению правонарушений нередко предшествует аморальное поведение человека, то есть такое поведение, которое нарушает те или иные нравственные нормы данного общества. Примером аморального поведения может быть пьянство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Ставшее привычкой, такое поведение может привести к совершению правонарушений.
Референтная группа – реально существующая или условная общность, с которой личность соотносит себя как с эталоном, на нормы, ценности и оценки которой она ориентируется в своем поведении и самооценке.
Семья — малая социальная группа, представляющая собой общность людей, складывающуюся на основе родства, брака или усыновления. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью и ответственностью супругов за здоровье и воспитание детей.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов (институты брака, родства, материнства и отцовства и т. п.). Важнейшей характеристикой семьи как социального института является регулирующее её законодательство — семейное право.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. Процесс социализации начинается с момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к другим людям. Этот процесс осуществляется в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. Социализацию относят к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия (см. Воспитание).
Представители различных научных школ рассматривают социализацию по-разному: а) как социальное научение; б) как результат социального взаимодействия; в) как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Социальная группа — любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.).
Между социальными группами существует определённое неравенство с точки зрения их общественного положения, объёма и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Они занимают разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в существовании социальных групп, различающихся по доходам, уровню жизни. Политическая дифференциация проявляется в делении общества на группы управляющих и управляемых, политических лидеров и массу. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение различных групп по роду деятельности.
Социальная мобильность (от фр. mobile — подвижный) — любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы. Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение на одном и том же уровне (переход из одной школы в другую, с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса. Это может быть как социальное восхождение (рабочий становится мастером), гак и социальный спуск (бригадир становится рядовым членом бригады).
Социальная (общественная) норма (от лат. norma — правило, образец) — установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно соответствовать их поведение. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Нормы вырабатываются обществом и отражают господствующие в нём представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении людей.
Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением и нравственными принципами людей либо силой общественного мнения.
Выделяют следующие виды социальных норм: а) нормы морали, которые выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.; б) традиции и обычаи, в которых выражаются исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате частого повторения; в) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью; г) политические нормы, регулирующие политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами и государством; д) правовые нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством, и чётко определяют границы поведения и наказания за нарушение закона; е) эстетические нормы, которые не носят категорического характера и закрепляют представления о прекрасном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей.
Социальная роль — стереотипная модель поведения, ожидаемая от человека, имеющего определённый социальный статус. Социальная роль связана с совокупностью прав и обязанностей, которые определены конкретными социальными нормами, господствующими в обществе. У человека может быть множество ролей. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включён индивид.
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — положение индивидов и групп в социальной структуре общества. Основаниями для социальной стратификации служат: уровень образования, бытовые условия, занятость, уровень дохода, психология и т. п. Различают одномерную стратификацию, когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и многомерную стратификацию, определяемую совокупностью признаков. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.
Социальный контроль (от фр. controle — проверка) — система способов воздействия общества, социальных групп на личность. Цель такого воздействия — регуляция поведения личности, приведение его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.
Социальный контроль служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы, является условием позитивного развития данного сообщества.
Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе те индивиды, чьё поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся. В зависимости от того, каковы эти отклонения, социальная группа применяет к человеку те или иные санкции.
Считается, что социальный контроль способствует формированию самоконтроля у людей, позволяет им успешно интегрироваться в социум.
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов, направлений общественного развития. Причины конфликтов разнообразны, но они всегда нацелены на реализацию интересов субъекта конфликта. В социальном конфликте, как правило, одна сторона обладает материальными ценностями или властными полномочиями, престижем, авторитетом, информацией и т. д., другая их лишена или имеет недостаточно. Причём это преобладание может иметь и мнимый характер.
Но если одна из сторон чувствует себя ущемлённой в обладании чем-то из перечисленного, то возникает конфликт. Все социальные конфликты проходят три стадии: 1) пред- конфликтную (период, в течение которого накапливаются противоречия); 2) непосредственно конфликтную (столкновение противоборствующих сторон); 3) послеконфликтную (период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами).
Всё многообразие последствий социальных конфликтов в конечном итоге сводится к двум основным: отрицательным последствиям (они усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем) и положительным последствиям (они определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими группами).
Социальный статус (от лат. status — состояние, положение) — место (позиция) индивида или группы в социальной структуре общества, определяемое социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем, авторитетом и ролью в структуре власти. Он предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы, которые связаны с выполнением соответствующих социальных функций (социальных ролей).
Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы статусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека, с которым его отождествляют другие люди. Главный статус чаше всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.).
Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д.
Социальный статус хотя и связан с оценкой положения индивида или социальной группы («ниже», «выше» по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в обществоведческом смысле — I) терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Выражение «проявление толерантности» означает отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять другую точку зрения, требование, позицию; способность сострадать и сорадовагься другому, готовность всегда идти с другим на контакт и т. п.
Толерантность как искусство жить с непохожими людьми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия.
Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с существующими в данном обществе нравственными, правовыми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблюдать.
Этнос (от греч. ethnos — народ) — исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований.
Исторически сложившиеся этнические общности — племя, народность, нация. В мире насчитывается несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку, культуре.
При формировании этноса значительную роль играет общность территории и языка. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу признаков уже существующих этносов относят язык, общую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. Культурное единство влияет на особенности психического склада. Со временем отдельные части этноса могут разобщаться территориально, переходить на язык другого этноса, но, пока у них сохраняется этническое самосознание, они считаются принадлежащими к одному этносу.
Этнические явления изменяются медленнее, чем другие явления общественной жизни. С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный этнос или дать начало другим этническим образованиям.