Характеристики четырех видов электронной демократии.




Четыре модели электронной демократии.

Граждане формирую повестку Сеть сторонников Прямая
Государство формирует повестку Либеральная Совещательная
  Граждане косвенно включены в процесс принятия решений Граждане непосредственно включены в процесс принятия решений

Если охарактеризовать каждую из четырех моделей достаточно подробно, то мы получим следующую схему.

Таблица 16

Характеристики четырех видов электронной демократии.

Либеральная электронная демократия Совещательная (делиберальная) электронная демократия Прямая электронная демократия Электронная демократия сети сторонников
Нет изменений в распределении власти: Политики/чиновники формируют повестку, граждан информируют о принятии определенного решения. Граждане вовлечены в процесс принятия решений и повестки, но при условии, что политики хотят включить в процесс граждан, а граждане хотят участвовать в процессе. Одна из самых радикальных альтернатив, т.к. ответственность несут граждане. Информационные технологии помогают координировать действия без посредников. Независимость от традиционных форм принятия решений. Гражданские инициативы выдвигаются посредством информационных технологий через массовые коммуникации и контроль повестки дня.
Главная задача электронной демократии – информационный обмен. Развитие идет по пути увеличения возможностей граждан в осуществлении контроля и оценки деятельности государства; увеличении возможностей в процессе выбора между кандидатами. Главная задача электронной демократии – сформировать настоящий диалог. Необходимо влияние на определение повестки дня. Граждане могут рассчитывать на свое влияние посредством участия. Главная задача электронной демократии – голосование и принятие решений, формирование повестки дня и механизмов координации. Главная задача электронной демократии – повышение уровня общественных дебатов и избегание управления со стороны государства.
Технологическая база: - дискуссионный форум (центр обмена информацией); - механизмы обратной связи; - размещение точек зрения кандидатов/партий; - сохранение и распространение информации (точек зрения) Технологическая платформа: - дискуссионные форумы (настоящая дискуссия); - механизмы контроля; - качественный информационный обмен (в обе стороны); - модуль для голосования граждан. Технологические алгоритмы: - механизм голосования; - механизм постановки вопроса на голосование. Технологические механизмы: - дискуссионные форумы (неподцензурные государству); - блоги; - социальные сети.

 

При разных формах реализации электронной демократии новое качество жизни, также, реализуется по-разному. В первую очередь, электронная демократия, воздействует на субъективные факторы оценки качества жизни. Но, благодаря формированию определенных институтов (правил, норм), изменяются и объективные показатели.

Примерами проектов электронной демократии в России являются:

· «e-Вече» - посвящен обсуждению технических аспектов реализации общероссийской системы электронного голосования. Рассматриваются различные возможные решения;

· «AlterRussia» - виртуальная республика Alter Russia дает возможность проявить себя в управлении страной. Проект создан в апреле 2011 г. как демократическая Интернет-площадка для обсуждения и разработки инициатив граждан. Каждый зарегистрированный пользователь портала может предложить свой закон или свою поправку к уже действующим законам Российской Федерации. Все предложения, принятые большинством голосов сообщества пользователей, получают статус Закона виртуальной республики. Они доводятся до сведения чиновников, министров, депутатов и лидеров политических партий Российской Федерации.

· «Демократия-2» - в основе модели лежат три основные технические идеи. Первая — в подвижности выбора, то есть мерить волю избирателей не раз в 4 года, а на тех или иных технологических принципах давать им возможность это делать чаще. Вторая идея — это матричное делегирование, то есть возможность человеку делегировать свой голос тому или иному представителю, но необязательно одному — можно разным представителям по разным вопросам. Третья идея, «принудительной честности» состоит в том, чтобы уровень открытости информации о людях, которые являются соискателями каких-то позиций в этой политической системе, все более возрастал по мере возрастания значимости позиции, на которую они претендуют.

· «Демократор» - сайт, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям.

· Политическая сеть прямой электронной демократии – сеть объединяет пользователей, подписавших обращение «Путин должен уйти». Стратегической целью сети объявлено проведение подлинно демократических выборов всех уровней власти в стране, формирования гарантированного Конституцией РФ демократического, социального, правового государства, а тактической — отставка правительства Владимира Путина. Методы реализации задач сети: активное участие в политической жизни страны, ненасильственные протестные акции, борьба с нарушениями прав и свобод граждан.

· «Просто россияне» - общественное движение развивается на принципах сетевой (электронной) демократии. В сентябре 2011 года путем голосования на сайте выбран коллегиальный руководящий орган движения — Совет. В Совет входит 7 членов из разных городов. Движение активно занимается правозащитной деятельностью и борьбой с коррупцией. В целях движения — создание системы гражданского самоуправления.

· Сетевой парламент – проект организован «Новой газетой».

· Фонд развития электронной демократии – основан на системе LiquidDemocracy — модели демократии с делегированием голосов (дословно «Жидкая демократия»).

· Пиратская партия России.

· Портал Гражданских прав и обязанностей «Куда-Кому» - электронная демократия на этом портале реализуется посредством сервиса составления жалоб и заявлений в любой орган власти на территории России, бесплатное онлайн-составление исковых и других заявлений[1].

Изменение государства в информационном обществе идет в сторону формирования электронного правительства, которое должно обеспечить всем гражданам быстрый и простой доступ ко всем услугам государственных учреждений, а также реализовать свои конституционные права в управлении государством. Помимо облегчения коммуникаций граждан с органами власти концепция электронного правительства предполагает усиление контроля граждан над деятельностью органов государственного управления, введения оценочных показателей, что обеспечит транспарентность и ответственность системы государственного регулирования.

Распоряжением правительства РФ от 17 октября 2009г №1555-р были определены следующие направления формирования электронного правительства и электронных услуг в РФ:

1. Система взаимоотношений государства и граждан: поиск работы; обработка личных документов; налоги на доходы; публичные библиотеки; заявление в милицию; услуги здравоохранения; заявления о смене жительства; регистрация автомобилей; подача заявлений на строительство; поступление в высшие учебные заведения; получение социальной помощи; выдача сертификатов в связи с рождением детей и созданием семьи.

2. Система взаимоотношений государства и бизнеса: подача статистических данных; подача таможенных деклараций; социальные отчисления на служащих; корпоративные налоги; регистрация компании; уплата НДС; получение решений, связанных с окружающей среды.

Для реализации данных задач была разработана схема электронного правительства РФ и ряд документов, регулирующих процесс.

Рисунок 11. Схема реализации электронного правительства в РФ[2].

 

Нормативной базой для внедрения электронного правительства в РФ стали: Закон об электронной цифровой подписи; Закон о защите персональных данных; Закон об информационной открытости органов государственной власти; Стратегия развития информационного общества т.п.

Проект развития электронного правительства в РФ достаточно существенно финансировался. Например, по Федеральной Целевой Программе «Электронная Россия» в 2009-2010 гг. предполагалось потратить 2 млрд. рублей. А главный подрядчик программы – ОАО «Ростелеком» должен был получить на выполнение проектов еще 2,3 млрд. рублей. Однако, реализация проектов столкнулась с рядом проблем, а уровень информатизации федеральных органов исполнительной власти до сих пор чрезвычайно низок. Например, по оценкам правительственной комиссии, только 75% министерств и ведомств провели реинжиниринг собственных услуг и сделали их доступными для граждан через собственные сайты; только 40% регионов могут быть оценены как готовые к внедрению электронного правительства и только 10% муниципалитетов подключены к общегосударственным базам данных и могут предоставлять часть услуг и информации в сети Интернет.

 


[1] Составлено по обзору выше названных сайтов и Википедии.

[2] Юркевич С.А. Доклад «Электронное правительство Российской Федерации» // https://www.slideshare.net/yurkevich/ss-7928918



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: