Четыре модели электронной демократии.
Граждане формирую повестку | Сеть сторонников | Прямая |
Государство формирует повестку | Либеральная | Совещательная |
Граждане косвенно включены в процесс принятия решений | Граждане непосредственно включены в процесс принятия решений |
Если охарактеризовать каждую из четырех моделей достаточно подробно, то мы получим следующую схему.
Таблица 16
Характеристики четырех видов электронной демократии.
Либеральная электронная демократия | Совещательная (делиберальная) электронная демократия | Прямая электронная демократия | Электронная демократия сети сторонников |
Нет изменений в распределении власти: Политики/чиновники формируют повестку, граждан информируют о принятии определенного решения. | Граждане вовлечены в процесс принятия решений и повестки, но при условии, что политики хотят включить в процесс граждан, а граждане хотят участвовать в процессе. | Одна из самых радикальных альтернатив, т.к. ответственность несут граждане. Информационные технологии помогают координировать действия без посредников. | Независимость от традиционных форм принятия решений. Гражданские инициативы выдвигаются посредством информационных технологий через массовые коммуникации и контроль повестки дня. |
Главная задача электронной демократии – информационный обмен. Развитие идет по пути увеличения возможностей граждан в осуществлении контроля и оценки деятельности государства; увеличении возможностей в процессе выбора между кандидатами. | Главная задача электронной демократии – сформировать настоящий диалог. Необходимо влияние на определение повестки дня. Граждане могут рассчитывать на свое влияние посредством участия. | Главная задача электронной демократии – голосование и принятие решений, формирование повестки дня и механизмов координации. | Главная задача электронной демократии – повышение уровня общественных дебатов и избегание управления со стороны государства. |
Технологическая база: - дискуссионный форум (центр обмена информацией); - механизмы обратной связи; - размещение точек зрения кандидатов/партий; - сохранение и распространение информации (точек зрения) | Технологическая платформа: - дискуссионные форумы (настоящая дискуссия); - механизмы контроля; - качественный информационный обмен (в обе стороны); - модуль для голосования граждан. | Технологические алгоритмы: - механизм голосования; - механизм постановки вопроса на голосование. | Технологические механизмы: - дискуссионные форумы (неподцензурные государству); - блоги; - социальные сети. |
|
При разных формах реализации электронной демократии новое качество жизни, также, реализуется по-разному. В первую очередь, электронная демократия, воздействует на субъективные факторы оценки качества жизни. Но, благодаря формированию определенных институтов (правил, норм), изменяются и объективные показатели.
Примерами проектов электронной демократии в России являются:
· «e-Вече» - посвящен обсуждению технических аспектов реализации общероссийской системы электронного голосования. Рассматриваются различные возможные решения;
· «AlterRussia» - виртуальная республика Alter Russia дает возможность проявить себя в управлении страной. Проект создан в апреле 2011 г. как демократическая Интернет-площадка для обсуждения и разработки инициатив граждан. Каждый зарегистрированный пользователь портала может предложить свой закон или свою поправку к уже действующим законам Российской Федерации. Все предложения, принятые большинством голосов сообщества пользователей, получают статус Закона виртуальной республики. Они доводятся до сведения чиновников, министров, депутатов и лидеров политических партий Российской Федерации.
|
· «Демократия-2» - в основе модели лежат три основные технические идеи. Первая — в подвижности выбора, то есть мерить волю избирателей не раз в 4 года, а на тех или иных технологических принципах давать им возможность это делать чаще. Вторая идея — это матричное делегирование, то есть возможность человеку делегировать свой голос тому или иному представителю, но необязательно одному — можно разным представителям по разным вопросам. Третья идея, «принудительной честности» состоит в том, чтобы уровень открытости информации о людях, которые являются соискателями каких-то позиций в этой политической системе, все более возрастал по мере возрастания значимости позиции, на которую они претендуют.
· «Демократор» - сайт, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям.
· Политическая сеть прямой электронной демократии – сеть объединяет пользователей, подписавших обращение «Путин должен уйти». Стратегической целью сети объявлено проведение подлинно демократических выборов всех уровней власти в стране, формирования гарантированного Конституцией РФ демократического, социального, правового государства, а тактической — отставка правительства Владимира Путина. Методы реализации задач сети: активное участие в политической жизни страны, ненасильственные протестные акции, борьба с нарушениями прав и свобод граждан.
|
· «Просто россияне» - общественное движение развивается на принципах сетевой (электронной) демократии. В сентябре 2011 года путем голосования на сайте выбран коллегиальный руководящий орган движения — Совет. В Совет входит 7 членов из разных городов. Движение активно занимается правозащитной деятельностью и борьбой с коррупцией. В целях движения — создание системы гражданского самоуправления.
· Сетевой парламент – проект организован «Новой газетой».
· Фонд развития электронной демократии – основан на системе LiquidDemocracy — модели демократии с делегированием голосов (дословно «Жидкая демократия»).
· Пиратская партия России.
· Портал Гражданских прав и обязанностей «Куда-Кому» - электронная демократия на этом портале реализуется посредством сервиса составления жалоб и заявлений в любой орган власти на территории России, бесплатное онлайн-составление исковых и других заявлений[1].
Изменение государства в информационном обществе идет в сторону формирования электронного правительства, которое должно обеспечить всем гражданам быстрый и простой доступ ко всем услугам государственных учреждений, а также реализовать свои конституционные права в управлении государством. Помимо облегчения коммуникаций граждан с органами власти концепция электронного правительства предполагает усиление контроля граждан над деятельностью органов государственного управления, введения оценочных показателей, что обеспечит транспарентность и ответственность системы государственного регулирования.
Распоряжением правительства РФ от 17 октября 2009г №1555-р были определены следующие направления формирования электронного правительства и электронных услуг в РФ:
1. Система взаимоотношений государства и граждан: поиск работы; обработка личных документов; налоги на доходы; публичные библиотеки; заявление в милицию; услуги здравоохранения; заявления о смене жительства; регистрация автомобилей; подача заявлений на строительство; поступление в высшие учебные заведения; получение социальной помощи; выдача сертификатов в связи с рождением детей и созданием семьи.
2. Система взаимоотношений государства и бизнеса: подача статистических данных; подача таможенных деклараций; социальные отчисления на служащих; корпоративные налоги; регистрация компании; уплата НДС; получение решений, связанных с окружающей среды.
Для реализации данных задач была разработана схема электронного правительства РФ и ряд документов, регулирующих процесс.
Рисунок 11. Схема реализации электронного правительства в РФ[2].
Нормативной базой для внедрения электронного правительства в РФ стали: Закон об электронной цифровой подписи; Закон о защите персональных данных; Закон об информационной открытости органов государственной власти; Стратегия развития информационного общества т.п.
Проект развития электронного правительства в РФ достаточно существенно финансировался. Например, по Федеральной Целевой Программе «Электронная Россия» в 2009-2010 гг. предполагалось потратить 2 млрд. рублей. А главный подрядчик программы – ОАО «Ростелеком» должен был получить на выполнение проектов еще 2,3 млрд. рублей. Однако, реализация проектов столкнулась с рядом проблем, а уровень информатизации федеральных органов исполнительной власти до сих пор чрезвычайно низок. Например, по оценкам правительственной комиссии, только 75% министерств и ведомств провели реинжиниринг собственных услуг и сделали их доступными для граждан через собственные сайты; только 40% регионов могут быть оценены как готовые к внедрению электронного правительства и только 10% муниципалитетов подключены к общегосударственным базам данных и могут предоставлять часть услуг и информации в сети Интернет.
[1] Составлено по обзору выше названных сайтов и Википедии.
[2] Юркевич С.А. Доклад «Электронное правительство Российской Федерации» // https://www.slideshare.net/yurkevich/ss-7928918