Модульная технология обучения




Термин "модуль (от латинского – мера) пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Модуль – это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку. Это определенная доза информации или действия, достаточная для формирования тех или иных знаний либо навыков.

В педагогике понятие "модуль" используется для обозначения базисной единицы содержания обучения с учетом атрибутивных характеристик. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я.Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Мнения большей части авторов сходятся в том, что модуль – это часть содержания обучения, его простая, автономная, независимая, стандартизированная, концептуальная единица. При этом модуль не закрытая, замкнутая единица: при необходимости в ее состав могут быть включены новые элементы. Каждый модуль самодетерминирован: он сам определяет сферу своей деятельности, методы и формы работы.

Модульное обучение определяется как обучение, которое частично или полностью основывается на модулях. Оно строится на следующих принципах:

-модульности, т.е. конструирование учебного материала в соответствии с поставленными дидактическими целями и успешное их достижение каждым обучающимся; законченность каждого блока модуля для конструирования единого содержания обучения; интеграция различных видов и форм обучения, ориентированных на достижение намеченной цели;

-целостности, т.е. рассмотрение учебного материала в рамках модуля как единой целостностной системы, направленной на решение интегрированной дидактической цели – выделение структуры частных целей, их реализация и т.д.;

-динамичности, т.е. обеспечение свободного изменения содержания модулей с учетом социального заказа;

-действенности и оперативности знаний и их системы, т.е. целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации учения;

-гибкости, т.е. приспособление (адаптация содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых;

-осознанной перспективы, т.е. глубокое понимание обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения;

-разносторонности методического консультирования, т.е. обеспечение профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности;

-паритетности, т.е. активизации деятельности обучаемых и реализация учителем-преподавателем консультативно-координирующей функции.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индиувидуализированной программе Модульное обучение базируется на деятельностном подходе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог опирается на состав учения, т.е. ориентирует школьников (студентов) на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему учебного самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Модульная технология строится на основе развивающего обучения: если обучающийся выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (указание ориентира, обсуждение вариантов решений, подбадривание и др.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка, школьника, студента: то, что он сегодня делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Очень многое технология берет из программированного обучения: четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника (студента), индивидуализированный подход, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль. Используются также ориентировочная основа действий и идея гибкого управления, переходящего в самоуправление. Деятельностный подход осуществляется как проблемное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. В процессе технологизации обучения актуализируется проблема совершенствования системы проверки и оценки результатов обучения. Технология модульного обучения может применяться как в общеобразовательной школе, так и в вузе.

В рамках каждого модуля обучающийся всегда имеет дело как с предметными знаниями, так и с видами деятельности, связанными с получением и использованием этих знаний. Соответственно контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности учащегося (студента) и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем.

При внедрении модульной технологии педагогу необходимо разработать модульную програм­му, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы её составить нужно выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное со­держание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формирует­ся комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень «усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использова­ние в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формиру­ются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидак­тическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достиже­ние КДЦ.

В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каж­дая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной про­граммы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построе­ния модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов

Принципиально меняется и положение педагога в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. В школе при использовании модульной технологии, задачей учителя является обязательное мотивирование учащихся, осуществление управления их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консуль­тировать школьников. В результате изменения его деятельности на учеб­ном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовит­ся к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей мо­дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному заня­тию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения тре­бует от учителя хорошего знания своих учеников.

Обучающий модульв условиях высшей школы— это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения обучае­мыми данным модулем (Ю.Т Тимофеев).

Модуль содержит познавательную и профессиональнуюхаракте­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкур­сы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо­раторное практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и диплом­ные работы.

Основным ядром обучающего модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабора­торных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь со­ответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом рабо­ты должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при кур­совом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессио­нальными, педагогическими и дидактическими задачами, опреде­ление для всех компонентов целесообразных видов и форм обуче­ния, согласование их во времени и интеграция в едином комплек­се. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных об­щей теме учебного курса или актуальной научно-технической про­блеме. Границы модуля определяются установленной при его раз­работке совокупностью теоретических знаний и навыков, практи­ческих действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смеж­ных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более. Так как модуль — самостоятельная структурная единица, то в некоторых случаях, студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навы­ков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Та­кой перечень, или характеристика входа, служит основой для со­ставления программы предварительного контроля, который мож­но выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным кон­тролем для следующего.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюст­ративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литерату­ры. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвое­ния материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый ши­рокий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и еди­ной целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со време­нем изменяться, а учебный материал периодически пересматрива­ется и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и тех­ники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компо­нента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явления, закон, струк­турный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариа­тивность зависит как от изменения и обновления содержания ин­формации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки. Для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая ме­тодическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.

Преимущества модульной технологии:

-дополнительное стимулирование мотивации обучения (постоянный контроль и оценка дисциплинируют);

-активизация творческого потенциала студентов (возможность для систематически работающих студентов, принимающих участие в исследовательской деятельности получить экзамен или зачет автоматически посредством набора баллов);

-осуществление предварительного, текущего и итогового контроля через многообразие параметров рейтингового балла позволяет исключить случайные и субъективные факторы оценки, повысить ее объективность;

-развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля и профессиональной деятельности;

-значительное повышение качества знаний, развитие профессиональной компетентности студентов.

Контрольные задания для модулей, построенных на содержательной основе, позволяют оценивать уровень усвоения конкретных предметных знаний по виду их использования. Причем за основу берут три уровня знаний: критический, достаточный, оптимальный. В каждое задание для такого вида модулей включены структурные элементы научных знаний, подлежащих усвоению, и определен вид деятельности по их использованию.

Критический уровень сформированности умения соответствует уровню выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом только по заданному алгоритму.

Достаточный уровень самостоятельного выполнения операций, действий и деятельности в целом при отсутствии готового алгоритма.

Оптимальный уровень – уровень полностью осознанного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом.

Рейтинговая шкала оценок учебной деятельности представляет собой многоглобальную систему, в которой итоговая оценка по предмету формируется как результат суммирования оценок всех видов учебной деятельности и всех модулей. Причем каждый вид деятельности оценивается в зависимости от значимости данного учебного элемента в учебном процессе.

Преимущества рейтингового контроля состоит в том, что:

-систематически осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль за процессом обучения;

-надежность контроля обеспечивается развернутой процедурой оценки результатов отдельных звеньев;

-контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

-дает возможность развивать навыки объективной самооценки и самоконтроля.

Рейтинговая система предполагает строгую индивидуализацию заданий ученику (студенту), четко регламентированный по времени и достаточно свободный в разбалловке контроль. Она отличается от традиционной более объективной оценкой уровня усвоения знаний и глубокой дифференциацией обучающегося. Объективность рейтинговой оценки значительно повышается при использовании стандартных методов контроля знаний, хорошо поддающихся процессу автоматизации, каковым являются тестовые методы.

Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:

-упростить процедуру непрерывного контроля знаний;

-получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

-прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;

-регулировать учебный процесс в соответствии с программны­ми целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

-стимулировать активное приобретение знаний студентами, вы­являть лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

-определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

-создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обу­чения (обязательной и производительной, базовой и профессио­нальной программ обучения);

-использовать а процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

-свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки;

-создать новую среду для разработки эффективного методичес­кого обучения; повысить производительность труда участников образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: