Кредитная технология обучения




Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, вхождение в Болонский процесс инициировали внедрение кредитной технологии обучения в вузах республики. Её реализация необходима для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования.

Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования студентами последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя, учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах. Эта технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

В литературе достаточно часто, наряду с понятием «кредитная технология», употребляется понятие «кредитная система обучения». Следует уяснить суть их соотношений. Кредитная система обучения зародилась на Западе более 30 лет назад, в начале в США, а затем распространилась и в Европе. В настоящее время наиболее распространенными кредитными системами являются американская (United States Credit System - USCS), которая применяется с конца ХХ века, и европейская (European Credit Transfer System - ECTS), которая начала формироваться с середины 80-х гг.двадцатого века и с 1997 года принята Европейской комиссией в качестве единой системы сопоставления результатов обучения в образовательном пространстве стран Европейского союза. С июня 1999 года, после подписания европейскими странами Болонской декларации (где введение кредитной системы обучения является основным условием вхождения страны в Единое Европейское Образовательное Пространство), кредитная система стала развиваться и распространяться во всем мире.

Кредитная система – это асинхронная (в отличие от традиционной «линейной») модель организации учебного процесса. В нее входят все обеспечивающие ее механизмы, включая кредитную технологию учета, систему выбора учебных курсов, принципы выставления оценок, набор критериев получения диплома, правила перевода с курса на курс, правила конвертации полученных кредитов при переводе в другой вуз и т.д..

Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате, 60 академическим часам - в магистратуре и 75 академическим часам - в докторантуре Правовые основы перехода на кредитную систему обучения в Казахстане разработаны в ряде документов (Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1459 от 11.10.2004 г.; Закон РК «Об образовании» № 389-1 от 07.06.1999 г.; ГОСО РК 5.03.001-2004 «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Основные положения» и др.).

В таблице 1 проведено сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения по 10 показателям, основываясь на Правилах организации учебного процесса по кредитной системе обучения (Министерство образования и науки Республики Казахстан Приказ от 22 ноября 2007 г. № 566) и Правилах организации деятельности высших учебных заведений (Министерство образования и науки Республики Казахстан Приказ от 11 марта 2001 г. № 151).

Таблица 1 – Сравнение кредитной и традиционной систем обучения

Показатели сравнения Традиционная система обучения Кредитная система обучения
1.Продолжительность учебного года Продолжительность учебного года на всех курсах, кроме выпускного, составляет не менее 30 и не более 36 недель. Продолжительность экзаменационных сессий должна составлять не менее 6 недель в одном учебном году. Для студентов очной формы обучения не менее двух раз в году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7-10 недель. Учебный год на 1-3 курсах, состоит из 34-36 недель, из которых 30 – теоретическое обучение, 4-6 – промежуточная аттестация и итоговый контроль. При составлении академического календаря для студентов очной формы обучения необходимо предусматривать каникулы не менее двух раз в году общей продолжительностью не менее 8 недель. Для удовлетворения потребностей в дополнительных видах обучения, ликвидации разницы в учебных программах и академической задолженности вуз вводит летний семестр до 6 недель.  
2.Контроль и оценка обучающихся Знания, умения и навыки студентов по итогам промежуточной аттестации, оцениваются: на экзаменах – по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно); на зачетах – по двухбалльной зачетной отметке: «зачтено» или «не зачтено». Текущий контроль оценивается тоже по пятибалльной системе, но итоговая оценка выставляется по результатам экзамена. Студент допускается к участию экзаменационной сессии только в том случае, если получил зачеты по дисциплинам и не имеет задолженности за предыдущий курс. Зачеты сдаются в недельный срок до начала экзаменов согласно расписанию. Учебные достижения студентов оцениваются по буквенной балльно-рейтинговой системе оценки знаний (см. таб. 5). Оценка текущего и рубежного контроля составляет 60 процентов итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине. Итоговый контроль знаний проводится в период промежуточной аттестации, оценка которой составляет 40 процентов итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине. Экзаменатор принимает экзамен у студентов, которые имеют рейтинг допуска. По результатам итогового контроля отдел регистрации составляет академический рейтинг студентов и ведомость GPA.
3.Ликвидация академической задолженности     Обучающимся, получившим на сессии не более двух оценок «неудовлетворительно», предоставляется право ликвидировать академическую задолженность в течение одного месяца с начала следующего семестра. Пересдача экзамена по одной и той же учебной дисциплине допускается не более двух раз. Студент, получивший по итоговой форме контроля оценку «неудовлетворительно», имеет право повторно прослушать и сдать данную дисциплину в течение последующих академических периодов на платной основе. При этом он должен вновь пройти все виды контроля, предусмотренные программой дисциплины.
4.Отчисление студентов за академическую неуспеваемость Обучающиеся в организациях образования отчисляются за академическую неуспеваемость, если: - по итогам промежуточной аттестации имеют академические задолженности по трем и более дисциплинам; - не ликвидировали академические задолженности в установленные сроки; - получили оценку «неудовлетворительно» по квалификационному экзамену; - не выполнили программу профессиональной практики или получили оценку «неудовлетворительно» при защите отчета по практике. Студент за академическую задолженность не подлежит отчислению из вуза. Если студент не набрал переводной балл, он должен быть оставлен на повторный курс обучения (это может быть во время летнего семестра). В этом случае студент либо довыполняет ранее принятый индивидуальный учебный план, либо может сформировать новый в установленном порядке.  
5.Составление студентами индивидуальных рабочих планов и расписания. Элективные дисциплины Для студентов в традиционной системе разрабатывается только общее расписание по всем учебным дисциплинам в течение семестра и во время сессии. Индивидуальные рабочие планы не составляются. Понятия «элективные дисциплины» в традиционной системе обучения нет. При кредитной системе обучения студент самостоятельно определяет свою образовательную траекторию. Для обеспечения этого условия высшее учебное заведение: предоставляет студенту типовой учебный план специальности (либо каталог обязательных дисциплин) и каталог элективных дисциплин; организует процедуру записи на учебные дисциплины.
6.Учебные программы и силлабусы Содержание образовательных программ высшего профессионального образования устанавливается государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования и реализуется через учебные планы и программы, разрабатываемыми вузом. В традиционной системе нет понятия «силлабус». Преподаватель руководствуется учебными программами и планами в работе, но студенту они на руки не выдается. При организации учебного процесса в вузах кафедры должны руководствоваться типовыми учебными программами, утвержденными уполномоченным органом в области образования. На основе типовых программ кафедры разрабатывают рабочие программы и силлабусы. В рабочих программах и силлабусе должны быть приведены тематический план изучения дисциплины, объем каждой темы в академических часах, виды занятий, перечень семинаров, тематика курсовых проектов, все темы для самостоятельной работы студентов, формы контроля, а также перечень литературы. Учебные программы и силлабусы выдаются студентам по каждой дисциплине до начала курса.
7. Академические группы В целях организации учебных занятий из числа обучающихся распоряжением декана факультета формируются академические группы в соответствии с профилем специальности и языковым отделением. В кредитной системе академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества студентов, записавшихся на данную дисциплину. В результате на каждом предмете у студента может быть новая группа.
8.Перевод студентов с одного вуза в другой Студенты имеют право перевода с одного вуза в другой на территории РК и стран СНГ только при условии, если разница в рабочих учебных планах вузов не превышает пяти основных дисциплин. Студент, желающий перевестись, подает заявление на имя ректора и предоставляет выписку из зачетной книжки, копию лицензии того вуза, откуда переводится студент, сертификат по результатам ЕНТ и ПГК. При положительном решении вопроса о переводе ректор, принимающего вуза, издает приказ о допуске студента к учебным занятиям и сдаче разницы в учебном плане и отправляет письменный запрос о пересылке его личного дела. В случае не поступления личного дела в течение одного семестра зачисление студента в данное учебное заведение аннулируется. Студенты имеют право перевода с одного вуза в другой. Для этого он пишет заявление на имя ректора принимающего вуза и предоставляет выписку из зачетной книжки с указанием всех кредитов. Срок сдачи разницы в учебных планах имеет продолжительность в один академический период. Если студент не сдает разницу в установленной срок, то данная разница фиксируется как академическая задолженность.

Проведенное сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения позволяет нам говорить о том, что именно кредитная система имеет возможность подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества и при правильной организации и построении учебного процесса может стать залогом высокого качества образования. Также внесены изменения и в систему контроля и оценивания знаний студентов. Параметры оценки приведены в таблице 2

Таблица 2 – Контроль и оценка знаний студентов

1 рейтинг 2 рейтинг Оценка за экзамен Баллы Буквы Проценты По пятибалльной шкале
30-28,5 30-28,5 40-38 4,0 A 95-100 Отлично
28,4-27 28,4-27 37,9-36 3,67 A- 90-94
26,9-25,5 26,9-25,5 35,9-34 3,33 B+ 85-89 Хорошо
25,4-24 25,4-24 33,9-32 3,0 B 80-84
23,9-22,5 23,9-22,5 31,9-30 2,67 B- 75-79
22,4-21 22,4-21 29,9-28 2,33 C+ 70-74 Удовлетворительно
20,9-19,5 20,9-19,5 27,9-26 2,0 C 65-69
19,4-18 19,4-18 25,9-24 1,67 C- 60-64
17,9-16,5 17,9-16,5 23,9-22 1,33 D+ 55-59
16,4-15 16,4-15 21,9-20 1,0 D 50-54
14,9-0 14,9-0 19,9-0   F 0-49 Неудовлетворительно

 

Согласно Правилам организации учебного процесса по кредитной системе обучения, каждые 15 академических часов аудиторной работы сопровождаются 30 часами самостоятельной работы студентов. По мнению казахстанских ученых (Ревский А.Д., Абдыгапарова С.Б., Ахметова Г.К. и др.) именно самостоятельная работа является основным преимуществом кредитной системы. Свободный выбор предметов, преподавателей, расписания дает студентам возможность быть независимыми, активными, мобильными, планировать и осуществлять свою образовательную деятельность, так как им удобно. Если в девяностые годы двадцатого века традиционным считалось называть новую систему обучения кредитной системой, то в двадцать первом веке наибольшее распространение получил термин «кредитная технология».

Выделяют следующие преимущества кредитной технологии обучения:

- высокая степень академической свободы;

- самостоятельный характер учебной деятельности студентов;

- развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя;

- самостоятельная поисковая учебная деятельность студентов;

- инновационное содержание образовательных программ;

- расширение объема вузовского компонента образовательных программ;

- увеличение удельного веса активных, проблемно-стимулирующих, интерактивных методов обучения;

- преобладание практических форм проведения занятий;

- систематический, пошаговый контроль учебной работы студентов;

- продуктивный, исследовательский уровень усвоения знаний;

- диверсификация содержания и сроков освоения образовательных программ;

- совместимость с любой национальной образовательной системой;

- возможность международного зачетного перевода.

Преимущества кредитной технологии обучения очевидны как для преподавателей и студентов, так и для учебного заведения в целом. Для студентов существенными преимуществами являются:

- свободный выбор предметов, преподавателей и расписания;

- накопительная система оценок, т.е. возможность оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после завершения изучения дисциплины;

- расширенные возможности коммуникации, навыки быстрой адаптации к новой обстановке, общения и обмена информацией;

- конфиденциальность сведений о оценках, количестве набранных кредитов, обеспеченная присвоением идентификационного номера, который знает только его обладатель.

Преподаватели также немало выигрывают от кредитной технологии:

- заинтересованность студентов в предмете – намного облегчает работу преподавателя;

- четко градуированная система оценок позволяет справедливо и объективно оценить успеваемость студента;

- возможность оперативно получать обратную связь от студентов, опираться на их мнения и рекомендации по ведению предмета.

Что касается самого учебного заведения, то введение кредитной технологии добавляет заметную долю гибкости в реагировании на запросы рынка труда и потребителей образовательных услуг. В отличие от традиционного университета, где учебный план мог оставаться постоянным на протяжении 10-15 лет, университет нового образца имеет возможность изменять перечень преподаваемых дисциплин достаточно оперативно, ориентируясь на спрос на ту или иную специальность на рынке труда. При системе свободного расписания со свободным выбором предметов, очень легко определить, что именно интересует студентов.

Введение кредитной технологии обучения в Казахстане открыло казахстанским студентам двери в мировое образовательное пространство, что стало обусловлено признанием отечественных квалификаций, ступеней образования и академических степеней, конвертируемостью казахстанских дипломов о высшем образовании в Европейском регионе и правом выпускников на трудоустройство в любой стране, обеспечением академической мобильности студентов и преподавателей, широкими возможностями вузов в реализации программ двудипломного образования.

Что касается недостатков кредитной системы в Казахстане, то они заключаются, в первую очередь, в необеспеченности студентов учебно-методическими материалами, недостаточным числом учебников и пособий для самостоятельной работы. Не менее важной проблемой является неподготовленность студентов к самостоятельной работе, их неумение ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к новым условиям обучения. А ведь именно эти факторы определяют сущность и успешность реализации кредитной технологии обучения. И если недостаток методических материалов и отсутствие серьезных исследований, посвященных кредитной системе, проблема сугубо отечественного характера, то неподготовленность студентов к самостоятельной работе вопрос общий для многих вузов мира. Как считают ученые Университета Коуен (Австралия), многие студенты первого года обучения бросают учебу в университете не потому что они плохо учатся, а потому что они не готовы к полной независимости и не могут правильно организовать свою деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: