Методика гигиенического воспитания.




Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.

 

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил.

 

Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения - это:

 

-принцип актуальности - актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;

 

-принцип научности - этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;

 

-принцип доступности - он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;

 

-принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;

 

-принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;

 

-принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;

 

-принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;

 

-принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

 

 

Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».

В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.

 

Метод индивидуального воздействия

 

Представленный метод сводится к индивидуальному гигиеническому воздействию в процессе прямого или опосредованного общения между слушателями и рассказчиком. Этот метод дает оценку эффективности санитарно-гигиенического просвещения. К нему относятся:

-личная беседа;

-индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;

-индивидуальная консультация;

-телефонная служба;

-личная санитарно-просветительная корреспонденция.

 

Метод воздействия на группу лиц

Это метод дифференцированного воздействия на различные возрастные, половые и профессиональные группы. Эффективность определятся однородностью интересов группы, наличием обратной связи. К нему относятся:

 

лекции;

 

групповая беседа;

 

дискуссия;

 

викторина;

 

круговое гигиеническое обучение.

Метод массового воздействия

Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д. Эффективность воздействия затруднена, в связи с отсутствием обратной связи.

 

По типу пропаганды гигиеническое воспитание населения делится на:

- Метод устной пропаганды (лекция, беседа) см. практика.

- Метод печатной пропаганды. ( Это газеты, журналы, брошюры, памятки, лозунги, листовки и т. д., освещающие медико-гигиеническую информацию).

- Метод изобразительной пропаганды. ( плакаты, фотографии, таблицы, графики, почтовые марки, наклейки на спичечных коробках, конверты, календари и т. д.)

 

Из других средств санитарно-гигиенической пропаганды можно выделить санитарный бюллетень - это форма санитарной стенной печати.

 

Одним из направлений гигиенического воспитания является пропаганда здорового образа жизни, которая проводится через санитарно-просветительную работу..

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде

 

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: