Статус общественных организаций в Российской правовой системе




Порядок приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений

 


 

Введение

общественный надзор контроль ликвидация

Современное общество наделяет государственную власть определенными полномочиями по решению общих задач, необходимых для своего нормального функционирования. Государство выступает в качестве регулятора социально-экономических, политических отношений, гаранта обеспечения прав и свобод человека.

Изменение подхода к назначению и определению сущности Российского государства легло в основу проведения правовых реформ, направленных на приведение в соответствие с новыми целями и задачами деятельности государственного аппарата и общественно-политических институтов.

Итогом стала функциональная и организационная трансформация механизма управления. Это выразилось в совершенствовании структуры государственного аппарата как субъекта управления, изменении правового положения граждан и общественных объединений, пересмотре системы правоотношений, выполняющих роль связующего звена и служащих инструментом управленческого взаимодействия власти и общества.

В настоящее время механизму государственного управления свойственна постоянная динамика, обусловленная происходящими переменами отдельных его структурных элементов. В свою очередь, достижение новых качественных уровней зависит от эффективности организации и функционирования каждого элемента механизма управления.

В современной российской действительности существует ряд проблем, однако особое внимание, по мнению диссертанта, следует обратить на значительное увеличение количества общественных объединений, повышение социального значения осуществляемой ими деятельности, позволяющих государству отказаться «от ряда функций по управлению обществом» в пользу таких объединений. Данное обстоятельство вызывает необходимость детального исследования особенностей включения общественных объединений в отношения по управлению государством, а также их взаимодействия с органами государственной власти, условий контроля их деятельности, оценки такого контроля с точки зрения эффективности и целесообразности.

Степень научной разработанности темы. Проблемы государственного контроля деятельности общественных объединений не нашли детального отражения в научных исследованиях и теоретических разработках. Имеющиеся труды ученых затрагивают лишь отдельные аспекты участия общественных объединений в управлении делами государства, а также вопросы организационного построения уполномоченных органов государственного контроля деятельности общественных объединений, не преследуя цели осуществления комплексного анализа контроля деятельности общественных объединений.

Вопросы, касающиеся теории государства и права, конституционного и административного права, правоохранительных органов, систем государственного, муниципального и социального управления, получили освещение в работах многих правоведов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, Ю.С. Адушкина, Л.В. Акопова, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, И.А. Антонова, Г.В. Атаманчука, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, 3. А. Багишаева, М.И. Байтина, JI. Т. Бакулиной, Д.Н. Бахраха, В.П. Беляева, Д.Д. Вачугова, В.Р. Веснина, Ю.Е. Винокурова, С.И. Герасимова, Б.С. Гершунского, В.М. Горшенева, А.В. Мицкевича, Б.К. Мецаева, А.В. Морозова, В.И. Набокова, В.С. Не-рсесянца, М.В. Новикова, Д.М. Овсянко, Р.С. Павловского, М.И. Пи-скотина, Г. И, А.Н. Харитонова, Б. JL Хесина, В.Е. Чиркина, В.В. Черникова, М.С. Шалумова, И.Б. Шахова, В.И. Шкатуллы, С.В. Шориной, Ц.А. Ямпольской и др.

 


 

Статус общественных организаций в Российской правовой системе

 

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции. Содержание этого важного права, а также основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируется рядом федеральных законов. Основополагающее значение имеет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание объединения реализуется как непосредственно объединением физических лиц, так и через юридические лица.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях; обеспечения их равноправности в качестве его членов.

Основываясь на положениях действующего законодательства, можно выделить следующие виды общественных объединений:

политические партии;

массовые движения;

профессиональные союзы;

женские, молодежные и ветеранские организации;

организации инвалидов;

научные, технические и иные добровольные общества;

творческие союзы;

землячества;

ассоциации.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» последние создаются на основе организационно-правовых форм.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация; общественные движения; общественный фонд; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности, политические партии.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, которое создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд, конференция или общее собрание.

Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников, не имеющих членства, преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд, конференция или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом общественного движения - выборный коллегиальный орган, который находится в подчинении высшего руководящего органа.

Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой общественное объединение, которое не имеет членства, цель его заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда может формироваться его учредителями, совместно учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании.

Общественным учреждением является общественное объединение, не имеющее членства, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, которые отвечают интересам участников и соответствуют уставным целям указанного объединения.

Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем или учредителями.

Орган общественной самодеятельности - общественное объединение, не имеющее членства, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Он составляет основу формирования местного самоуправления на основе Конституции РФ (ст. 12).

Союзы или ассоциации: общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы или ассоциации общественных объединений, создаются таковые на основе учредительных договоров или уставов, которые принимаются союзами или ассоциациями, образуя новые общественные объединения.

Принципами создания и деятельности общественных объединений, является то, что:

общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом;

деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;

деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Государственная регистрация как обязательное условие функционирования установлена только для политических общественных организаций. Другие виды общественных объединений вправе не регистрироваться в органах юстиции. Последствием этого будет только отсутствие прав юридического лица.

Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со специальными условиями, установленными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений - органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.

Раскрытие правового статуса общественных объединений невозможно без рассмотрения вопроса о правах, обязанностях и ответственности общественных объединений.

Как и иные субъекты административного права, общественные объединения, имеют права и несут обязанности.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, которые предусмотрены законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных компаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в вы борах).

В своей деятельности общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сфер его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставами и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, которые включены в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим общественные объединения, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.

Контроль за деятельностью общественных объединений начинается уже на этапе их государственной регистрации.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: