Стратегия модернизации студенческих научных обществ России




Пандемия коронавируса обрушилась внезапно, затронула все сферы нашей жизни, глобально изменила и всё еще меняет мир, который уже никогда не вернется к прежнему состоянию. Одной из самых острых проблем на сегодня является неопределенность ближайшего и далекого будущего нашей страны и мира в целом. Сегодня как никогда России нужны люди, способные быстро адаптироваться к постоянно и резко меняющимся условиям, находить инновационные пути развития в профессиональной деятельности (и не только), а также придумывать и реализовывать идеи, которые помогут справиться с таким непростым этапом развития современного общества.

Как известно, переучивать человека гораздо сложнее, чем научить с нуля. Поэтому в перспективном развитии России следует особое внимание уделить модернизации или даже реорганизации существующих студенческих научных обществ (СНО), которые есть в каждом вузе страны.

Проведенный теоретический анализ деятельности существующих СНО в России, а также опрос членов этих СНО позволил выявить общие для всех СНО характеристики:

- СНО университета — это, как сказано на сайте проанализированных ВУЗов, команда активных, амбициозных, талантливых молодых людей и девушек, которые увлечены научной деятельностью;

- В Положении о СНО сказано, что научная деятельность студентов – неотъемлемая часть образовательного процесса;

- СНО является добровольным объединением, но в то же время, чтобы стать членом, нужно обладать определенными показателями, такими, как хорошая успеваемость в учебе, наличие публикаций, участие в конкурсах или иных мероприятиях и др.;

- Цели и задачи проанализированных СНО являются одинаковыми: создание условий для самореализации студентов в пространстве научного творчества, формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности, поддержка одаренных студентов, развитие их интеллектуального потенциала и др.;

- СНО объединяет всех студентов разных институтов, курсов и специальностей либо одной специальности (в разных вузах по-разному). Из числа наиболее инициативных студентов создается совет студенческого научного общества, который является избирательным органом. Председатель СНО, а также его заместители и председатели отдельных институтов или секций научного общества Университета избираются на определенный срок открытым голосованием членов совета СНО. Здесь следует отметить, что критерии, по которым избирается совет СНО являются более, чем размытым. Сам процесс голосования тоже фактически является не совсем понятной процедурой и зачастую является субъективным.

Опрос членов различных СНО показал, что так называемая, традиционная форма и деятельность научного общества устарела, участникам неинтересно присутствовать на собраниях, на которых обсуждают только свои научные труды и перспективы своих исследований, зачастую которые носят глубокий концептуальный теоретический характер, который не помогает студентам в дальнейшем написании научных выпускных работ (результаты опроса представлены в приложение А).

Исходя из текущего развития современного общества, проблем, с которыми мы столкнулись в связи с пандемией, нами предложена следующая стратегия по модернизации СНО российских вузов, которая, возможно, поможет в будущем преодолеть кризис, затронувший все сферы жизни путем выявления действительно талантливых, неординарных личностей, которые в будущем смогут стать ценными специалистами и профессионалами своего дела, нужно лишь помочь раскрыть в них этот потенциал.

1. Изменение цели СНО: выявление талантливых, нестандартно мыслящих молодых людей. Практика показывает, что не все могут на бумаги излагать умные мысли, но это не означает, что человек недостоин, быть членом СНО. Наоборот, такие люди часто предлагают необычные идеи, которые впоследствии имеют огромное практическое значение не только в науке, но и в какой-либо сфере. Здесь, возможно, следует тесно сотрудничать с учеными информационных технологий и психологами, которые помогут идентифицировать срытые таланты у студентов (с помощью онлайн опроса по определению отличительных характеристик человека и его способностей)

2. Модернизация процесса избрания председателей СНО: как отмечалось выше, зачастую это субъективный процесс согласно не совсем понятным критериям. Председатель, это, прежде всего, лидер. Он должен обладать не только какими-то научными достижениями, но и навыками работы в команде, нестандартным мышлением. Избрание председателя, следует проводить на конкурсной основе, включающее, возможно, несколько этапов. Важным этапом должен быть проектно-исследовательская работа в команде. Процесс и сама работа должны проводиться и оцениваться экспертами (членами профессорско-преподавательского состава университета). Заключительный этап, в который войдут финалисты, проводится в виде кейс-ситуаций, обязательно с элементами стресса. Данный этап покажет, кто из претендентов на пост председателя способен принимать адекватные решения в любой ситуации.

3. Привлечение экспертов в СНО: поскольку деятельность СНО является студенческой, целью которой именно выявить неординарных и талантливых будущих специалистов, обязательно должно быть сотрудничество с профессорско-преподавательским составом университета (привлечение экспертов из разных областей знаний). Более того, эти эксперты-преподаватели должны быть членами СНО на постоянной основе, а не по принципу «с кем договоримся».

4. Организовывать кейс-чемпионаты, как автономно, так и приглашая профильную компанию. Данный тезис был реализован на практике, совместно с компанией Changellenge был организован кейс-чемпионат в рамках СНО УрГЭУ. Обязательным условием участия в данном мероприятии было членство в СНО. Итогом же стало бурный интерес у участников к науке и как следствие пополнение рядов научного общества. Прирост составил 442%, что в свою очередь, подтверждает правильность выбранной концепции.

5. Ежегодно проводить интересную и полезную презентацию-демонстрацию для первокурсников в сентябре и после первой сессии. По мнению автора, в структуре презентации должны присутствовать следующие пункты для наглядности выгоды науки:

I. ДЕНЕЖНОЕ ПРЕМИРОВАНИЕ

a) ВУЗовские надбавки за научную деятельность (от 1000 рублей)

b) Именные стипендии за достижения в науке (от 1000 до 7000)

c) Стипендия Губернатора (От 1000 до 6500 рублей) / Президента (2200 рублей) / Правительства РФ (от 1400 до 5500 рублей)

II. БЕСПЛАТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. Университет обычно оплачивает участие студентов:

a) В научных конференциях

b) В профориентационных мастер-классах

c) На форумах

III. РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

IV. ПОЛУЧЕНИЕ ЛЕГКИХ "АВТОМАТОВ". Многие преподаватели идут на сотрудничество по принципу «студент пишет совместную статью с преподавателем, а преподаватель ставит студенту зачет или хорошую оценку за экзамене».

V. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ СВЯЗЕЙ. Которыми можно обзавестись:

a) На научных мероприятиях

b) В совете студенческого научного общества

c) На кейс-чемпионатах

d) На различных форумах

6. Организовывать неформальные встречи студентов с успешными людьми. Неформальное общение дает возможность высказать свои мысли такими, какие они есть, без ограничения во времени и словах. Она дает много полезной информации, вдохновляет, помогает понять, как устроено современное общество. Ребята взаимодействуют на этой встрече не как ученики и участники образовательного процесса, а как ЛИЧНОСТИ прежде всего. Встречи должны проводится вне Университета, чтобы студенты почувствовали себя более раскрепощенными собеседниками и задавали все интересующие вопросы. Спикеру необходимо охватить в своем рассказе не только положительные моменты в профессиональной деятельности, но и неудачи (сделать упор на них) для полноты представления. Чтобы ребята не сквозь «розовые» очки, а объективно смогли задуматься о своем будущем.

7. Вводить преференции для участников. Например, организовывать выездные мероприятия на базы отдыха или же организовывать ежегодно конкурс «Лучший студент-исследователь года» с денежным премированием. Стоит отметить, что без ректорской протекции данную меру ввести будет просто невозможно.

Как уже было сказано: необходимо учесть рекомендацию, что сама специфика научного общества должна быть изначально ориентирована на нынешних студентов и текущую ситуацию в стране. Необходимо внедрение комплекса решительных мер, которые в свою очередь повысят не только популяризацию научных объединений путем привлечения большого количества студентов. Нужно ориентироваться на качество, чтобы любой талантливый студент смог реализовать себя и свои идеи, а не только те, кто может писать статьи и выступать с докладами.

Предложенная нами стратегия по модернизации СНО заключается в формировании у участников СНО, во-первых, интереса к науке, а во-вторых, практикоориентированности, потому что на настоящий момент, в силу повсеместного активного развития научно-технической, организационно-управленческой мысли, а также влияния пандемии, которая внесла свои коррективы во все сферы жизни, актуализируется пласт самых различных прикладных проблем. Решение данных проблем должно выполняться совместно, а не по принципу «каждый сам за себя». Предложенная стратегия по модернизации СНО формирует один из главных навыков актуальных на сегодняшний день- работа в команде, способность выслушать каждого и прийти к единому наиболее выигрышному решению.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: