Понятие рынка. Причины возникновения рынка, его функции, положительные и отрицательные стороны.




В экономической теории используется метод обобщения, абстаркции. Рынку соответствует абстракция, которая дает основу ученым делать выводы – совершенный рынок – рынок, на котором устанавливается одна и та же цена на одни и тот же продукт в одно и то же время.

Условия существования совершенного рынка:

1) большой и регулярный спрос;

2) неограниченное количество участников хозяйственной деятельности;

3) абсолютная мобильность факторов производства;

4) свободная конкуренция между покупателями и продавцами;

5) наличие всего объема информации у участников рынка.

Совершенного рынка нет, но существует свободный рынок: различные формы собственности, создание рыночной инфраструктуры.

 

Рынок – 1) совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена; 2) система отношений по поводу обмена результатами производство и услугами, принимающими форму товара.

Основополагающими предпосылками развития товарного производства, т.е. производства продуктов не для собственных нужд производителей с целью продажи, являются:

1) разделение труда – совокупность всех существующих на данный момент видов трудовой деятельности;

2) специализация труда – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отраслями, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса;

3) формирование частной собственности.

Причины возникновения рынка:

1) естественная ограниченность производственных возможностей человека (человек способен производить небольшое количество благ);

2) экономическая обособленность товаропроизводителей (самостоятельно решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать).

Основными элементами рынка выступают, с одной стороны, товары и услуги, с другой – деньги, которые являются всеобщим платежным средством и опосредуют разнообразные формы обмена благ между различными собственниками. Сбалансированность денежной и товарной масс является предпосылкой успешного функционирования рыночной экономикой.

Основные субъекты рынка:

1) покупатели – потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги;

2) продавцы – фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их.

Рыночная инфраструктура – совокупность, учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных, банковских и страховых систем, организационная база – снабженческо-сбытовые, брокерские и др. посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются ярмарки, аукционы и биржи.

Показателем состояния экономики является конъюнктура рынка – временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени; показывает степень сбалансированности спроса и предложения.

Улучшение конъюнктуры рынка достигается обычно следующими способами:

1) регулирование масштабов инвестиций;

2) изменение условий и масштабов государственных заказов;

3) пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;

4) регулировании величины денежных сбережений населения.

Функции рынка:

1) регулирующая – через механизм спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;

2) информационная – предоставление объективной информации, необходимой для принятия решений хозяйствующими субъектами;

3) посредническая – возможность оптимального выбора потребителю и поставщику друг друга;

4) санирующая – вытеснение экономически слабых хозяйственных единиц и поддержка эффективных.

Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Структура рынка классифицируется по следующим признакам:

1) по объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рабочей силы; средств производства; ценных бумаг, валюты; научно-технических разработок, патентов; информации; средств обращения; отдельных товаров или товарных групп; лицензий и др.;

2) по географическому положению: местный, региональный, национальный и мировой;

3) по уровню насыщения: равновесный, дефицитный и избыточный;

4) по степени зрелости: неразвитый, развитый и формирующийся;

5) по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный;

6) по отраслям: автомобильный, компьютерный и др.;

7) по характеру продаж: оптовый и розничный;

8) и др.

Положительные стороны рынка:

1) способствует развитию научно-технического прогресса;

2) способствует рациональному использованию ресурсов;

3) обеспечивает экономическую свободу субъектам рынка;

4) решает проблему производства необходимых потребителю благ.

Отрицательные стороны рынка:

1) подвержен нестабильности;

2) не сохраняет окружающую среду;

3) не гарантирует право на труд и доход;

4) не обеспечивает эффективное решение стратегических задач экономики, социальных проблем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: