В экономической теории используется метод обобщения, абстаркции. Рынку соответствует абстракция, которая дает основу ученым делать выводы – совершенный рынок – рынок, на котором устанавливается одна и та же цена на одни и тот же продукт в одно и то же время.
Условия существования совершенного рынка:
1) большой и регулярный спрос;
2) неограниченное количество участников хозяйственной деятельности;
3) абсолютная мобильность факторов производства;
4) свободная конкуренция между покупателями и продавцами;
5) наличие всего объема информации у участников рынка.
Совершенного рынка нет, но существует свободный рынок: различные формы собственности, создание рыночной инфраструктуры.
Рынок – 1) совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена; 2) система отношений по поводу обмена результатами производство и услугами, принимающими форму товара.
Основополагающими предпосылками развития товарного производства, т.е. производства продуктов не для собственных нужд производителей с целью продажи, являются:
1) разделение труда – совокупность всех существующих на данный момент видов трудовой деятельности;
2) специализация труда – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отраслями, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса;
3) формирование частной собственности.
Причины возникновения рынка:
1) естественная ограниченность производственных возможностей человека (человек способен производить небольшое количество благ);
2) экономическая обособленность товаропроизводителей (самостоятельно решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать).
Основными элементами рынка выступают, с одной стороны, товары и услуги, с другой – деньги, которые являются всеобщим платежным средством и опосредуют разнообразные формы обмена благ между различными собственниками. Сбалансированность денежной и товарной масс является предпосылкой успешного функционирования рыночной экономикой.
Основные субъекты рынка:
1) покупатели – потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги;
2) продавцы – фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их.
Рыночная инфраструктура – совокупность, учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных, банковских и страховых систем, организационная база – снабженческо-сбытовые, брокерские и др. посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются ярмарки, аукционы и биржи.
Показателем состояния экономики является конъюнктура рынка – временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени; показывает степень сбалансированности спроса и предложения.
Улучшение конъюнктуры рынка достигается обычно следующими способами:
1) регулирование масштабов инвестиций;
2) изменение условий и масштабов государственных заказов;
3) пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;
4) регулировании величины денежных сбережений населения.
Функции рынка:
1) регулирующая – через механизм спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;
2) информационная – предоставление объективной информации, необходимой для принятия решений хозяйствующими субъектами;
3) посредническая – возможность оптимального выбора потребителю и поставщику друг друга;
4) санирующая – вытеснение экономически слабых хозяйственных единиц и поддержка эффективных.
Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Структура рынка классифицируется по следующим признакам:
1) по объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рабочей силы; средств производства; ценных бумаг, валюты; научно-технических разработок, патентов; информации; средств обращения; отдельных товаров или товарных групп; лицензий и др.;
2) по географическому положению: местный, региональный, национальный и мировой;
3) по уровню насыщения: равновесный, дефицитный и избыточный;
4) по степени зрелости: неразвитый, развитый и формирующийся;
5) по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный;
6) по отраслям: автомобильный, компьютерный и др.;
7) по характеру продаж: оптовый и розничный;
8) и др.
Положительные стороны рынка:
1) способствует развитию научно-технического прогресса;
2) способствует рациональному использованию ресурсов;
3) обеспечивает экономическую свободу субъектам рынка;
4) решает проблему производства необходимых потребителю благ.
Отрицательные стороны рынка:
1) подвержен нестабильности;
2) не сохраняет окружающую среду;
3) не гарантирует право на труд и доход;
4) не обеспечивает эффективное решение стратегических задач экономики, социальных проблем.