Когнитивно-поведенческая терапия: основы




Эта терапия подходит лучше всего для клиентов, склонных именно к самоанализу. Чтобы КПТ была по-настоящему эффективной, человек к ней должен быть готов, ему необходимо захотеть потратить усилия и время на анализ собственных чувств и мыслей. Подобный самоанализ бывает трудным, при этом это прекрасным способ узнать намного больше о влиянии внутреннего состояния на поведение.

Базовая концепция предполагает, что наши чувства и мысли играют основную роль в формировании поведения человека. Цель данной терапии в том, чтобы пациентов научить, что они каждый аспект окружающего мира контролировать не могут, при этом могут взять вполне под контроль собственную интерпретацию данного мира, а также взаимодействие с ним.

Одиссей в «Одиссее» Гомера по совету Цирцеи (волшебницы) приказывает себя привязать к мачте корабля для того, чтобы не подвергнуться пению обольщающих сирен. Спутникам он уши залепил воском. При явном избегании поведенческая терапия влияние ослабляет, при этом проводятся некоторые изменения, увеличивающие возможность успеха. Например, к негативному поведению, злоупотреблению алкоголем, добавляют аверсивный раздражитель, к примеру запах, вызывающий рвоту. Когнитивно-поведенческая терапия упражнения имеет самые разные. Так, при помощи аппарата, предназначенного для лечения энуреза, получается избавиться от ночного недержания мочи — механизм пробуждения пациента сразу срабатывает при появлении первых капель мочи.

Способы устранения должны бороться с неадекватным поведением. Стоит отметить, что один из главных методов — это систематическая десенсибилизация для разложения реакции страха при помощи 3 шагов: тренировки мышечного глубокого расслабления1, составления полного списка страхов, а также чередования раздражения и расслабления страхов из списка в нарастающем порядке.

1Мышечная прогрессирующая релаксация по Джекобсону

Занятие проводится сидя. Голову нужно прислонить к стене, на подлокотники положить руки. Вначале следует вызвать у себя напряжение во всех мышцах последовательно, при этом это должно происходить на вдохе. Внушаем себе чувство тепла. При этом расслабление сопровождается очень быстрым и достаточно резким выдохом. Время напряжения мышц – около 5 секунд, расслабления – около 30 секунд.

1) Мышцы рук. Вытянуть руки вперед, расставить в разные стороны пальцы. Нужно пытаться так дотянуться пальцами до стены.

2) Кисти. Сжать кулаки максимально сильно. Представьте, что вы из сжимаемой сосульки выдавливаете воду.

3) Плечи. Попытаться дотянуться до мочек ушей плечами.

4) Стопы. Пальцами ног дотянуться до середины голени.

5) Живот. Свой живот сделайте каменным, как будто отражаете удар.

6) Бедра, голени. Фиксированы пальцы ног, поднимаются пятки.

7) Средняя 1/3 лица. Сморщить нос, скосить глаза.

8) Верхняя 1/3 лица. Сморщить лоб, удивленное лицо.

9) Нижняя 1/3 лица. Губы сложить «хоботком».

10) Нижняя 1/3 лица. Уголки рта отвести до ушей.

Бодинамика: основы

Бодинамический анализ, или бодинамика – это новаторский подход телесно-ориентированной терапии, основанный в Дании в семидесятые годы двадцатого века.

Важной особенностью бодинамических исследований является убедительная демонстрация факта, что в результате стресса мышцы человека могут сразу прийти в норму или остаться зажатыми (вот с этим гипертонусом мышц и работает вся классическая телесно-ориентированная терапия), или стать слишком слабыми, «недозаряженными», «опустошенными», дряблыми.

Согласно бодинамике каждый человек (с утробы до юности) проходит через семь основных стадий формирования характера. Каждая стадия должна «правильно» записать определенную тему, программу, опыт, ресурс. Каждая структура организована вокруг определённой потребности или права.

В бодинамике эти темы называют ещё и основными правами, которые либо ребёнок полноценно освоил, либо оказался лишён при неблагоприятных условиях воспитания. Освоение каждого права соответствует определённому возрасту:

1) Структура существования (2-й триместр беременности – 3 месяца). Тема — построение чувства безопасности существования и принятия себя таким, какой я есть.

2) Структура потребностей (1 месяц – 1,5 года). Тема – осознавать свои потребности, уметь о них заявлять, уметь их удовлетворять или откладывать.

3) Структура автономии (8 месяцев – 2,5 года). Тема – осознавать, где я могу справиться самостоятельно, а где необходимо попросить о помощи (независимость и помощь). Умение быть целеустремленным, научиться выстраивать приоритеты, планировать и достигать. Способность сохранять свое достоинство находясь во взаимосвязи (в контакте). Осознавание причинно-следственных связей. Умение сохранять свои границы. Способность проявлять интерес (а не ждать, что кто-то увлечет или развлечет). Умение различать свои чувства от чужих (т.е. не навязывать «свое кино» другому человеку).

4) Структура воли (2–4 года). Тема – уметь делать выбор. Различать факты от интерпретаций, действия от намерения, фантазии от реальности. Позволять себе быть сильным.

5) Структура любви и сексуальности (3 – 6 лет). Тема — установление баланса между любовными и сексуальными чувствами.

6) Структура мнений (5 – 9 лет). Тема – формирование собственного мнения и уважение другого.

7) Структура солидарности и проявления себя (7 – 12 лет). Тема — установление баланса между тем, чтобы быть лучшим и быть членом группы.

Таким образом, каждая структура – это определенный временной отрезок, когда «прописывается» определенная этому отрезку тема и задействуется соответствующая группа мышц.

А психомоторное развитие напрямую связано с когнитивной (мыслительной), социальной и эмоциональной сферой. Потому что человек – это целостная система. Поэтому, гипотонус (вялость) или гипертонус (зажатость) мышц напрямую отразится на его характере, а значит, и судьбе.

Итак, на каждой стадии развития ребёнок осваивает новые права и получает телесные навыки, развивая определённые группы мышц. Возникновение проблем связано с тем, что в какой-то момент и каким-то образом родителями может быть нарушено право ребёнка. И тогда ребёнок делает неосознанный выбор: отказаться от своих импульсов (действий, потребностей, эмоций), чтобы сохранить связь (при этом ущемить собственное достоинство) или настоять «на своем», пойдя на разрыв контакта (потеря взаимосвязи).

Если «права» ребёнка были нарушены в начальной стадии освоения определённой структуры, формируется позиция отчаяния, страха, отказа от действий в данном направлении, при этом соответствующие мышцы оказываются «не дозаряжены», т.е. остаются гипоактивными. Такая позиция в бодинамическом анализе называется «ранней» структурой.

Когда проблемы возникли на позднем этапе прохождения возрастной стадии, формируется напряжение, сдерживание, сопротивление, мышцы напряжены, гиперактивны. Эта позиция называется «поздней» структурой.

Как это выглядит на практике: 2-3 дня работа с соответствующей группой мышц на тренинге, а потом в течение полутора-двух месяцев самостоятельная работа дома. Т.е., освоение, закрепление и интеграция.

Дополнительно: «Телесная психотерапия. Бодинамика», автор Березкина-Орлова В.Б.

EMDR-терапия: основы

EMDR – Eye Movement Desensitization and Reprocessing, или по-русски – ДПДГ – Десенсибилизация и Переработка (травмы) Движениями Глаз.

Создательница EMDR-терапии, психолог Фрэнсин Шапиро, в 1987 году обнаружила (на своем личном примере), что ритмичные движения глаз + концентрация внимания на тревоге снижают ее интенсивность (эффект десенсибилизации).

Любая психотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку:

а) «достать» имеющийся негатив из неосознаваемого;

б) переработать его.

ДПДГ обеспечивает достаточную десенсибилизацию (понижение чувствительности), в результате чего мозг перестает «бояться» вновь запустить врожденный механизм по переработке стрессовой, травмирующей информации.

И тогда связанная с травмой информация с каждой серией движений глаз начинает ускоренным образом перемещаться по нейрофизиологическим путям, пока не будет достигнуто ее безболезненное осознание и «растворение» – интеграция с уже имеющейся позитивной информацией. В результате, память на события остается, но нарушение психического здоровья оказывается нейтрализованным.

Заключается техника в последовательном «включении» полушарий с определённой частотой. При этом человек входит в такой вид транса, в котором сам может разрешить ситуацию.

В EMDR для переключение полушарий обычно используются три способа:

1) двигая глазами вправо - влево;

2) хлопая себя ладонями по плечам (руки на плечах крест-накрест);

3) хлопая себя ладонями по бёдрам (руки лежат на бёдрах).

Методика техники:

1. Что меняем

Определите, что именно вы хотите изменить.

2. Концентрация на ситуации

Осознайте ощущение, связанное с этой оценкой, и сконцентрируйтесь на нём. Определите его кинестетические субмодальности:

где оно находится (чаще всего в районе живота или груди);

каков размер этого переживания;

интенсивность;

качество: напряжение, сжатие, распирание, холод, вибрация, движение.

Например:

o обидная ситуация в прошлом - давление в области груди;

o страх, что опоздаю на работу - комок в животе;

o раздражение по поводу задержки зарплаты - сжатие в горле.

Можно так же использовать визуальный образ ситуации. Но тогда лучше использовать не движение глаз - трудно одновременно удерживать образ и двигать глазами – а хлопки ладонями. При этом точно так же желательно определить визуальные субмодальности:

 

местоположение образа;

размер;

расстояние;

яркость;

наличие движения;

фокус;

ассоциация/диссоциация;

и так далее.

Точно так же можно концентрироваться на звуке – например, на голосе человека, который вас раздражает. И, аналогично, выясняются аудиальные субмодальности:

громкость;

направление звука;

высота;

моно/стерео;

скорость.

Короче, нужно сконцентрироваться на чём-то, связанном с тем, что мы изменяем: ощущении, картинке или звуке.

3. Сделайте одну сессию EMDR

То есть подвигайте глазами/постучите себя по плечам руками крест на крест/постучите себя руками по бёдрам, пока не захочется вдохнуть. Либо пока не пройдут 30 секунд.

4. Отследите, как изменилась оценка ситуации

Учтите, что в EMDR процесс изменения обычно проходит за несколько «сессий»: например ощущение будет постепенно как-то меняться или ослабевать, пока не исчезает или станет малозаметным. А картинка будет становится более тусклой и отдаляться. А голос будет становится более тихим.

Обычно результат получается после 3-4, а иногда и 7-9 сессий. Но после каждой сессии обычно происходит какое-то изменение. Так что вам нужно отследить, как изменилась оценка и осознать, что именно теперь она обозначает.

5. Сделайте ещё одну сессию EMDR

Если считаете, что стоит продолжить – сделайте ещё одну сессию EMDR. Повторяйте шаги 3 и 6 до тех пор, пока не получите желаемое изменение, либо пока не поймёте, что стоит закончить процесс.

Но если вы считаете, что вас устраивает новая оценка или если ощущение после последней сессии не изменилось – можно заканчивать.

6. Проверка работоспособности

Представьте, как вы теперь ведёте себя в той ситуации, с которой работали. Как изменились ваши ощущение и как вы теперь ведёте себя в этой ситуации?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: