Ответ пишущего эти строки на приведенное выше письмо




Дорогой отец Петр,

Я получил Ваше письмо в самый разгар нашей приходской работы, - рождественской жатвы – и не мог поэтому сразу ответить на него. Впрочем, Вы, со своей стороны, ждали несколько месяцев для того, чтобы как-то реагировать на мои к Вам два обращения…

Вы не упоминаете в Вашем письме еще об одном интересном документе, о котором Вы забыли, или который не попал к Вам в руки- это мое письмо к отцу Дюмону, Директору Научного Центра «Истина» - в Париже. Вы найдете копию этого письма в конце настоящего Обзора нашего парижского сотрудничества. (см. на стр.7)

Что я могу добавить к этому письму, кроме того, что за 15 лет своей активной, интересной и весьма полезной работы для нашего Апостольства в Париже, я все время пытался сплотить вокруг нашего прихода всех священников, занятых в той или иной отрасли русскими делами? Я шел упрямо и систематически к централизации литургической активности ВСЕХ для одного целого и в одном целом. Я предоставлял всем без исключения нашу церковь на ул. Франсуа-Жерар для совместных сослужений. С распростертыми объятьями я принимал всех вас у себя в доме, гостил вас радушно, по-русски, стремился создать (обрезана последняя строка стр.)

Из этих моих попыток ничего не вышло. Дух гордости и самомнения вел вас другими путями, к другим целям и планам. (Когда я склоняю «вы», «вами»,»вас» и т.д. не принимайте все это на свой счет. Вы были радостным исключением из числа этих «всех», о чем буду писать ниже.)

Вы предпочитали вести литургическую активность самостоятельно, вне нашего прихода, не считаясь с его существованием, против него. Вместо того, чтобы помогать русскому католическому приходу в Париже – единственному в нашем русском католическом рассеянии достойному этого названия – в его восхождении и развитии; вместо того, чтобы сотрудничать с его настоятелем, бьющимся как рыба об лед среди 30 православных приходов, в его работе, вы позволили опутать себя сатанинским самомнением и показать (не знаю кому и не понимаю зачем??) что вы и «сами с усами»!!!

Из года в год мне все труднее и труднее стало собирать вокруг себя для сослужений в нашем приходе своих собратьев по апостольству. Волами приходилось мне тащить оо. иезуитов из Медона для такой полезной демонстрации нашего сотрудничества, не говоря уже об о. Шалее, Вашем директоре, который явно и с самого начала отверг всякое сотрудничество со мной…

Вы хитрите, дорогой Отец Петр, в своем письме и посылаете

«Ангела мира» не по адресу. Пожелайте его Вашим собратьям – латинянам, призвав их к благоразумию!!!

Из года в год вы все дальше и дальше отходили от меня и нашего прихода в дебри самомнения, создавая свои собственные пути и центры ЛИТУРГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, в стенах и ВНЕ СТЕН своих институций, пока эта последняя не выросла в призрак опасной и вредной конкуренции с нашим приходом. Дошло до того, что о своих торжественных богослужениях, незаконно оторванных от нашей от нашей литургической активности, и совершаемых вами самостоятельно в различных церквах Парижа и Франции с участием епископа из Рима[322], вы меня даже не уведомляли. О приглашениях меня на такие службы и говорить не приходится. Шло буквальное затирание и отстранение меня и нашего прихода от питомой ему литургической активности, вне стен нашего прихода, куда вам так хотелось нас загнать….

Вы себя показывали хозяевами положения и подчеркивали мое ничтожество в лоне Католической Церкви. Впрочем, я знал это без вас и раньше вас!!!

Когда я попытался объясниться со своими собратьями по апостольству, и попробовал им напомнить от существовании нашего прихода в Париже, то меня высекли, буквально высекли, как уличного мальчишку, который путается не в свои дела… Отец Шалей грубо повесил трубку телефона, не дав мне возможности закончить первой фразы, не желая со мной вступать в обсуждение «не касающихся меня дел», а о. Стерпен сказал мне просто: »Мы сами знаем, что делаем и в советах не нуждаемся» (Сами, мол, с усами!!!)

А я все-таки являюсь заслуженным, убеленным сединами литургической, духовной и пастырской мудрости священником, имеющим известный стаж, сан и опыт, - не мальчишкой с улицы, чтобы со мной разговаривать в таком духе и тоне… Если латинские священники принявшие наш обряд будут себе позволять подобное третирование русских священников, то о каком единении можно говорить? Не думаю, что это было рентабельно для нашего апостольства…

Отход латино-бизантинов[323] в Париже от сотрудничества со мной и нашим приходом В ОБЛАСТИ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, пренебрежение мной и третирование меня вроде какого-то ничтожества вопиют к небу…И Вы думаете, что в такой «ПОМОЩИ» со стороны латинян-священников, принявших наш обряд нуждается Россия, Русская Церковь, русские пастыри и верующие??? Отнюдь НЕТ!!! Иереи типа о. Шалея и о. СТЕРПЕНА не нужны ни России, ни нашему апостольству, ни Католической Церкви …(вырезана часть строки)

…сама по себе, необычайно полезна для нашего дела, поскольку она не выходит из своих непосредственных рамок.

Обуяние манией латинского величия, благородного происхождения, «расового» превосходства и самомнении, иереи этого типа могут приносить только вред и отталкивать русских от католичества и Запада.

Было бы естественным и логическим, чтобы все иереи восточного обряда в Париже В ИХ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ВНЕ СТЕН СВОИХ ИНТИТУЦИЙ, были бы подчинены нашему приходу и его настоятелю, несмотря, а, может быть, именно поэтому, что он является русским, «отсталым азиатом» - (Minderwertige[324])….

Это шокирует Вас? Не возмущайтесь. Расовый латинский шовинизм существует в католической церкви, существует он и в нашем Апостольстве. Они далеко опаснее и значительнее национального шовинизма, с которым можно еще мириться. Этим «расовым» превосходством над нами вы все заражены в большей или меньшей степени.

С этой манией латинского величия необходимо бороться всеми силами и средствами. Необходимо смиренно подчиниться в нашем русском апостольстве русским по происхождению, если они этого достойны и к этому призваны и если вы хотите быть по-настоящему полезными для него. Необходимо потерять себя, отказаться от своего «Я», раствориться в нашем движении настолько, чтобы нельзя было говорить о латинянах «deguises en Popes Russes[325]»…

Все службы в Париже, кем бы и где бы они не совершались, должны быть под контролем прихода. Существующему в Париже ХАОСУ нужно положить конец! Наш приход должен стать естественным и логическим центром ЛИТУРГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ для всех без исключения. Распыленность сил, конкуренция нашему приходу со стороны латинян-священников, принявших наш обряд, соревнование с нами, погоня, - буквальная погоня, как на лошадиных скачках, - за службами в латинских церквах являются ЗЛОМ, совершенно недопустимым. Мы все должны работать над укреплением Русского Католического Прихода в Париже и это не потому, что мне этого хочется, а потому, что ЭТОГО ТРЕБУЮТ ИНТЕРЕСЫСАМОГО КАТОЛИЧЕСТВА.

Это единственный возможный MODUS VIVENDI в работе между восточными священниками в Париже. Противоприходская работа латино-бизантинов будет чревата тяжелыми последствиями и в этом смысле никаких уступок с моей стороны ждать не приходится. Я призываю всех вас к смиренному и беспрекословному подчинению себя

В ЛИТУРГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВНЕ СТЕН СВОИХ ИНТИТУЦИЙ настоятелю нашего прихода в Париже, кто бы им не был – «отсталый азиат» или «благородный латинян». Мне не в чем каяться ни перед кем. Я знаю. Что я ПРАВ и моя совесть чиста и спокойна перед всеми.

Надеюсь твердо на Вашу широту, на Вашу сознательность и смирение и жду вас в ближайшее воскресенье для сослужен6ия со мной. Вы, как всегда, будете приняты с распростертыми объятиями. Все будет забыто, по-русски. Вы не услышите ни одного слова упрека. Как я Вам писал – и в этом нет никакого противоречия с моей теорией и практикой – все мои мысли, все соображения, высказанные в нашем бюллетене, Вас не касаются. Мы с Вами, как Вы сами утверждаете, сотрудничали в продолжении 6 лет, без всякой тени неприязни. Вы помогали мне чистосердечно, безо всякой претензии на то, чтобы играть роль в нашем Апостольстве. Вы были идеалом, к которому должны, обязаны стремиться все латинские священники, принявшие наш обряд – быть незаметными бескорыстными тружениками, помощниками русским в их Апостольстве. ТАКИЕ СВЯЩЕННИКИ НАМ НУЖНЫ, ЦЕННЫ, ДОРОГИ. Если я, может быть, недостаточно ясно выразил это в своих статьях, то мое личное письмо к Вам не оставляло в этом никаких сомнений.

Мысль о самостоятельной литургической активности латинских священников среди русских, да еще вне и помимо участия русских священников, является благочестивым безумием или, просто от диавола! Россия, правда, - не Африка, давно канувшего в вечность средневековья и русские совсем … не негры, для того чтобы они могли принять и согласиться с интервенцией иностранцев-латинян, ущемляющей их национальную гордость и достоинство.

ЧТО ВЫВИДИТЕ В ЭТОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОБИДНОГО ДЛЯ ВАС? Почему дуетесь в пузырь, готовый лопнуть при малейшем прикосновении к нему?! Великая и культурная Россия не может служить объектом никакой интервенции. Она сама, своими собственными силами, должна прийти к католичеству. Вы только мешаете ей, претендуя на какое-то водительство, на самостоятельную миссию среди русских, с известным и слишком очевидным предубеждением к русским автохтонным пастырям.

Возвращаясь к ранее высказанному, необходимо поставить действенные точки над «i». Литургическая конкуренция, которую ведут с нами не приходские организации в Париже, имеющие к тому же свои собственные специальные задания и цели, недопустима, пагубна и фатальна для нашего Апостольства. Она не способствует его развитию, а вносит дезорганизацию в нашу жизнь, сеет рознь между автохтонным русским священником и священниками латинянами, принявшими наш обряд. Роль этих последних очень щепетильна и деликатна в нашем Апостольстве. Змиева мудрость и голубиная кротость должны быть принципами их участия в русском деле. Они не должны мешать нам, русским пастырям творить нашу литургическую самобытность. Неразумно. Опрометчиво. Неделикатно, при наличии в Париже хорошо организованного Русского католического прихода и опытного энергичного настоятеля, состязаться с ним в литургической активности. Отрывать гот прихода требы, службы и даже верующих. На это не согласится и не пойдет никакой настоятель прихода - «отсталый ли азиат» или "благородный латинянин»...

Первым и необходимым условием нашего успеха в работе среди рус­ских должна быть наша спетость, наша солидарность, наша взаимная толерантность и дискретность. Русские верующие устали от собственных юрисдикционных распрей и приходят к нам чтобы отдохнуть от них душей. Вместо этого они наталкиваются на такой же разброд в работе. Русские католические богослужения совершаются в Медоне, в Очаге "Двух Медведей", помимо этого в различных латинских храмах Парижа, всеми священниками латино-бизантинами, если этого им хочется, с прекрасно организованным пением, при наличии бесплатного материала - молодежи учащихся[326]. Наш приход, в это же время, изнывает от бессилия организовать хор, так как среди стареющей эмиграции нет певцов. Их буквально разрывают между 30 православными церквями, существующими в Париже, каждая из которых тратит большую половину своего бюджета на организацию пения.

Эта наша трудность доставляет видимое удовольствие нашим собратьям в Медоне, «Двум Медведям», в Научном Центре «Истина» и т.д. -У нас, мол-де, в этом смысле всё идет хорошо, а вы, вот, по­танцуйте.

Вместо того чтобы, помочь приходу выйти из этой трудности, латино-бизантины прекрасно спеты для того, чтобы согласованно и совместно вставлять нам спицы, в колеса и подставлять ножку нашей активности.

Тогда не лучше ли было бы закрыть приход и сосредоточить литургическую активность или в Медоне, или в Очаге, или в Центре или еще где-нибудь. Была бы, по крайней мере, ясность целей, которую преследуют все названные выше организации.... Они с беспринципной ясностью добиваются ликвидации последнего русского прихода, который им колет глаза.

Что ж, это удовольствие мы им можем доставить. Пишущий эти строки, за 40 лет служения католической идеи, устал от странной логики нашего Апостольства: иметь русское поле деятельности, русские верующие душ и, без того чтобы русские священники путались под ногами и мешали осуществлению известных планов ассимиляции русских. Россия, мол, гибнет, православие идет насмарку, священство мельчает - как раз время пристукнуть их всех одним махом и нало­жить на все латинскую лапу...

Как всё это наивно и иллюзорно!!!!

Для нас то, русских, нет никакого сомнения в том, что планы эти заранее обречены на провал,- громкий и неизбежный и что коварное «мене, текел, фарес»уже повисло над нашим АПОСТОЛЬСТВОМ, в его латинских целях и в его наивном осуществлении.

Русские уже раскусили и эти цели, и их наивное осуществление и не ловятся больше ни на какие латинские удочки, а сети наши обходят десятыми дорогами. Они достойно и поделом пренебрегают нами. В их бедных православных храмах, даже юрисдикционно разделенных, души горят верой и надеждой на возрождение Святой Руси, которая и без нас найдет путь спасения. Во всяком случае, возродилась она и дала нам примеры святости и благочестия, сонмы праведников, силу и богатство, красоту духовной культуры без помощи Запада и Латинской Церкви. Обойдется без них и в дальнейшем возрастании и в своей устремленности к Богу.

Пренебрежение русскими пастырями со стороны латинской кабалы, начиная с Ватикана и кончая всякими парижскими институтами, очагами и этюдами пойдет только на пользу православия и на посрамление самих же латинян..,. А что касается нас, русских пастырей, то мы привыкли "тыныкаться" в жизни и потеря рю Франсуа-Жерар[327] нисколько не страшит нас. Во славу Божию, можно примириться со всеми неудобствами нашего земного житья-бытья...

Конечно, вы. станете искать оправдание для несостоятельной литургической активности в аспекте недостатка русских автохтонных священников в нашем Апостольстве.

–«Нет, мол-де, русских священников, что делать?!»

Мы эту песню уже слышали. Сказка эта не нова!

Не лучше ли было бы вам задать себе бесхитростный вопрос: «ПОЧЕМУ ЭТИХ РУССКИХ СВЯЩЕННИКОВ НЕТ В НАШЕМ ДВИЖЕНИИ???? И ПОЧЕМУ ОТ НЕГО ПОСТЕПЕННО ОТХОДЯТ И ТЕ НЕМНОГИЕ СВЯЩЕННИКИ, КОТОРЫЙ ПО СУЩЕМУ НЕДОРАЗУМЕНИЮ В НЕГО ПОПАЛИ???»

Да потому что латинская уния неприемлема для русского религиозного сознания. Необходим какой-то сдвиг в этом смысле и зависит он, конечно не от нас рядовых пастырей.

Нужен авторитетный голос с высот Апостольского Римского Престола, гарантирующий русским православным полное сохранение их церковной самобытности, их достоинства, их независимости от латинской кабалы.

Пикантным является постановление Римской Курии снизить всех восточных Патриархов до положения простых епископов латинской церкви. Им может быть предоставлено кардинальское достоинство, (будто они в этом нуждаются,) если этого пожелают в Ватикане, а если не пожелают, то быть им при всех торжествах и при всех церемониях позади латинских кардиналов.... Пишущему эти строки пришлось самому наблюдать эту пикантность в Париже, когда Патриарх Максим IV был посажен за обеденным столом позади всех кардиналов и Папского Нунция и обносился лакеями не то 5-ым, не то 10-ым, а, в общем, N-ным по счету... Значит, и Патриарха Константинопольского и Патриарха Московского и всех других Патриархов, которые пожелают воссоединиться с Католической Церковью, ждет такая же «честь». Не трудно догадаться, что они не спешат и не будут торопиться к такой «чести»...

Такие вещи недопустимы и чужды церковной традиции, которая создается не одной только латинской практикой и не односторонне, но, повторяем, исправление их зависит не от нас. ОДНАКО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ТОНОМ ДЛЯ НАШЕГО АПОСТОЛЬСТВА и до тех пор, пока это не будет исправлено, мы будем тружениками, строящими дело НА ПЕСКЕ. В заключение скажу, что я взял на свои плечи непосильный труд и ПОДВИГ обличать и говорить ПРАВДУ, ТОЛЬКО ПРАВДУ. В нашем Русском Католическом Апостольстве нет других русских опытных и преданных делу священников, которые бы были способны на это. Каждый думает о своем личном спокойствии и благополучии. Это не значит, что они более полезны и более верны Католичеству. К слову будет сказать, что мои писания не являются преддверием к оставлению католичества. Нет, я умру католиком, но я буду несказанно рад отойти от всякой активности в нашем Апостольстве - этой «Притче во языцех», которая является бубном звенящим в пустыне...

Я не умею ловчить, хитрить и называть вещи несобственными именами, хвалить и величать то, что достойно само по себе порицания и осуждения. За эту откровенность, которая может принести только пользу нашему Апостольству, но которая не всем по сердцу, я нажил не мало врагов среди мелких людишек, которым дорого не дело, а собственная персона...

Но совесть моя спокойна. Я исполнил долг русского пастыря, преданного католичеству с одной стороны и родному православию - с другой.

Спаси-Бог, дорогой Отец Петр, за Ваше письмо и простите, что я использовал его, может быть против целей.которые оно преследовало»

Ваш о Господе, о. Павел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: