8.1. Критерии и критериальные показатели оценки результатов государственного экзамена
Шкала оценивания уровня подготовленности выпускника. Знания и умения выпускников оцениваются на государственном экзамене по 4-хбалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно), причём общая оценка складывается из оценок, полученных за первый и второй этапы экзамена.
Письменная работа (эссе) – первый этап государственного экзамена – проверяется экзаменаторами в соответствии со следующими критериями оценки выполнения задания:
* соответствие содержания целям задания (соответствие заданного письменного текста предложенной теме, его лингвопрагматическим характеристикам, а также полнота раскрытия темы и аргументированность);
* организация письменного текста (композиционная организация, логика изложения, связность, деление на абзацы);
* языковое оформление (разнообразие использованной лексики и грамматических структур, лексическая и грамматическая правильность, стилистическая адекватность, идиоматичность, орфография и пунктуация);
* выполнение требований к оформлению.
Требования к оформлению письменной работы:
1. Работа должна быть выполнена ручкой, чётким почерком, без помарок.
2. Исправления допустимы, однако они должны быть выполнены аккуратно.
3. «Поля» обязательны.
4. Каждая страница должна быть пронумерована и подписана (Ф.И.О. студента, учебная группа, факультет).
5. Работа должна выполняться только на листах с печатью МГЛУ.
При оценке письменной работы (эссе) экзаменаторы руководствуются следующими критериями оценки лингвистической правильности:
Смысловая ошибка – это искажение смысла текста, вызванное недопониманием текста, нарушением логики раскрытия темы, неправильным употреблением грамматических конструкций, несоответствием лексических единиц. Смысловая ошибка приравнивается к одной полной ошибке.
|
Грамматическая ошибка – единичные случаи нарушения грамматической нормы языка (неправильное употребление артикля, неправильное употребление временных форм глагола, несогласование членов предложения, неправильное употребление предлога, нарушение порядка слов и т.д.), не приводящие к искажению смысла. Грамматическая ошибка приравнивается к 1/3 полной ошибки.
Лексическая ошибка – ошибка в употреблении лексической единицы, не искажающая смысла текста. Лексическая ошибка приравнивается к 1/3 полной ошибки.
Стилистическая ошибка – отступление от стилистической нормы языка (ошибочное употребление синонимов, нарушение правил сочетаемости, нарушение частности употребления грамматических форм, использование стилистически неприемлемых эквивалентов и т.п.). Стилистическая ошибка приравнивается к 1/4 полной ошибки.
Орфографическая ошибка – приравнивается к 1/5 полной ошибки.
Пунктуационная ошибка – приравнивается к 1/5 полной ошибки.
Полной ошибкой считаются: смысловое искажение; каждые три лексические ошибки; каждые три грамматические ошибки; каждые четыре стилистические ошибки; каждые пять орфографических или пунктуационных ошибок.
Экзаменаторы выносят на поля работы смысловые, грамматические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки, дают в конце работы краткие замечания о степени соответствия работы критериям оценки и выставляют оценку, подлежащую утверждению составом комиссии.
|
Письменная работа оценивается:
* «отлично» при общем соответствии вышеназванным критериям, отсутствии смысловых искажений и при наличии не более двух полных некоммуникативных ошибок;
* «хорошо» при частичном несоблюдении вышеназванных критериев и/или наличии не более трех полных ошибок, в т.ч. не более одной смысловой ошибки;
* «удовлетворительно» при наличии многочисленных несоответствий вышеназванным критериям и/или наличии не более пяти полных ошибок, в том числе не более двух смысловых ошибок;
* «неудовлетворительно» при несоответствии работы вышеназванным критериям и/или большем количестве ошибок.
Студент, неудовлетворительно выполнивший письменную работу, допускается к устному этапу экзамена, но при этом общая оценка не может превышать оценки «удовлетворительно».
За ответ на втором этапе государственного экзамена оценка выводится по итогам выполнения трёх заданий, включённых в экзаменационный билет. При этом во внимание принимаются не только недочёты, но и положительные моменты ответа – в частности, идиоматичность речи, правильность фонетического и ритмико-интонационного оформления речи, глубина знаний теоретических положений, знаний лингвострановедческого характера и т.п.
Ответ на втором этапе государственного экзамена оценивается членами экзаменационной комиссии на основании следующих критериев оценки:
* соответствие содержания целям задания;
* организация устной речи;
|
* языковое оформление (идиоматичность, разнообразие использованной лексики и грамматических структур, лексическая и грамматическая правильность, стилистическая адекватность, темп речи и её фонетическое и ритмико-интонационное оформление).
При оценке ответа на втором этапе государственного экзамена члены экзаменационной комиссии руководствуются теми же критериями оценки лингвистической правильности, что и при оценке первого этапа экзамена (письменной работы – эссе). Вместо орфографических и пунктуационных ошибок учитываются ошибки фонетического и интонационного характера.
К типичным фонетическим и интонационным ошибкам относятся
- оглушение конечных звонких согласных;
- неразличение противопоставлений кратких и долгих, открытых и закрытых гласных;
- неправильное произношение дифтонгов;
- русифицированная интонация утвердительных и вопросительных предложений;
- ударение на служебных словах – артиклях, вспомогательных и модальных глаголах, личных и притяжательных местоимений; союзах.
При оценивании второго этапа государственного экзамена важнейшим критерием является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, то есть умение поддерживать речевую коммуникацию, отсутствие пауз, мешающих речевому общению и связанных с поиском средств выражения нужного значение.
Ответ на втором этапе государственного экзамена оценивается:
* «отлично» при общем соответствии вышеназванным критериям, отсутствии смысловых ошибок и при наличии не более одной некоммуникативной ошибки;
* «хорошо» при частичном несоблюдении вышеназванных критериев и/или наличии не более двух полных ошибок, в том числе не более одной смысловой ошибки;
* «удовлетворительно» при наличии многочисленных несоответствий вышеназванным критериям и/или наличии не более четырёх полных ошибок, в том числе не более двух смысловых ошибок;
* «неудовлетворительно» при несоответствии ответа вышеназванным критериям и/или большем количестве ошибок.
8.2. Порядок выставления итоговой оценки выпускнику по результатам сдачи государственного экзамена.
Общая оценка за первый и второй этап государственного экзамена выставляется:
Оценка за письменную работу | Оценка за устный ответ | Итоговая оценка |
«отлично» | «отлично» | «отлично» |
«хорошо» | «отлично» | «отлично» |
«хорошо» | «хорошо» | «хорошо» |
«отлично» | «хорошо» | «хорошо» |
«удовлетворительно» | «хорошо» | «хорошо» |
«удовлетворительно» | «отлично» | «хорошо» |
«удовлетворительно» | «удовлетворительно» | «удовлетворительно» |
«неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «удовлетворительно» |
«неудовлетворительно» | «хорошо» | «удовлетворительно» |
«неудовлетворительно» | «отлично» | «удовлетворительно» |
«хорошо» | «удовлетворительно» | «удовлетворительно» |
«неудовлетворительно» | «неудовлетворительно» | «неудовлетворительно» |
«удовлетворительно» | «неудовлетворительно» | «неудовлетворительно» |
9. Приложения:
Приложение 1. Экзаменационный билет (образец).
Приложение 2. Наборы статей (к билетам) для проведения государственного экзамена.
Приложение 3. Диск / карта памяти в аудиофрагментами (к билетам) для проведения государственного экзамена.
Приложение 4. Протокол заседания государственной аттестационной комиссии (образец).
Приложение 5. Комплект экзаменационных билетов для проведения государственного экзамена.
Заведующий выпускающей кафедрой (оставить нужное) | Радченко О.А. | |
(подпись) | (инициалы и фамилия) | |
«____» _________20 __ г. |
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета | ||
(подпись) | (инициалы и фамилия) | |
«____» _________20 __ г. | ||
Начальник Учебно-методического управления | ||
(подпись) | (инициалы и фамилия) | |
«____» _________20 __ г. |
Приложение 1
к программе государственного экзамена
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
(ФГБОУ ВПО МГЛУ)
_____________________________________________________________________________________________________
(наименование факультета)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ[1] № 1 |
Государственный экзамен |
(наименование экзамена) |
для студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) |
(код и наименование направления подготовки (специальности) |
Профиль подготовки/Специализация/ Наименование образовательной программы |
(оставить нужное) |
(наименование профиля подготовки для программ подготовки бакалавра) (наименование специализации для программ подготовки специалиста) (наименование образовательной программы для программ подготовки магистров) |
1. …………………………………………………………….
2. …………………………………………………………….
3. Практическое задание: …………………………………………………………….
4. Практическое задание: …………………………………………………………….
Председатель экзаменационной комиссии | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
Приложение 2
к программе государственного экзамена
Приложение 3
к программе государственного экзамена
Приложение 4
к программе государственного экзамена
Форма № 25
ПРОТОКОЛ № _____
ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ (ГАК) № _____
(заполняется на каждом государственном экзамене)
О приеме государственного экзамена _____________________________________
(название государственного экзамена)
по направлению подготовки/специальности ___________________________________
(оставить нужное) ((код и наименование направления подготовки (специальности))
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование профиля подготовки для программ подготовки бакалавра)
(наименование специализации для программ подготовки специалиста)
(наименование образовательной программы для программ подготовки магистров)
на факультете ________________________________________________________________________
«» _________ 20 г. с ______ час. _____ мин. до ______ час. _____ мин.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель ГАК | ||
Зам. председателя ГАК (председатель экзаменационной комиссии № ___) | ||
Члены экзаменационной комиссии | ||
Экзаменуется студент _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Вопросы: 1._____________________________________________________________
(в соответствии с экзаменационным билетом)
2. __________________________________________________________
(в соответствии с экзаменационным билетом)
3. ______________________________________________________________
(в соответствии с экзаменационным билетом)
Общая характеристика ответа студента на заданные вопросы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ ГАК:
Признать, что студент _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
сдал государственный экзамен с оценкой _________________________________
(прописью)
Особое мнение членов экзаменационной комиссии __________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Председатель ГАК | |||
(инициалы и фамилия) | (подпись) | ||
Зам. председателя ГАК (председатель экзаменационной комиссии № ___) | |||
(подпись) (инициалы и фамилия) | |||
Члены экзаменационной комиссии | |||
(инициалы и фамилия) | (подпись) | ||
Лицо, составившее протокол | |||
(инициалы и фамилия) | (подпись) | ||
[1] В билет, в соответствии с программой государственного экзамена в обязательном порядке включаются 2 и более практических заданий. Содержательно практические задания должны быть направлены на проверку готовности выпускника к решению профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВПО и общей характеристикой ООП.