ИНСТИТУТ АГРОЭКОЛОГИИ
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Картография почв
Методические указания для самостоятельной работы студентов
Миасское
2015
Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Картография почв» для студентов агрономического факультета обучающихся по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» и составлены в соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Агрохимия и агропочвоведение».
Составитель:
Матвеева Е. Ю. – канд. биол. наук (Институт агроэкологии – филиал ФГБОУ ВО ЮУрГАУ)
Рекомендовано учебно-методической комиссией Института агроэкологии к использованию в учебном процессе и к изданию (протокол № 9 от 27.11.2015 г.)
© Южно-Уральский государственный аграрный университет, 2015
© Институт агроэкологии, 2015
Цель самостоятельной работы по дисциплине
«Картография почв»
В процессе подготовки студентов по направлению Агрохимия и агропочвоведение и получения необходимых знаний по дисциплине «Картография почв» важна их самостоятельная работа. Процесс изучения дисциплины «Картография почв» предусматривает ряд связанных функционально между собой этапов: лекционные занятия, лабораторные занятия, самостоятельную работу, контроль по самостоятельной работе и зачет по дисциплине.
Самостоятельная работа студентов предполагает активное, последовательное и подробное освоение ими соответствующих учебных материалов дисциплины по всем её структурным разделам с использованием рекомендуемой основной, дополнительной литературы и интернет-источников.
|
Самостоятельная работа требует от студента творческой активности, умения найти и переработать информацию, необходимую для усвоения вопросов, предложенных для самостоятельного изучения. Самостоятельная работа является составной частью основной образовательной программы. Её цель – укрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекционных, практических и лабораторных занятиях, приобретение необходимых навыков работы с учебной и научной литературой и проработке лекционного материала.
Для успешного освоения изучаемого материала рекомендуется:
- подготовка реферата.
Преподаватель контролирует ход и результаты самостоятельной работы в различных формах:
- обсуждение с учебной группой подготовленных рефератов;
- тестирование.
Задачи самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Картография почв»
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
– готовность обучающихся к самостоятельному труду;
– мотивация получения знаний;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
– консультационная помощь преподавателя.
В процессе самостоятельной работы студенты должны научиться использовать знания, полученные на лекциях, лабораторных занятиях. Уметь четко и ясно формулировать ответы на предложенные темы, свободно ориентироваться в учебной и научной литературе, предлагаемой преподавателем для более широкого раскрытия пройденного материала.
|
Вид работы для реализации самостоятельной работы
№ п/п | Название раздела | Вид работы |
Введение | Подготовка реферата. Русские ученые в истории почвенной картографии | |
Топографическая и картографическая основа картографии почв. Производство почвенной съёмки | Подготовка реферата, контрольное тестирование. Изучение почвенной карты России: географические и региональные закономерности распространения основных почв, их краткая характеристика. Изучение почвенной карты Западной Сибири: основные почвы, их краткая характеристика и закономерности их распространения. Почвенный покров Урала от тундровой до сухостепной зоны: закономерности распространения и свойства почв. Почвенный покров Челябинской области. Вертикальная и широтная зональность распространения и свойства почв. |
Задания для самостоятельной работы
1 Написание реферата – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации. В реферате должны быть отражены основные принципиальные положения, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность реферата значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Шрифт текста Times New Roman размер шрифта 14, выравнивание по ширине, первая строка отступ – 1,25, межстрочный интервал полуторный, автоматическая расстановка переносов, нумерация страниц внизу по середине, поля: левое - 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 18 мм, правое – 10 мм. В тексте должны быть ссылки на литературные источники в квадратных скобках [ ], в списке источники указывать в порядке цитирования. В заголовках разделов, таблиц, рисунков точка в конце не ставится, в тексте должна быть ссылка на таблицы и рисунки.
|
Контроль проводится в виде проверки рефератов преподавателем.
Реферат оценивается по усмотрению преподавателя оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов | - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. |
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 30 баллов | - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 20 баллов | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. |
5. Грамотность Макс. - 15 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |
Содержание реферата и критерии оценки реферата (табл.) доводятся до сведения студентов перед написанием. Оценка объявляется студенту после проверки реферата.
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
Баллы | Оценка |
86 – 100 баллов | «отлично» |
70 – 75 баллов | «хорошо» |
51 – 69 баллов | «удовлетворительно» |
мене 51 балла | «неудовлетворительно» |
Предлагаемые темы рефератов:
1 В.В. Докучаев как основоположник картографии почв.
2 Павел Андреевич Костычев – выдающийся почвовед.
3 Вклад Н. М. Сибирцева в методику описаний почв.
4 Почвовед К.Д. Глинка.
5 Вклад Г.Н. Высоцкого в изучение почв.
6 К.К. Гедройц – выдающийся почвовед, физико-химик и агроном.
7 Деятельность Л.И. Прасолова.
8 Изучение почвенных ресурсов в СССР.
9 Почвенная карта России.
10 Географические и региональные закономерности распространения основных почв на карте России, их краткая характеристика.
11 Почвенная карта Западной Сибири.
12 Основные почвы Западной Сибири, их краткая характеристика.
13 Закономерности распространения основных почв Западной Сибири.
14 Почвенный покров Урала.
15 Закономерности распространения почв на Урале.
16 Основные почвы Урала, их краткая характеристика.
17 Почвенный покров Челябинской области.
18 Почвенный покров Красноармейского района.
19 Почвенный покров Брединского района.
20 Почвенный покров Кусинского района.
21 Вертикальная зональность распространения и свойства почв.
22 Широтная зональность распространения и свойства почв
По усмотрению студента могут быть предложены свои темы, соответствующие темам дисциплины.
2 Тестирование
Тестирование используется для оценки качества освоения студентом образовательной программы по дисциплине. По результатам теста студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа студента (табл.) доводятся до сведения студентов до начала зачета. Результат тестирования объявляется студенту непосредственно после его сдачи.
Шкала | Критерии оценивания (% правильных ответов) |
Оценка 5 (отлично) | 80-100 |
Оценка 4 (хорошо) | 70-79 |
Оценка 3 (удовлетворительно) | 50-69 |
Оценка 2 (неудовлетворительно) | менее 50 |
1 Совокупность почв мира образует …
а) геосферу
б) гидросферу
в) педосферу
2 Основоположник мелкомасштабного картографирования
а) Неустроев С.С.
б) Сибирцев Н.М.
в) Докучаев В.В.
3 Как составлялись почвенные карты до развития картографии почв (до XIX в.)?
а) наугад
б) методом опроса
в) никак не составлялись
4 Каковы особенности почв как объекта картографирования?
а) свойственна изменчивость в пространстве
б) она «невидима»
в) это непрерывное образование
5 Специальная карта, которая отображает почвенный покров определённой территории
а) карта географического районирования
б) почвенная карта
в) биоклиматическая карта
6 Детальность почвенных карт определяется
а) временем года
б) опытом составителя
в) масштабностью съемок
7 Какие карты составляются для материалов, частей света, крупных государств, природных районов; используются в научных и учебных целях?
а) обзорные
б) мелкомасштаюные
в) детальные
8 Масштаб съёмки выбирается в соответствии …
а) со сложностью почвенного покрова
б) с назначением материалов почвенных исследований
в) с временем года
9 На настольные и настенные карты делятся по …
а) масштабу
б) способам использования
в) общему характеру
10 Базовые и прикладные карты выделяют по
а) общему характеру
б) назначению
в) характеру обобщения материала
11 Систематизация всей информации на карте заключена …
а) в названии карты
б) в легенде
в) в масштабе
12 Каждая почва имеет свой буквенно-цифровой индекс, сокращенно передающий её название. Какая почва обозначается индексом ЧО?
а) чернозем обыкновенный
б) чернозем осолоделый
в) чернозем выщелоченный
13 Гранулометрический состав почв на карте показывается …
а) цветом
б) штриховкой
в) буквами и цифрами
14 Каким показателем не определяется качество почвенных карт?
а) ненаглядность
б) наглядность
в) детальность
15 Форма пространственных смен элементарных почвенных ареалов (контуров), выделенных на почвенной карте, - это …
а) ЭПА
б) СПП
в) ЭПС
16 Чтобы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления строят …
а) профили
б) разрезы
в) полуямы
17 Какова протяженность границы между почвенными контурами на местности в метрах, если масштаб карты составляет 1:20000, а протяженность границы на карте – 12 см?
а) 24 м
б) 2400 м
в) 240 м
18 Какие сельскохозяйственные угодья на космических снимках выделяются резко выраженными в большинстве случаев прямолинейными контурами?
а) залежь
б) сенокос
в) пашня
19 В каком из рабочих периодов почвенного обследования устанавливают общие задачи и определяют объекты исследований, масштабы почвенной съемки, подготавливают топографическую основу, необходимые материалы, экипировку и пр.?
а) подготовительном
б) полевом
в) камеральном
20 Географическая привязка объекта съемки – это …
а) определение принадлежности обследуемой территории к природно-сельскохозяйственному району
б) представление о неоднородности почвенного покрова
в) дифференциация в пределах изучаемой территории
21 Выделяют три вида почвенных разрезов: …
а) основные, неосновные и полуразрез
б) основные, полуямы и прикопки
в) разрез, полуразрез и прикопки
22 В зависимости от типа почв глубина основного разреза колеблется
а) от 20 до 100 см
б) от 1 до 1,5 м
в) от 1,5 до 2,5 м
23 Глубина полуям в зависимости от типа почвы обычно составляет
а) от 20 до 100 см
б) от 1 до 1,5 м
в) от 1,5 до 2,5 м
24 Каким знаком обозначают на почвенной карте основной разрез?
а) □
б) о
в) ●
25 Сопровождающийдокумент, облегчающий использование и интерпретацию почвенных материалов – это …
а) картограмма
б) пояснительная записка
в) легенда
Список литературы
Основная:
1 Вальков, В. Ф. Почвоведение: учебник для бакалавров / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 527 с.
2 Ковриго, В. П. Почвоведение с основами геологии: учебник / В. П. Ковриго, И. С. Кауричев, Л. М. Бурлакова; под ред. В. П. Ковриго. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: КолосС, 2008. 439 с.
3 Курбанов С. А., Магомедова Д. С. Почвоведение с основами геологии: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2012. 288 с.: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3804
4 Кирюшин, В.И. Классификация почв и агроэкологическая типология земель [Электронный ресурс]: учебное пособие. СПб.: Лань, 2016. 284 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71751
5 Безуглова, О.С. Классификация почв: учебное пособие / О.С. Безуглова; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет". Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2009. 128 с. -https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241013
6 Герасимова, М.И. География почв России. Учебник [Электронный ресурс]: учебник. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), 2007. 315 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/el
7 Добровольский, Г.В. География почв [Электронный ресурс]: учебник. М.: МГУ имени М.В.Ломоносова (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), 2006. 464 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1
Дополнительная:
1 Классификация почв и агроэкологическая типология земель: учебное пособие / автор-сост. В. И. Кирюшин. СПб.: Издательство "Лань", 2011. 288 с.
2 Кирюшин, В. И. Агрономическое почвоведение / В. И. Кирюшин. М.: КолосС, 2010. 687 с.
3 Общее почвооведение / В. Г. Мамонтов [и др.]. М.: КолосС, 2006. 456 с.
4 Розанов, Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы / Б. Г. Розанов. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
5 Ковриго, В. П. Почвоведение с основами геологии / В. П. Ковриго, И. С. Кауричев, Л. М. Бурлакова; ред. В. П. Ковриго. М.: Колос, 2000. 416 с.
6 Ганжара, Н. Ф. Практикум по почвоведению / Н. Ф. Ганжара, Б. А. Борисов, Р. Ф. Байбеков; под ред. доктора биологических наук, профессора Н. Ф. Ганжары. М.: Агроконсалт, 2002. 280 с.
7 Ганжара, Н. Ф. Почвоведение / Н. Ф. Ганжара. М.: Агроконсалт, 2001. 392 с.
8 Практикум по почвоведению с основами геоботаники / А. А. Яскин [и др.]. М.: Колос, 1999. 256 с.
9 Куликов, Я.К. Почвенные ресурсы: учебное пособие / Я.К. Куликов. Минск: Вышэйшая школа, 2013. 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235762
10 Докучаев, В.В. Картография русских почв. Объяснительный текст к почвенной карте Европейской России [Электронный ресурс]: монография. СПб.: Лань, 2014. 120 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52678
Периодические издания:
- журнал «Почвоведение»;
- журнал «Плодородие»
Электронные издания:
"Труды Кубанского государственного аграрного университета " издательства КубГАУ (Кубанский государственный аграрный университет) https://e.lanbook.com/journal/element.php?pl10_id=2302
"Вестник Курганской ГСХА" издательства КГСХА им. Т.С.Мальцева (Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева) https://e.lanbook.com/journal/element.php?pl10_id=2297