Право в системе социальных норм, его особенности. Мораль и право.




Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право — составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования — правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

13)Понятие права и его признаки. Концепции современного правопонимания.

Право – один из видов социальных регуляторов, т.е. правил поведения, регулирующих отношения людей (индивидов и коллективов) между собой.

 

Современные концепции правопонимания

Современные научные концепции правопонимания можно представить тремя подходами к суждению о праве:

1. Естественно-правовой (идеологический, аксиологический). Исходная форма бытия права — общественное сознание, идея, пред­ставление о праве. Отсюда следует, что право — не тексты закона. Право — это система идей (понятий) об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, естественных условиях их возникно­вения и реализации, порядке и формах защиты. Идеи находятся в об­щественном сознании и ориентированы на моральные ценности. Этот подход предписывает, каким должно быть содержание права.

Право и закон разграничиваются, первенство отдается праву как выражению справедливости, а закон рассматривается как его форма, призванная соответствовать праву как его содержанию. Выразителями этого подхода являются сторонники теории естественного права: они утверждают приоритет интересов человека перед интересами государства, рождение человека с набором натуральных прав, которые не должны отчуждаться государством. Кроме естественных прав, человек, по их мнению, получает от государства позитивные права, которые также должны быть обеспечены. При всей прогрессивности данной теории естественно-правовое понимание права оказалось неспособным определить систему естественных прав человека, найти критерии этих прав, связать формирование права с обществом.

 

2. Нормативистский (позитивистский). Исходная форма бытия права — норма права. Право трактуется как творение власти, как сис­тема норм, изложенная в законах и иных нормативных актах, выража­ющих государственную волю, то есть как «позитивное право». Закон и право отождествляются, а властная принудительность считается их основным признаком. В указаниях власти отыскиваются истоки норм права. Оценка права со стороны правоприменителя (должностного лица, государственного органа, предприятия, учреждения) исключается, так как считается, что государство творит справедливые нормы права, даже если в них закреплено своеволие. Сторонники этого подхода ограничиваются описанием содержания права, ставят личность в прямую зависимость от государства и его органов. Однако нормативное право-понимание имеет ряд позитивных черт: оно выделяет норму права как ведущее правовое средство; ориентирует на такие свойства права, как точность, однозначность правового регулирования; уделяет внимание совершенству разработки юридических понятий и категорий. Выразителями этого подхода являются юристы, которые разделяют теорию юридического позитивизма и нормативистскую теорию права.

3. Социологический. Исходная форма бытия права — обществен­ные отношения; право — порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей. Правом признается его функционирование, «действие» в жизни, в сложившихся и складывающихся общественных отношениях («живое право»). Здесь его находит законодатель (и закрепляет в нормативно-правовых актах) или суд (и закрепляет в форме судебного прецедента). То, что записано в законах и иных нормативно-правовых актах, а не вышло из «жизни», определяется как «мертвое право». При ценности учета «жизни» права в об­щественной среде некоторые сторонники такого подхода прибегли почти к отождествлению самостоятельных процессов: творчества и применения права. Между тем условием соблюдения и обеспечения режима законности может быть деятельность правоприменителя в границах, установленных законом, государственная поддержка (охрана и защита) права, сформированного в обществе.

Сторонники данного подхода — юристы, которые разделяют позиции социологической и реалистической теорий права.

Право не сводится к норме, не существует лишь в форме абстрактного (естественного) закона, не «растворяется» в правовом отношении, в юридически значимых действиях правоприменителя либо в «народном духе» или в человеческой психике и т. д. Его аспектами являются и то, и другое, и третье. Право — сложный, многомерный, многоаспектный феномен.

4.Среди различных подходов следует отдать предпочтение интег­ральному (дат. integer), коммуникативному подходу, достоинства которого состоят в выявлении и объединении всего ценного из имеющихся концепций правопонимания. Интегральный (интегрирующий) подход возникает на основе диалога всех школ и течений в современном правоведении как западных, так и восточных. Он призван не механически объединить противоречивые позиции, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями. Такими моментами являются, прежде всего, правовая идея (теория естественного права), норма права (нормативистская (позитивистская) теория права) и правоотношения (социологическая теория права), позволяющие понять природу права.

 

 

14)Функции права. 


Под функциями права следует понимать - основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

Проф. Т. Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

 

Проф. С. С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов — экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение новых общественных отношений.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную, которые производны от основных.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

 

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

 

15)Понятие и признаки нормы права. 


Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

Норма права имеет следующие признаки:

общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);

формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах – законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);

государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия – стимулированием и принуждением);

представительно - обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);

микро системность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

 

 

Структура нормы права.

Правовая норма состоит из трех частей:

гипотеза;

диспозиция;

санкция.

Гипотеза

Гипотеза (условие, предположение) – элемент нормы права, который указывает на условия ее действия, применения, определяемые посредством закрепления юридических фактов.

Гипотеза нередко указывает на принадлежность лица к гражданству того или иного государства, достижение лицом определенного возраста, его вменяемость, сроки вступления нормы права в действие и пр. Так, например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость.

Существует несколько классификаций гипотезы.

По характеру содержания

общие (абстрактные) гипотезы определяют условия действия общими признаками. Например, в уголовном праве общей гипотезой является достижение лицом возраста уголовной ответственности;

конкретные (казуистические) гипотезы, устанавливающие частные специальные условия действия правовой нормы. Таким условие может быть, например, наличие определенной должности или статуса.

В статьях уголовного права, регулирующих ответственность за должностное преступление, обязательным является наличие специального субъекта, то есть должностного лица. Или в уголовно-процессуальном кодексе изложены обстоятельства, при которых уголовное дело не возбуждается или прекращается.

По степени определенности

Абсолютно определенные гипотезы, которые содержат конкретные факты (например, сроки исковой давности).

Абсолютно неопределенные гипотезы, предоставляющие органам власти при необходимости применять юридическую норму. Такие гипотезы не содержат конкретных параметров и являются своего рода дополнением к основной, четко определенной гипотезе.

Например, ч. 1 ст. 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией».

 

Условия четко определены для того чтобы норма вступила в действие. Ч.2 этой статьи указывает на дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка».

В данном случае обстоятельства лишены конкретности и не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии на органы суда.

Относительные гипотезы содержат указание на ограниченные условия действия нормы;

Например, ст. 503 Гражданского Кодекса гласит, что покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков. В данном случае покупателю предоставляется право выбора варианта действия.

По степени сложности

Однородные (простые) гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия.

Например, ч. 2 ст. 945 Гражданского Кодекса гласит: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». В данном случае гипотеза содержит одно условие — заключение договора личного страхования.

Составные (сложные) гипотезы, определяющие зависимость нормы права от двух и более условий.

Например, п. 2 ст. 17 Закона о гражданстве гласит: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Согласно данной норме гражданство ребенка зависит от двух обстоятельств: во-первых, ребенок должен быть рожден на территории Российской Федерации, во-вторых, ребенок должен быть рожден от лиц без

Альтернативные гипотезы связываю действие нормы с одним из нескольких условий, определенных нормой права.

Например, в ст. 31 Семейного Кодекса РФ определено, что «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного из перечисленных условий для отказа в инициировании бракоразводного процесса.

Диспозиция

Диспозиция – элемент нормы права, который определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Именно в диспозиции наиболее четко проявляются сущность и функции правовой нормы.

 

Диспозиции классифицируются по нескольким основаниям.

По способу описания

Простые диспозиции содержат указание на совершенное деяние без описания его признаков ввиду его очевидности.

Например, п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса РФ гласит: «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владении и пользование этим земельным участком…».

Описательные (сложные) диспозиции перечисляют все признаки правомерного и ли противоправного поведения.

В качестве примера можно рассмотреть ст. 249 Гражданского Кодекса РФ, в котором говорится, что «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

Отсылочные диспозиции не содержат описания признаков деяния, а ссылаются на другую норму того же нормативного акта.

Так, например, при характеристике квалифицированного преступления в уголовном праве, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

Бланкетные диспозиции ссылаются на другой нормативный акт или указывают на незаконность действий и отсылают правоприменителя к соответствующему закону.

Например, ответственность за уничтожение критических мест обитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

По юридической направленности

представительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения. Например, кредитора и заемщика, арендатора и арендодателя и пр.;

обязывающие диспозиции определяют вид и меру поведения обязанного лица, например, работодателя или работника согласно условиям трудового договора;

управомочивающие диспозиции указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя;

рекомендательные диспозиции объясняют желательное или целесообразное поведение, в котором заинтересовано общество и государство. В качестве примера можно привести ограничение в посещении гражданами по туристическим путевкам стран, в которых существует реальная опасность для их жизни и здоровья;

запрещающие диспозиции указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Санкции

 

Санкция – часть правовой нормы, которая предусматривает определенные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы. Иными словами санкция означает меру наказания или ответственности за несоблюдение нормы права.

Санкции классифицируют в зависимости от ключевого признака.

По характеру последствий

негативные (неблагоприятные) санкции выраженные в виде, например, лишения свободы, штрафа и пр.;

позитивные санкции, которые предусматривают правовые поощрения.

Например, премирование сотрудника за добросовестное выполнение своих обязанностей, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и пр.

По степени определенности

Абсолютно-определенные санкции предусматривают четкую меру наказания.

Например, ст. 463 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». В данной статье предусмотрена одна санкция – отказ покупателя от сделки купли-продажи.

Относительно-определенные санкции указывают низшую и высшую границы меры принуждения или только высшую границу. Наиболее характерен данный вид санкций для уголовного права.

Например, ч. 1 ст. 105 Уголовного Кодекса РФ предусматривает меру наказания за убийство в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Альтернативные санкции содержат вариации, а суд может выбрать любую из них.

Например, в ст. 143 Уголовного Кодекса РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

Кумулятивные санкции, допускающие или обязывающие применение к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную.

Например, ч. 2 ст. 290 УК РФ гласит: «Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Вывод

Каждый из элементов структуры нормы права имеет свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.


 

Виды норм права.

Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

1) в зависимости от содержания:

исходные - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие - присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные - относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

конституционные,

гражданские,

административные,

земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера:

материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.):

процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия:

постоянные (содержащиеся в законах);

временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

 

6) в зависимости от функций:

регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и

охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ);

специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:

абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);

относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и

альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия:

общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ),

региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и

локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы:

правовые нормы законов;

правовые нормы подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования:

управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств),

обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и

запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества:

принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и

негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

18)Дайте определение понятиям «принципы», «аксиомы», 
«презумпции» права. Укажите сходство и различия между ними. 


Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязанностей

6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

7.сочетание убеждений и принуждений

8.федерализм

К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

 

1.В УПК презумпция невиновности

2.В ТП свобода труда

3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

Принципы закреплены в Конституции

Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права:

1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах).

2) гуманизма.

3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.),

4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей,

5) принцип единства прав и обязанностей.

6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

 

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязаннос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: