Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Воспитание ребенка с сенсорным нарушением представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, слабовидящие и слабослышащие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально- психологической адаптации к условиям современной жизни.
Готовность дошкольника с сенсорным нарушением к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства.
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Вопросы формирования готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха освещены значительно меньше. Некоторые аспекты готовности глухих и слабослышащих детей к школьному обучению представлены в исследованиях Н. И. Беловой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной и др.
Основной проблемой, с которой сталкивается ребенок с нарушением слуха уже в раннем возрасте, является трудность установления взаимоотношений с окружающими людьми, которым принадлежит ведущая роль в создании адекватных и развивающих условий коммуникативной деятельности детей, что является важнейшим фактором их нормального психического развития. Этот сложный процесс слит с деятельностью ребенка, которая на каждом возрастном этапе приобретает новые черты и особенности.
|
Е.Г. Речицкая, исследуя психологическую готовность слабослышащих детей к обучению в школе, выявила некоторые значимые критерии готовности к школьному обучению слабослышащих детей: эмоционально-волевые, умственные, мотивационные.
По уровню эмоционально-волевой готовности слабослышащие дошкольники приближаются к группе слышащих сверстников. Различия результатов определяются ролью речи, выступающей как средство регуляции поведения дошкольника, развития его волевых качеств. Небольшая часть слабослышащих детей в процессе выполнения заданий имеет более высокие оценки, чем слышащие сверстники, как правило, это дети, посещавшие детский сад в течение 4 лет и хорошо усвоившие программу, а также дети, имеющие высокий уровень речевого развития.
Вместе с тем, необходимо отметить, что большинство слабослышащих и слышащих дошкольников имеют средний уровень эмоционально-волевой готовности к школьному обучению.
Существенные различия между слабослышащими и слышащими детьми обнаруживаются при диагностике умственной готовности к школе. При изучении умственной готовности слабослышащих детей к школе необходимо иметь в виду теоретическую модель развития, отражающую его закономерности и возрастные этапы с присущими им новообразованиями. Отечественные психологи и педагоги выделяют три основных критерия, отражающих уровень умственного развития детей: уровень развития речи, уровень развития сенсорно-перцептивных действий и степень сформированности наглядно-образного и логического мышления.
|
Изучение особенностей мотивационной готовности к школе слабослышащих показывает, что для большинства дошкольников с частичными нарушениями слуха наиболее значимыми, как и в норме, являются мотивы, связанные с косвенным продуктом учения (социальные, игровые, мотивы, связанные с внешней атрибутикой школьной жизни). Вместе с тем, у трети испытуемых доминируют учебно-познавательные мотивы.
Можно отметить зависимость доминирующей мотивации от степени осведомленности о школьной жизни, от степени психологического эмоционального комфорта в процессе обучения, интереса к обучению, к школе. Наличие среди слабослышащих детей, имеющих весьма ограниченное представление о школе и доминирующую мотивацию, связанную с внешней атрибутикой школьной жизни и игрой, свидетельствует о недостаточном уровне мотивационной готовности и о необходимости коррекционно-педагогического воздействия на личность, интересы ребенка с нарушением слуха. Все это свидетельствует о важности выделения в работе учителя-дефектолога направления, связанного с формированием мотивации учения в отдельное звено коррекционно-развивающего обучения в специальном детском саду.
Обобщающий анализ состояния эмоционально-волевой, мотивационной и интеллектуальной сферы слабослышащих детей позволяет условно выделить уровни готовности к обучению в школе детей с нарушениями слуха.
Высокий уровень показывают дети, которые в ситуации принятия и выполнения экспериментальных заданий проявляют высокую степень сформированности эмоционально-волевой регуляции. У этих детей отмечается доминирование познавательной и социальной мотивации, что свидетельствует о готовности к принятию «внутренней позиции школьника».
|
У дошкольников, среднего уровня готовности, наблюдается зависимость эмоционально-волевой регуляции поведения от объема предложенных заданий. В мотивационной сфере отмечаются мотивы, связанные с косвенным продуктом учения. Вместе с тем, дошкольники обнаруживают достаточно высокую обучаемость.
Треть слабослышащих дошкольников подготовительной группы показывают низкий уровень регуляции поведения, произвольного внимания. Степень речевого недоразвития у этих детей сочетается с низкой продуктивностью мышления. Вследствие ограниченных представлений о школе у них преобладает мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни и игрой. При выполнении заданий им, как правило, необходима постоянная обучающая помощь учителя-дефектолога, поскольку у них выявляется неумение самостоятельно овладеть обобщенными способами решения задач и перенести их в аналогичные ситуации.
При подготовке глухих и слабослышащих детей к школе особое внимание уделяется развитию способности к восприятию словесной речи, развитию умения контролировать свою речь, пользоваться речью, говорить внятно и четко.
Восприятие человеком связной речи возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Непосредственной предпосылкой восприятия связной речи является речевой слух.
У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Но и небольшие остатки слуха имеют существенное значение в жизни человека, т.к. этот слух можно использовать для частичного восприятия речи, ее коррекции, постановки и автоматизации звукопроизношения. В том случае, когда восприятие слов и фраз невозможно, то слух имеет большое значение для работы над ритмом речи, ударением, голосом.
Поэтому работа по развитию слухового восприятия неречевых звуков и речи приобретает важное значение для коррекции познавательных процессов и подготовки детей к обучению в школе.
Целью такой работы является формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Содержанием занятий по развитию слухового восприятия (РСВ) являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.
Письменная речь дает возможность ребенку с нарушением слуха полноценно воспринимать речь посредством чтения, и воспроизводить ее в печатном (прописном) виде.
Именно поэтому очень важно раннее обучение грамоте (с 2-х лет). Использование письменной речи позволяет обогатить словарный запас ребенка. Умение детей с нарушением слуха читать и писать основательно расширяет возможности коррекционной работы со специальным педагогом.
Обучение грамоте осуществляется в несколько этапов. Первый этап предполагает обучение детей с первых годов жизни, а второй этап базируется на полученных знаниях и помогает детям говорить связно, предложениями из уже изученных слов.
Главное место в обучении грамоте педагоги отдают вспомогательным письменным табличкам, они являются вспомогательным средством в овладении речью. С появлением каждого нового слова или фразы, педагог учит ребенка его читать и произносить.
Обучение грамоте может начинаться с 2-х лет. Важно, чтобы к этому моменту в ходе общения и проведения игр-занятий ребенок уже научился концентрировать внимание на лице говорящего, ожидая получения нужной ему информации. Обучение начинается с использования табличек, которые ребенок воспринимает целиком, как картинку.
Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 2,5–3 см, шириной 1,5–2 см, с небольшим расстоянием между ними, на полосках картона одинакового размера. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером одного цвета, лучше черного, чтобы ребенок ориентировался на написанное слово (фразу), а не на внешний вид таблички. Фраза должна располагаться на одной строчке, без переноса слов. При произнесении слова (фразы) табличка держится у подбородка, чтобы было хорошо видно написанное, и губы говорящего.
Когда ребенок начнет понимать то или иное слово-поручение в письменном виде, оно предлагается ему уже устно, без таблички. При этом, когда малыш начинает действовать, взрослый хвалит его и в подтверждение правильности выполнения задания показывает написанное слово или фразу.
Следует иметь в виду, что часть детей раньше начинает узнавать слова в устной речи, чем в письменной (по табличке). В первую очередь это относится к детям, с которыми занятия проводятся с первых месяцев жизни, а также к малышам с относительно небольшим снижением слуха. Чтобы подготовить таких детей к обучению чтению, целесообразно использовать иной прием: взрослый показывает написанное слово (или фразу) молча и только тогда, когда ребенок начинает действовать, произносит его.
Второй этап обучения грамоте заключается в обучении детей формировать слова из разрезной азбуки (дети учатся говорить связные предложения).Сначала нужно попросить ребенка составить слово по табличке – образцу. Перед детьми выкладывается предмет или картинка (например, изображение рыбки). Ему предлагается положить соответствующую картинку, выбрав ее из трёх предложенных, затем взрослый достает дубликат первой таблички. На глазах ребенка педагог разрезает ее на буквы и предлагает собрать из них слово под первой табличкой. Упражнение проводится в течении 2-3 дней, при этом используются только хорошо знакомые слова (в устной и письменной форме).