Темы рефератов (докладов, сообщений)




Г.

Тема занятия №8. Донецкий регион в преддверии нового времени (середина XVI XVII вв.)

Актуальность. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью – «Дикой степью». В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.

Уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Казаки совместно и успешно вели борьбу турецко-татарской агрессией против украинских и русских земель, самой яркой страницей этой борьбы стало Азовское сидение, крайне болезненно ударившее по самолюбию турецкого султана. Запорожское казачество стало общенациональным лидером украинского народа, который с конца XVIв. подвергался гнету со стороны Речи Посполитой. Там, где поднимались на борьбу крестьяне или горожане против феодального и национального угнетения, непременно появлялись казаки. Они становились подлинными народными защитниками, военным стержнем восставших, защитниками православия.Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укрепленные зимовники. В начале XVII века здесь стали оседать русские служилые люди Изюмской черты, а также черкасы (малороссы, ушедшие от польского господства с территории польских владений на Украине). Во второй половине XVII века началась масштабная миграция малороссов на восток, в Слободскую Украину. Северная часть нынешнего Донбасса стала в те времена частью Слобожанщины, где быстро росло население. Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной России. На нынешнем историческом этапе актуальность данной темы многократно возрасла, т.к. в современной украинской историографии история этого периода активно используется в информационной борьбе с Россией, как доказательство, что «Донбасс всегда был Украиной».

Цели занятия:

учебные: выявить и осмыслить сущность и значение борьбы запорожского против политики Речи Посполитойи их совместной с донскимказачествомборьбой против турецко-татарской агрессии; изучить сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна, процесс колонизации и хозяйственного освоения Донбасса;

развивающие: отработать навыки обобщения и систематизации знаний о хронологии событий; формировать навыки мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы и работы в творческой группе;

воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности.

Вид занятия и форма проведения: семинар.

План семинара

1. Казачество в борьбе с польской агрессией. Освободительная война украинского народа под предводительством Б.Хмельницкого.

2. Массовое стихийное переселение украинского населения в российско-украинское пограничье – на Слобожанщину и в Подонцовье.

3. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.

4. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в.

 

Вопросы на уточнение и закрепление:

–Каково значение национально-освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого в XVII в.?

–Ведущая роль казачества в Национально-освободительной войне против Речи Посполитой – это реальность или преувеличение?

–Каковы причины массового переселения украинского населения на Слобожанщину и в Подонцовье в XVII в.?

–Почему именно к Азову было такое пристальное внимание как казаков, так и турок?

–В чем проявилось военное искусство казаков?

–В чем заключается значение «Азовского сидения»?

–Причины продвижения Российского государства в Подонцовье и Приазовье в XVII в.

–Победа Российского государства в Азовских походах обусловлена активным участием казачества?

–Какие виды хозяйственной деятельности развивались по мере заселения края?

– Чем вызван интерес к соляному промыслу?

Задание: актуализировать знания по теме, ответив на вопросы. Написать тесты по вариантам. Ответы присылать в обсуждение.

 

Срок исполнения –30.10.2020 г.

Преподаватель: Твердохлеб А.Ю.

 


Приложения

 

Темы рефератов (докладов, сообщений)

1. Антиукраинская политика Речи Посполитой.

2. Крестьянско-казацкие восстания на украинских землях кон. XVI – нач. XVII вв.

3. «Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Подонцовья.

4. Поселения беглых и уходников в Подонцовье.

5. Азовское сидение 1637-1642 гг.

6. Первый Азовский поход русской армии и украинских казаков (1695 г.).

7. Второй Азовский поход. Взятие Азова (1696 г.).

8. Создание Белгородской засечной черты

9. Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте.

10. Административно-политическое и социальное устройство края.

11. Формирование Изюмского полка.

12. Основание города Бахмута.

13. Основание города Славянска.

14. Зимовники запорожских казаков.

 

Задание. Прочитайте отрывок из сочинения французского инженера Гийома де Боплана о Запорожской Сечи и ответьте на вопросы:

Существовало ли у казаков «военное искусство»? Какие особенности в морской технике казаков отмечает французский инженер на службе польского короля Гийом де Боплан?

" Прежде всего высылают они на Запорожье всякие принадлежности, необходимые для похода и для постройки лодок, затем отправляются сами на Запорожье и занимаются постройкой лодок. За одну лодку принимаются человек шестьдесят и изготовляют одну в две недели - так как они мастера на все руки. Основой служит ивовый или липовый челн, длиной в 45 футов; на него набиваются из досок борта так, что получается лодка в 60 футов длины, 10-12 футов ширины и такой же глубины. Кругом челн окружается валиком из плотно и крепко привязанных пучков камыша. Затем устраивают два руля, сзади и спереди, ставят мачту для паруса и с каждой стороны по 10-12 весел. Палубы в лодке нет, и при волнении она вся наполняется водой, но упомянутый камышовый валик не дает ей тонуть. Таких лодок в течение 2-3 недель 5 тысяч казаков могут изготовить от 80 до 100. В каждую лодку садиться 50-70 человек. На бортах лодки укрепляются 4-6 небольших пушек. В каждой лодке квадрант (для определения направления пути). В бочках провиант - сухари, пшено, мука. Снарядившись таким образом, плывут по Днепру; впереди атаман с флагом на мачте. Лодки идут так тесно, что почти касаются одна другой. На устье Днепра обыкновенно держат свои галеры турки, чтобы не пропускать казаков, но последние выбирают темную ночь во время новолуния и прокрадываются через камышовые заросли. Если турки заметят их, начинается переполох по всем землям, до самого Константинополя; султан рассылает гонцов по всем прибрежным местностям, предостерегая население, но это помогает мало, так как через 36-40 часов казаки оказываются уже в Анатолии (на малоазийском побережье). Пристав к берегу, они оставляют около каждой лодки на страже двух казаков и двух помощников ("джур"), а сами, вооружившись ружьями, нападают на города, завоевывают их, грабят, жгут, удаляясь от берега на целую милю, и с добычей возвращаются домой ".

 

Задание. Проработав высказывания, дайте оценку событиям и определите значение Азовских походов для России и для казачества.

«Ни одна великая нация, не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого... ни одна великая нация никогда не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья ее рек были от нее оторваны. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья» (К. Маркс - Секретная дипломатия XVIII века. Цит. по «История СССР», т. I, M., ОГИЗ, 1947).

 

«Россия не могла оставлять... устья Дона, Днепра и Буга и Керченский пролив в руках кочевых татарских разбойников» (К. Маркс).

 

Спустя несколько лет после азовских походов Петра, в период переговоров с Турцией о мире (в 1699 г.) московские дипломаты, отстаивая закрепление Азова за Россией, доказывали, что «когда Азов, Казыкермень и другие крепости будут в русском владении, то своевольные люди обоих государств уймутся; эти крепости великий государь (Петр) не для какой-нибудь себе славы с своей стороны держать изволяет, но только для унятия с обеих сторон своевольных людей» и что «если на время мира казаки пойдут войною на турецкие и крымские места, то вольно побивать их как злодеев; а когда из походу возвратятся, то по царскому указу учинена им будет смертная казнь...» (Цитируем по С. М. Соловьеву. - История России с древнейших времен, изд-во «Общественная польза», СПБ, т. XIV, ст. 1232).

 

«Всякий потентат (властитель), который только сухопутные войска имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». (Петр I)

 

«Азов взят. И вот летом, в Москве, получают от него (Петра) письмо: «Господь Бог двалетние труды и крови наши милостию своею наградил: азовцы видя конечно свою беду, сдались». Неудача, сламывающая слабого, возбуждает сильного; неудача первого азовского похода выказала те громадные силы, которыми обладал Петр; здесь последовало явление великого человека. С этих пор мы будем иметь дело с Петром Великим» (С. М. Соловьев. - Публичные чтения о Петре Великом. Чтение пятое, изд-во «Общественная Польза», СПБ, ст. 1024).

 

«… будто по манию волшебного жезла, маленький ботик царя Алексея превратился в грозный флот императора Петра, непокоренные дружины стрельцов - в стройные полки. На стенах Азова была брошена перчатка Порте: горе тебе, луна двурогая!» (В. Г. Белинский. - Литературные мечтания (Элегия в прозе). Избранные философские произведения, т. I, Гослитиздат, М., 1948).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: