1. Физическая подготовка.
2. Техническая подготовка.
3. Тактическая подготовка.
4. Психологическая подготовка.
5. Интегральная подготовка.
6. Теоретическая подготовка
7. Соревновательная и игровая подготовка.
В подготовке спортсменов в игровых видах спорта принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, соревновательную. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.
1. Физическая подготовка.
Данные науки и практики показывают, что высокий уровень физической подготовки является базовым фундаментом, на котором строится мастерство спортсменов в игровых видах спорта.
Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры.
По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка делится на общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку.
Основной задачей общей физической подготовки является повышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:
1. Разностороннее физическое развитие.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
3. Развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.
5. Повышение психологической подготовленности.
6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.
|
Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики вида спортивных игр.
Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы и др.
Основными средствами ОФП являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.
Эти упражнения тотальны по своему воздействию,заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме. В зависимости от тренирующего воздействия этих упражнений они предназначаются для развития определенных физических качеств. Но воспитывать физические качества в игровых видах спорта надо не вообще, а учитывая особенности игры.
Специальная физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей, развитие специальных физических качеств, необходимых для игры, лучшее и более быстрое овладение техническими приемами и тактическими действиями.
Специальная физическая подготовка является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки иболее специфичны:
|
1. Развитие специальных физических качеств.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма занимающихся.
3. Повышение психологической подготовленности.
4. Создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основными средствами СФП являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.
Физическую подготовку можно давать как в отдельном занятии, так и в тренировочном занятии, применяя ее в разных частях занятия.
2. Техническая подготовка.
Техническая подготовка – это процесс обучения технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование техники.
Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки в игровых видах спорта.
Основными задачами технической подготовки являются:
1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
|
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.
4. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.
Обучение и совершенствование в технике - это многолетний процесс, в котором принято выделять три этапа: начального обучения, углубленного разучивания и дальнейшего совершенствования, цель которого - достижение высшего спортивного мастерства.
Этап начального обучения. Он имеет большое значение, здесь закладывается фундамент технического мастерства. Этому этапу соответствует стадия формирования начального умения выполнять главные варианты движения, причем в основных чертах.
Методической задачей на этом этапе является овладение основами техники и общим ритмом движений без лишних мышечных напряжений.
На этапе начального обучения изучают основные приемы техники, формируются навыки выполнения и использования их в игре. Вначале прием изучают изолированно, а затем в сочетании с другими приемами. В последовательности изучения технических приемов, способов и вариантов господствует принцип от главного к второстепенному.
Обучение начинают с техники перемещения, затем переходят к технике владением мячом в простых условиях. При этом основное внимание обращают на овладение следующими элементами: правильным положением в рабочей позе, на стыке подготовительной и основной фаз, структурой движений по фазам технического приёма и их сведением в целостное действие.
Освоение технических приёмов проводят в специально созданных для этого условиях. Когда у занимающихся появляются чёткие представления, внимание концентрируют на овладении некоторыми деталями приема. Очень важно добиваться согласованности в работе звеньев тела при оптимальном размахе движения в нужном ритме.
При дальнейшем обучении условия усложняются, постепенно подводя занимающихся к освоению изученных приемов в простейших играх. Такое усложнение достигается: изменением исходных положений; выполнением приёмов после предварительных перемещений; увеличением площади действия.
Средства: подготовительные, подводящие упражнения и упражнения по технике.
Методы: показ, объяснение, разучивание по частям и в целом, исправление ошибок, анализ выполнения, использование тренажеров – повторный и круговой метод
Этап углублённого разучивания. Его задача расширение и закрепление навыков, выполнение способов и вариантов техники игры, глубокое изучение и совершенствование способов и вариантов технических приемов на основе овладения деталями движений. Для решения этих задач необходимы:
1. Оптимизация структуры движений при выполнении технических приёмов (уточнение амплитуды, темпа и ритма, согласованности работы звеньев, непринуждённость выполнения).
2. Повышение точности результата при выполнении технических приёмов.
Освоение технических приёмов на этом этапе проводят в сложных условиях:
- выполнение приема в сочетании с другими техническими приёмами;
- изменение трудности выполнения самого приёма (необычное исходное положение, изменение способа перемещения, времени действия и т.д.);
- повышение требований к качеству и эффектности выполнения приёма;
- создание простейших моделей игровой ситуации, в которых время выполнения приема ограничено, введение сбивающих факторов.
Этап дальнейшего совершенствования. На этом этапе решают следующие задачи:
1. Закрепление навыка выполнения изучённых приемов и максимальное приспособление техники к индивидуальным особенностям игрока.
2. Определение вариантов технических приёмов, которые выполняются наиболее эффективно (коронные).
3. Расширение количества вариантов технических приёмов, умение свободно переходить от одних к другим.
4. Овладение техникой специфических приёмов для выполнения определённых функций в команде.
5. Стабильное и надежное выполнение вариантов при сбивающих факторах и активном противодействии противника.
6. Выполнение технических приёмов с высокой эффективностью в условиях утомления и большого технического напряжения.
Совершенствование техники должно проходить в условиях, приближённых к игре. Для этого дают задания выполнить технические приёмы с максимальной быстротой и точностью, в необычных условиях, при сопротивлении условного соперника, в состоянии утомления и значительного эмоционального напряжения, при формировании предварительной установки.
Для совершенствования техники используют различные упражнения, сочетание приёмов и чередование их в определённой последовательности, в меняющихся условиях игры. Кроме того, широко используются игровые упражнения (в том числе подвижные игры), учебные и товарищеские игры. Разнообразное сочетание методов и средств создаёт неограниченные возможности для совершенствования техники.
Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.
Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в игровых видах спорта являются:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) неправильное представление движения в техническом приеме;
в) неверное ощущение мышечных восприятий;
г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
д) несистематическое посещение занятий, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
е) обучающийся мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техники приемов.
При изучении технических приемов необходимо учитывать правильную последовательность изучения материала.
Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но основная направленность занятий для всех такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, создавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполнении технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки не идеальными мячами, в залах с недостаточным освещением и т.д.).
3. Тактическая подготовка.
Тактика игры — это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях.
Главная цель тактической подготовки – научить занимающихся, выполнять технические приемы, сообразуясь с обстановкой спортивной борьбы.
Основными задачами тактической подготовки являются:
· Развитие психофизиологических способностей и физических качеств.
· Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики игры, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд).
· Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.
· Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов.
· Формирование умений переходить от нападения к защите и наоборот.
· Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.
· Изучение применяемых игровых систем в защите и нападение и их вариантов.
· Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность).
· Анализ участия в соревнованиях.
Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источниками знаний в области тактики являются: литература по виду спорта, лекции, беседы, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ.
Ведущее место в тактической подготовки занимают упражнения по тактике, двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.
Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы.
Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.
Главное средство обучения и совершенствования тактики игры — многократное выполнение упражнений, действий, элементов.
В период начального обучения и на этапах совершенствования, разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.
Освоение и совершенствование тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):
· без сопротивления партнеров;
· с пассивным сопротивлением;
· с активным «управляемым» противником;
· в соревновательной форме с партнерами по команде;
· в соревновательной форме с противником.
Период начального обучения тактике условно можно разделить на четыре этапа:
1 этап – главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре – быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие.
2 этап – формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность).
3 этап – обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.).
4 этап – изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.
Тактику игры в игровых видах спорта принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.
Совершенствование тактики происходит в специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности. В специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности, как правило, выполняется не одно технико-тактическое действие, а их сочетание. Например, прием мяча с подачи, вторая передача и нападающий удар в волейболе.
4. Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка - это организованный, управляемый процесс реализации потенциальных психических возможностей обучающихся в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики спортсмена - его восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств. Спортивная деятельность требует специализированного развития тех или иных психических функций, волевых качеств спортсмена.
Следовательно, для того чтобы определить круг задач психологической подготовки и их содержание необходимо знание психологических особенностей их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.
Принято выделять общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию.
Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической, тактической, интегральной подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной тренировки.
Задачи психологической подготовки в игровых видах спорта примерно таковы:
1. Воспитание морально-волевых качеств личности, мотивации занятий спортом, конкретной игрой.
2. Воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности.
3. Целенаправленное развитие психических функций применительно к требованиям игры. В игровых видах спорта выделяют глазомер и умение пользоваться периферическим зрением, специфические виды восприятия («чувство мяча», сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера»), внимание (объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение), тактическое мышление, память, способность быстро оценивать игровую обстановку, принимать решения и контролировать свои действия.
4. Формирование спортивного коллектива и психологического климата команды. Важность этой задачи вытекает из специфики игровых видов спорта как командных видов.
5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе 'самой игры.
Воспитанию эмоциональной устойчивости способствуют специальные приемы, которые применяются с целью снижения утомления и восстановления спортивной работоспособности; снятия или снижения нервного переутомления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований; устранение неблагоприятного эмоционального состояния перед соревнованиями или во время игры.
Психологическая подготовка к конкретному матчу строится на основе общей психологической подготовки и направлена на решение следующих задач:
- осознание игроками значимости предстоящего матча;
- изучение особенностей условий предстоящего матча (время, место).
- выявление сильных и слабых сторон соперника и подготовка к матчу с их учетом и учетом своих возможностей в настоящий момент;
- формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижении победы в предстоящем матче;
- преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим матчем; создание бодрого эмоционального состояния.
Для решения задач психологической подготовкой применяются:
1. Лекции, беседы, диспуты на политические и этические темы.
2. Личный пример тренера.
3. Убеждение.
4. Побуждение к деятельности.
5. Поощрение.
6. Наказание.
7. Поручение.
8. Обсуждение в коллективе (не только в команде, но и в производственном коллективе, к которому она относится).
9. Приучение к условиям соревнований.
10. Проведение совместных занятий менее подготовленных спортсменов с более сильными (детских с молодежными, молодежных со взрослыми и т. д.).
11. Контрольные игры с «гандикапом».
12. Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.
13. Соревновательный метод.
14. Составление игроком плана тренировочного занятия и самостоятельное проведение.
15. Превышение какого-то задания по сравнению с предыдущим занятием.
5. Интегральная подготовка.
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (технической, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности спортсменов.
В достижении спортивного результата в игровых видах спорта условно можно выделить три ступени:
1. Уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.
2. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.
3. Реализация технических приемов через тактические действия.
Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал.
В арсенале игровиков много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. К этому надо добавить фактор согласованности действий. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.
Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям.
Задачи интегральной подготовки:
· осуществление связей между физической и технической подготовкой;
· осуществление связей между технической и тактической подготовкой;
· осуществление связей между тактической и физической подготовкой;
· реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве в игровых действий.
Основные средства интегральной подготовки:
- упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно; упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения);
- учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике;
- контрольные игры с установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.
6. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка - одна из важных сторон в практической реализации результатов тренировочной работы в соревнованиях. Она включает в себя:
- идеологическую подготовку;
- общеобразовательную (школьную и профессиональную);
- знания об индивидуальной и групповой этике поведения;
- знания о деятельности организма;
- знания о методике тренировки;
- знания о питании, восстановлении, педагогическом и врачебном контроле;
- значения о психологических аспектах игры и приемах саморегуляции психического состояния;
- знания о структуре правил игры;
- знания о тенденциях развития игры, средствах и методах борьбы с игровой системой противника;
- знания о научных разработках в игре.
Средства теоретической подготовки включают:
· лекции и семинары;
· изучение специальной литературы;
· беседы с врачами, тренерами, научными работниками;
· просмотр и прослушивание кино, радио, телевидения;
· педагогические наблюдения, анализ полученных материалов;
· анализ проведенных игр;
· ведение дневника самоконтроля.
Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию игроками сути выполняемого на тренировках и соревнованиях. Теоретические занятия проводятся в аудитории, приспособленной для демонстраций слайдов, кино-, видеоматериалов и др. Всем спортсменам заранее сообщаются тема предстоящего занятия, рекомендуемая литература. Подготовленное сообщение подкрепляется цифровым материалом, плакатами, графиками, видеозаписями и др.
7. Соревновательная и игровая подготовка.
Соревновательная подготовка занимает значительное место в многолетнем процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. В игровых условиях происходит закрепление технико-тактических действий (приемов, комбинаций, систем). Такая подготовка как бы интегрирует отдельные стороны всего процесса подготовки.
Учебные игры позволяют создавать ситуации, почти сходные с соревновательными. Они могут быть: дробными (применение отдельных игровых действий); целостными (действия соответствуют содержанию игровой фазы); двусторонними (поставленную задачу решают две команды) и односторонними (одна команда выполняет основную задачу, а другая группа игроков — обслуживающую роль).
Тренировочные игры проводят на счет и с соблюдением правил игры с внесением тренером корректировок в расстановку игроков и составы команд.
Товарищеские игры проводятся с командами других клубов, школ. Выбор команды для спарринга зависит от конкретной цели, которую тренер поставил перед своей командой.
Контрольные игры проводят в преддверии соревнований с соперниками, отличающимися по характеру, стилю, способам ведения тактической борьбы. Контрольные игры могут проводиться по форме турниров команд.
Календарные игры (официальные соревнования) органически входят в систему подготовки спортсменов. Регулярное участие в соревнованиях — обязательное условие для приобретения и развития у спортсменов надежности навыков, тактического мастерства, воли к победе.