Тесты для определения способности к моторному приспособлению.




Билет № 5

  1. Характеристика методов психологического исследования.
  2. Тесты для определения способности к моторному приспособлению

.Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделировани е как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Проективные методики,в свою очередь могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

 

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

Тесты для определения способности к моторному приспособлению.

Моторные способности диагностируются при профотборе, особенно в спорте. Изучается скорость, темп, точность движения, зрительно-моторная координация,, тремор, точность мышечных усилий и т. д.Можно, например, использовать следующие упражнения для тестирования двигательных способностей:

скорости – бег на дистанции от 20 до 100 м со старта и с хода; бег на месте за 10 с с максимальной частотой;

выносливости – бег на дистанции от 500 до 3000 м в зависимости от подготовленности и возраста;

силы – измерение силы кисти и становой силы, полидинаметрия (статическое измерение силы мышечных групп), отжимание от пола или на брусьях, подтягивание (мужчины), удержание в висе (женщины); скоростно-силовых качеств, прыгучести, взрывной силы – прыжок в длинуи в высоту с места, многократные прыжки (тройной, четверной и т. д.), броски набивного мяча, метание и толчки набивного мяча, толчок ядра; гибкости – наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами (определяется отрезок касания пальцев рук от плоскости, на которой расположены подошвы ног); разведение ног в стороны (определяется расстояние от вершины угла, образуемого ногами до пола); «мостик» — в положении стоя на руках и ногах, прогнувшись (результат определяется отрезком от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого);

скоростной выносливости – челночный бег 4 x 10 м, челночный бег побаскетбольной площадке – от лицевой до линии штрафной и обратно (5,8 + 5,8 м);от лицевой линии до середины площадки (14 + 14 м); от лицевой до линии штрафного броска на другой половине площадки (22 + 22 м) и от лицевой до лицевой и обратно (28 + 28 м). Всего испытуемый пробегает 140 м (В. Колос, 1989);

силовой выносливости – из положения лежа поднимание туловища до коленей, согнутых под 90° (количество раз за 30, 60 или 120 секунд). Удержаниетуловища в положении сидя, туловище наклонено по отношению к полу под углом 40°, ноги в коленях согнуты под 90°. Партнер удерживает испытуемого за ступни ног. Результат определяется по максимальному времени удерживания туловища в секундах;

координации – кувырки вперед на время, ведение мяча рукой в беге с изменением направления (или слаломный бег с ведением мяча рукой); то же с ведением мяча ногой; прыжок вверх с вращением – определяется угол ротации туловища в градусах. Испытуемый выполняет прыжок на двух ногах влево и вправо, затем на одной ноге – на левой – в левую сторону, на правой – в правую сторону

Билет № 6

  1. Тестирование скоростно-силовых способностей.
  2. Самооценка психического состояния.

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки. поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках), подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя), прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

2. Самооценка психического состояния.

Самооценка психических состояний по Г.Айзенку

Данный тест направлен на изучение психологического состояния личности через диагностику таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.

Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

 

Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Внимательно прочтите эти высказывания. На каждое высказывание выберите ответ из трех альтернатив: 1) Да, это состояние мне присуще часто; 2) Такое состояние у меня бывает иногда; 3) Нет, это мне совсем не подходит. На отдельном листе запишите свои ответы, напр., следующим образом: «Да» (+), «Иногда» (±), «Нет» (-). К примеру, 1+, 2±, 3- и т. д

Опросник САН

(самочувствие, активность, настроение)

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Билет № 7

  1. Методика определения социальной адаптации.
  2. Тесты для определения способности к согласованию движений.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: