Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Важную роль в формировании духовного богатства современного общества, сохранении национального культурного наследия выполняют музеи. Музей происходит от греческого «музейон». Так в Древней Греции называли место, чаще всего священную рощу, посвященное музам, или храм муз – в древнегреческой мифологии богинь – покровительниц поэзии, искусства и наук. По мере того, как развивалось и совершенствовалось древнее искусство, росли и ряды его ценителей и собирателей. Так, например, уже в Древнем Египте и Древней Греции произведения искусства начали хранить в храмах, в Древнем Риме они находились в общественных банях (термах), служивших также местом отдыха и собраний. Часто творения служителей муз можно было увидеть во дворцах царей и правителей, знатных сановников — покровителей искусства и художников. В средние века многочисленные произведения живописи и скульптуры находились в церквях и монастырях. Но только в эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование творений искусства. В ХVI в. для лучшей сохранности коллекций в замках, дворцах и особняках стали застеклять лоджии дворов. Так возникли специальные помещения для хранения произведений искусства – галереи, которые затем получили широкое распространение в странах Западной Европы. Первым же государственным музеем стал Британский музей в Лондоне (основан в 1753 г.). В 1852 г. для публичного обозрения был открыт Эрмитаж. Основоположником этого всемирно известного музея, стала Екатерина ІІ, большая поклонница живописи.
|
На территории Белоруссии первые музеи начали создаваться в 30-е гг. ХХ в. В основном это были краеведческие музеи в областных центрах. В 1939 г. начал свою деятельность Национальный художественный музей Республики Беларусь. Музей – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, в котором собираются, хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются исторические документы, памятники духовной и материальной культуры, произведения искусства, коллекции и образцы природных богатств. В настоящее время в Белоруссии действует разветвленная сеть государственных музеев: это 134 самостоятельных музея и 57 филиалов (Министерство культуры). Более 1000 музеев принадлежит другим ведомствам (ведомственные, школьные, народные, частные). Представлены все существующие профильные группы: исторические, художественные, литературные, отраслевые, краеведческие. Больше всего из них краеведческих (около 64 %). Важное значение для развития музейной отрасли имеет принятие в 2005 г. Закона РБ «О музеях и Музейном фонде РБ», программ развития музейного дела в РБ на 2005—2010 гг. и иные правовые документы, регламентирующие деятельность музейных учреждений республики. Главные задачи в развитии музейного дела:
— создание новых типов музеев;
— реконструкция и техническое оснащение музейных фондохранилищ;
— укрепление материально-технической базы;
— компьютеризация музейной деятельности;
— более эффективное использование возможностей музеев для внутреннего и международного туризма;
|
— развитие международных связей и сотрудничества с различными музейными организациями.
Культурно-досуговая деятельность музеев
Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов, в том числе и музеев.
Социально-эстетические функции музея:
— создают фонды художественной культуры;
— предоставляют материалы для изучения;
— знакомят население с ценностями культуры и искусства;
— обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы;
— создают атмосферу духовного общения с прошлым и современностью;
— чтят художественно-мемориальную и историческую память без которой нет будущего культуры.
В настоящее время требования, предъявляемые социумом к музею как к общественному институту, значительно расширились.
С одной стороны, общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.
С другой, оказавшись в условиях рынка и испытав достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над привлечением посетителей и созданием востребованных форм работы.
К музейной деятельности относятся:
— научное комплектование, организация учета и хранение музейных коллекций;
— научные исследования на основе музейных коллекций, архивных библиотечных материалов;
— создание музейных экспозиций и выставок;
— все виды реставрации и консервации музейных предметов;
— подготовка и издание каталогов музейных коллекций и другой печатной продукции;
— популяризация музейных коллекций.
В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.