Художественная самодеятельность - форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.
Коллективы любительского творчества осуществляют свою деятельность на базе государственных, профессиональных ведомств учреждений культуры, высших, средне-специальных учебных заведений, учреждений внешкольного образования, воинских частей, общественных организаций, творческих союзов. Основными принципами деятельности любительских коллективов является: добровольность, общность интересов, доступность, сочетание личностной инициативы, организация и самоорганизация. Структуру управления развитием народно-художественного творчества составляют: Министерство Культуры РБ, областные управления культры, районные отделы культуры. Методическая и творческая помощь коллективам оказывает районные, областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительской работы, национальный центр творчества детей и молодежи, а также БГУКИ. Пространство для занятий любительским художественным творчеством обеспечивается разработанной в Республике нормативно-правовой базой, основу которой составляет Закон о Культуре РБ. Глава 5 Закона определяет виды, жанры и формы коллективного художественного творчества. В Республике существует разработанная система различных вознаграждений за творческие достижения, к ним относятся: Государственные премии, специальная премия Президента в области культуры и искусства, премии профсоюзов. Любители самостоятельно определяют направление своей деятельности среди которых: общественно-культурное (клубы детей и подростков), историко-краеведческое, традиционная народная культура, художественная, клубы садоводов-огородников, экологические, любители кошек и собак, спортивные и физкультурно-оздоровительные, научно-технические, коллекционные, семейно-бытовые. Среди приоритетных: вокально-хоровое искусство; эстрадное исполнительство (Во всех регионах РБ проводятся конкурсы, смотры и фестивали в различных видах и жанрах художественного творчества. С целью поддержки молодых талантов проводится Республиканский фестиваль «Галасы дзяцинства», «Зямля пад белыми крылами», «Маладыя галасы», «Песни юнацтва нашых бацькоу»); современное любительское хореографическое искусство (фольклорные ансамбли, классические и бальные танцы, расцвет эстрадной хореографии вызван ее потребностью в индустрии досуга); инструментальное искусство; любительский театр (интерес как к белорусской драматургии, так и к драматургии зарубежных авторов. Внедряются малые формы: театр миниатюр, батлейка); фольклорное творчество (активный процесс создания музыкальных коллективов, работают как в русле сохранения первоисточников, так и активно осовременивают фольклор); военно-историческое движение (фестивали средневековой культуры); клубы ветеранов; клубы литературно-художественного творчества; семейные клубы; фестиваль (наглядно демонстрирует достижения любительских формирований, прослеживается состояние, выявляются тенденции и проблемы развития; задача фестиваля: создание праздника, обогащение зрителей положительными эмоциями).
|
|
Одной из форм активного и социально приемлемого проведения досуга людей являются клубы по интересам, любительские объединения.
Каждое культурно-досуговое учреждение может самостоятельно выбрать профиль клуба. Разнопрофильность клубов создает условия для разностороннего развития личности.
Клубное объединение, иначе именуемое «клубом по интересам», любительским объединением» - это организационно оформленная и стабильно функционирующая на базе какого-либо культурно-досугового учреждения (клуба, центра досуга, музея, библиотеки и т.п.) социальная группа людей объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности на досуге.
Клубное объединение – это добровольное объединение людей, самостоятельно программирующее и организующее свой досуг.
Клубы по интересам и любительские объединения – это добровольные общества энтузиастов общественников. Они учат своих членов быть не только потребителями, но и творцами духовных ценностей, воспитывают творческое отношение к действительности. Клубы дают возможность расширить и углубить свои знания, развивают профессиональные навыки, повышают уровень воспитанности, культуры досуга. Иначе говоря – это форма взаимовоспитания людей. Не случайно, что клубные объединения вошли в жизнь многих учреждений культуры, стали местом интеллектуального и культурного общения людей.
Роль клубных объединений, как форм организации свободного времени, которые располагают максимальными возможностями не только для просвещения участников, но и для развития способностей, организации непрофессионального творчества, активной деятельности по интересу, превращающейся в условиях клуба в род общественной работы.
|
Функции клубных объединений – не простое удовлетворение имеющихся запросов, а развитие и формирование более совершенных, более высоких ценных потребностей.
Социальные функции клуба можно рассматривать как направления воспитательного воздействия:
- познавательная функция (дает возможность получения знаний, приобретаемых в результате инициативы самого человека). Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;
- коммуникативная функция (организация общения людей по интересам);
- преобразовательная функция (познавательная деятельность тесно связана с творческой, занятия в клубе могут побуждать к деятельности, преобразованию окружающей среды.Клуб должен учить творчеству, всесторонне гармоничное развитие личности в процессе любительских занятий);
- ценностно-ориентационная функция – в результате деятельности клуба его участники вырабатывают значимую для них характеристику различных явлений. Общая цель расчленяется на ряд задач и направлений деятельности клубных объединений. Каждое из направлений способствует развитию различных качеств личности;
- рекреационно-оздоровительная – обеспечение отдыха в процессе деятельности по интересу, создание высокого оптимистического настроения личности и группы любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях.
Любительские объединения в клубных учреждениях – это все творческие союзы, объединяющие начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов; объединения любителей поэзии, музыки, искусства и т.п.
По своих характеристикам и значению любительские объединения отличаются от клубов по интересам.
В основе создания любительских объединений лежит также дифференцированный подход. Их состав, как правило, самый разнообразный; в одном объединении можно встретить людей разного пола и возраста, с разным уровнем образования.
Нередко в любительские объединения приходят лица не только проявляющие интерес к какой-то проблеме или роду занятий, но и имеющие определенный запас знаний, то есть люди увлеченные. В отличии от клуба по интересам, где в силу подвижности объекта воздействия, состав может быстро обновляться, любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу.
Структура любительского объединения, таким образом, отличается от структуры клуба по интересам и организационно и функционально.
Функциональная структура любительского объединения состоит из двух частей, но здесь все - руководитель, члены Совета, члены клуба равноправные участники.
Основным содержанием работы любительских объединений является не внешняя сторона их деятельности, направленная на объект воздействия, как в клубах по интересам, а внутриклубная работа, способствующая приобретению знаний, навыков, обмену мнениями, мыслями, а иногда созданию определенных ценностей.
В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, что-то узнать, чему-то научиться.
Основное значение любительского объединения – интеллектуальное, духовное развитие личности, удовлетворение личного интереса, личных потребностей отдельных членов общества. Объединение помогает в самообразовании, представляет возможности для творческого самовыражения.
Любительские объединения и клубы по интересам удовлетворяют самые разнообразные вкусы.
- художественные (клубы любителей музыки, театра, кино, литературы, книги, творческой интеллигенции, самодеятельных поэтов, композиторов, любителей фотоискусства, бардовской песни);
Досуговые программы
Досуг – сфера свободного нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий, и в то же время целенаправление самого процесса досуга, охватывает искусство, игру, общение.
Культурный досуг – рассматривается относительно профессиональной деятельности личности и поведения людей, концепция досуга обретает истинный смысл, поскольку деятельность поведения образует собой целостный противостоящий разреженности досугового пространства. Культурный досуг является важной составляющей частью культуры, не только в смысле потребления, но и творчества и саморазвития личности. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможность индивидуального выбора занятий рекреационной деятельности. КДД оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее общественной значимости. Методика – систематизирует знания об организации процесса и целесообразной способности достижения результатов. Это конструирует, организовывает, реализовывает. общая методика – программа действия в соответствующих условиях, включает в себя этапы осуществления программы. Общая методика подготовки культурно-досуговых программ делится на несколько этапов, количество компонентов, процесс подготовки зависит от масштабности мероприятия. Общая методика и частная методика.
Общая методика – система знаний о средствах, формах и методах, применяемыми учреждениями культуры.
Частная – совокупность средств, форм и методов, используемых при решении определенных задач.
1 этап культурно-досуговой программы (КДП): планирование – предполагает анализ обстановки и формулировок цели. Наиболее затруднительно всегда происходит определение цели. Цель программы – соединение в единую технологию организацию и методический вид деятельности. После определения цели начнается создание сценария, режиссура и организация групп. В этот период основная задача специалистов в выработке у участников программы и актива ответственности за предстоящее дело, умение соизмерять свои силы и возможности других планировать свою деятельность и обеспечивать ее материально. При подготовке КДП технологический процесс осуществляют организаторы имеющие надлежащую методическую подготовку и творческие работники, которые знают основы драматургии и режиссуры. Через содержание КДД удовлетворятся духовные потребности и интересы. Содержание обуславливается задачами, которые решает учреждения культуры. Это формирование системы философских, экономических, социальных взглядов, повышение общекультурного, научного уровня, трудовое, эстетическое воспитание и т.д.
1 этап включает:
1. постановку целей, прогнозирование результатов
2. Определение формы мероприятия, места и времени проведения
3. Создание организационного комитета, в который входят люди реально влияющие на мероприятия (спонсоры, власть, руководители коллективов)
4. Создание организационно-постановочной группы из специалистов-практиков (директор программы, сценарист, режиссер, художественный оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор)
5. Разработка подробного плана проведения программы, в которой четко обозначены сроки мероприятия, ответственные люди.
2 этап: написание, утверждение, обсуждение сценария. Сценарий – подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода программы. В нем последовательно излагаются художественные элементы действия, указаны способы перехода от одной части к другой; планируются звуки, музыка, шумы, способы перехода, обозначаются вставные номера.
3 этап: осуществление сценария, определение затрат, составление сметы расходов. Происходит подбор исполнителей, проведение рабочих, монтировочных и генеральных репетиций, подготовка сценических площадок; работа с творческими коллективами или исполнителями. Работа над рекламой. Все траты вносятся в смету расходов.
4 этап: проведение мероприятия.
5 этап: подведение итогов, анализ результатов: 1) обсуждение достигнутого, анализ целей, ошибок, выявление интересных моментов; 2) оформление методического материала: протокол организационного комитета, сценарий, смета, отзывы, монтажный лист, благодарности. Мониторинг.