Дети не являются однородной недифференцированной группой. В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.). Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия. Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками. Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся. Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, не обычного материала. Малыши непременно должны быть активными участниками организуемого действия: водить хороводы, хором отвечать на вопросы, отгадывать загадки, скандировать отдельные фразы, Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям. Среди них пользуются популярностью разнообразные конкурсы: на лучший рисунок, конкурсы чтецов, певцов, танцоров, музыкантов, спортивные соревнования. Важно умение организаторов поддерживать у детей радостное настроение. Современные школьники существенно отличаются от своих сверстников прошлых лет информированностью, широтой кругозора, что является результатом огромного потока информации, окружающего детей в семье и школе, доступностью технических средств. Средний школьный возраст по праву считается трудным. Основные сложности воспитания связаны с интенсивным неравномерным физическим развитием, с энергичным ростом нравственных и интеллектуальных сил, формированием убеждений и идеалов. В КДД со старшеклассниками важна постановка современных, важных проблем. В ряде случаев необходимо изучение потребностей и интересов потенциальной аудитории. Эффективным для данного возраста является предложение клубных форм, где имеются предпосылки для установления устойчивых отношений между отдельными участниками. Содержание работы формируется сообща, деятельность строится на условиях самоорганизации. Важную роль играет актив, избранный самими членами. Содержанием встреч становятся циклы мероприятий, в подготовке и проведении которых участвует большинство. Массовые формы предпочтительны для недифференцированной аудитории. Такими достаточно востребованными формами являются молодёжные вечера, дискотеки. Они запрограммированы на незамысловатые формы поведения, самопроявления. Музыкальное оформление дискотек рассчитано на массовые вкусы. В условиях дискотек создаются достаточно демократичные условия для установления новых контактов. В старшем школьном возрасте формируется мировоззрение, приобретаются устойчивые интересы. Эффективным становится опосредованное педагогическое влияние, опирающееся на выявленные интересы, запросы. В старших классах каждый учащийся решает главную жизненую проблему «кем быть?» Для них представляет интерес включение в профориентационную деятельность. В КДД со старшеклассниками важна постановка современных, важных проблем. В ряде случаев необходимо изучение потребностей и интересов потенциальной аудитории. Эффективным для данного возраста является предложение клубных форм, где имеются предпосылки для установления устойчивых отношений между отдельными участниками. Содержание работы формируется сообща, деятельность строится на условиях самоорганизации. Важную роль играет актив, избранный самими членами. Содержанием встреч становятся циклы мероприятий, в подготовке и проведении которых участвует большинство. Массовые формы предпочтительны для недифференцированной аудитории. Такими достаточно востребованными формами являются молодёжные вечера, дискотеки. Они запрограммированы на незамысловатые формы поведения, самопроявления. Музыкальное оформление дискотек рассчитано на массовые вкусы. В условиях дискотек создаются достаточно демократичные условия для установления новых контактов.