КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
Период I. Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем. Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной. Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.
Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека. В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.
|
Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.
Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы. С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.
|
Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность. Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе.
Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган – Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.
|
Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. – 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. И как справедливо отмечал Н.Н. Ярошенко, «одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является … изменение названия нашей отрасли вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Этот шаг позволил обозначить специфику отраслевой педагогической деятельности и отказ от просветительного, а, скорее, назидательного, поучающего характера педагогической работы и, безусловно, ускорил процесс теоретико-методологической рефлексии, поиска новых идеалов воспитания в сфере свободного времени».
Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.