1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита (книга).
2. Белое поле, чёрное семя,
Один его сеет, другой – разумеет (письмо).
3. Кто молча учит?
Без языка, а обо всём рассказывает,
Без головы, а всё знает,
Без ног, а везде бывает (книга)
4. С подругами и сёстрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам (газета).
5. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком (книга).
– Скажите, чему же учат книги?
Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Стихи для детей сочиняют поэты,
В них наше счастливое детство воспето.
Нам пьесы и сказки они посвящают,
Про лучших из нас они песни слагают.
И пишут немало хороших стихов
Барто, и Маршак, и Сергей Михалков.
Ты друг мой верный, книга,
Ты, книга, помогаешь учиться, строить, жить.
Зовёшь любить Отчизну, хорошим другом быть!
Давайте подсчитаем страницы в каждой команде. Все очень хорошо работали. Молодцы!
– Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
На память о празднике детям подарили книги Андерсена и памятки с советами.
В заключение все поют песню «Книжек праздник радостный» (слова З. Бычковой, музыка В. Шаповаленко)
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
![]() |
Социометрия
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 26 школьников (М-11, Ж-15)– первоклассников (7-8 лет) школы № NN.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).
Инструкция: Мне необходимо провести исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Перед вами бланки с вопросами, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс.
Фамилия Имя_________________________________________ Вопрос 1. С кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом классе? 1)________________________________________________ 2)_________________________________________________ 3)_______________________________________________________ Вопрос 2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения? 1)______________________________________________ 2)___________________________________________________ 3)_______________________________________________________ |
Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь.
Обработка результатов:
Ведущая деятельность (учебная) (по первому вопросу)
Кого выбирал Кто выбирал | ||||||||||||||||||||||||||
1. Хитрова Юля | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
2. Голованова Люда | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
3. Веркина Марина | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
4. Бондарь Саша | . | Х | Х | Х | ||||||||||||||||||||||
5. Артамонова Оля | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
6. Янина Даша | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
7. Будаева Надя | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
8. Шанин Данил | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
9. Карпенко Олег | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
10. Макарова Настя | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
11. Колесникова Алена | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
12. Нарбеков Наиль | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
13. Альбикова Эльвира | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
14. Живицы Миша | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
15. Головин Антон | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
16. Игошкина Кристина | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
17. Нафиева Эльвира | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
18. Левицкова Маша | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
19. Уфимов Роман | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
20. Улитин Игорь | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
21. Гаврильчев Сергей | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
22. Ефимова Маша | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
23. Андреева Наташа | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
24. Попова Лида | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
25. Белоногова Наташа | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
26. Биккулова Женя | Х | Х | Х | |||||||||||||||||||||||
Итого: |
Из социометрической таблицы проследим взаимный выбор. Число взаимных выборов: 20
1) Хитрова (1) – Белоногова (1);
2) Голованова (1) – Артамонова (3);
3) Голованова (2) – Колесникова (3);
4) Голованова (3) – Альбикова (3);
5) Веркина (1) – Биккулова (2);
6) Веркина (2) – Нафиева (2);
7) Артамонова (1) – Колесникова (2);
8) Артамонова (2) – Альбикова (2);
9) Янина (1) – Левицкова (1);
10) Янина (2) – Попова (2);
11) Будаева (1) – Игошина (1);
12) Шанин (1) – Гаврильчев (1);
13) Карпенко (1) – Головин (1);
14) Макарова (3) – Нафиева (1);
15) Колесникова (1) – Альбикова (1);
16) Нафиева (1) – Биккулова (1);
17) Левицкова (2) – Попова (1);
20) Уфимов(1) – Улитин (1);
21) Ефимова (1) – Андреева (1);
22) Андреева (3) – Биккулова (3).
Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера) Рис. 2: Выбор Нафиевой (лидера)
Рис. 3. Социометрические группы
1-3 8-7 |
6-4 9-7 |
(6-4) Предпочитаемые: Артамонова Оля, Голованова
Люда, Попова Лида, Биккулова Женя, Янина Даша,
Альбикова Эльвира, Левицкова Маша;
(1-3) Выбираемые: Белоногова Наташа, Головин
Антон, Игошкина Кристина, Карпенко Олег, Хитрова Юля и др.
Выводы по социометрии
Социометрия, проведенная в 1 классе школы выявила, чтов исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Основная масса детей (17 человек) относится к выбираемым, у многих (8 человек) по одному выбору. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
В классе нет изолированных, что соответствует сплоченному коллективу.
Заключение
КИРИЛЛ
АЛИСА