Тема: Таблица сложения
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создание условий для формирования понимания алгоритма построения таблицы сложения в пределах 20 и провести работу, направленную на ее запоминание
Оборудование: учебник «Математика», 1класс. Авторы: Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких, разлинованные в клетку листы А4, фломастеры
Методы: проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.
Форма работы: фронтальная, групповая, в парах
По продолжительности: 1урок
Задачи: систематизировать и закрепить знания о составе чисел от 2 до 10; помочь детям создать проект «Таблица сложения»; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.
Формируемые умения/личностные качества:
(планируемые результаты обучения)
Познавательные УУД –
1) развивать умения извлекать информацию из текстов;
2) представлять информацию в виде таблицы;
3) делать на основе анализа выводы;
4) ориентироваться в новом виде записей - таблице;
Коммуникативные УУД –
1) развивать умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты-
1) развивать умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД –
1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
|
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Содержание урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Организационный момент | Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок Работать дружно начинаем, Ни минуты не теряем! - Проверим готовность. | Регулятивные УУД |
II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового | - С каким числом познакомились на прошлом уроке? - Что интересного в записи числа 10? Работа с числами. 5,7,1,3,6,2,8,9,4,10 -Прочитайте числа. Напишите: I вариант – в порядке возрастания, II вариант – в порядке убывания. Подчеркните простым карандашом число, которое удалось написать правильно и красиво. - Обведите красным карандашом наибольшее число. Обведите синим карандашом наименьшее число. Какое число лишнее - подчеркните простым карандашом. - Проверьте работы друг друга (пара, которая справилась без ошибок, берутся за руки и поднимают их, образуя «домик») - А теперь выполним работу в группах. (Дети, которые сидят за I, III, V –ой партами, поворачиваются к тем, кто сидит за II, IV-ой партами. Получается 6 групп по 4 детей.) - Мы с вами познакомились с числами от 0 до 10. Какие действия с ними мы можем выполнить? (Складывать, вычитать, сравнивать) - 1,2,3-я группы работают с числами 1,2,3,4,5 и составляют всевозможные равенства на сложение с этими числами. 4,5,6 группы работают с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и составляют всевозможные равенства на вычитание с этими числами. - Что вы можете сказать о количестве равенств, которые вы получили? (Их много. Кто умеет считать: их 45,50. Тогда уместен вопрос – почему одна группа составила 45 примеров на сложение, а другая 50? Ответ: есть равенства с одинаковыми слагаемыми.) | Личностные результаты Коммуникативные УУД Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные результаты Коммуникативные УУД |
III. Постановка проблемы. | - Как вы думаете, можно ли все составленные вами равенства записать компактно, не занимая много места, но так, чтобы можно было, и складывать, и вычитать? (Ответы детей: да, нет, может быть) - Ваши ответы – это предположение. Вы предполагаете, что такое количество примеров можно или нельзя записать компактно. На следующих уроках слово предположение мы будем заменять словом гипотеза. Таким образом, мы предполагаем, что равенства с числами от 1 до 9 можно записать другим способом, так, чтобы они занимали мало места, ими было удобно пользоваться, и появилась бы возможность быстро находить результат. | Познавательные УУД |
IV. Планирование работы | - Прежде чем приступить к работе, составим план и будем учиться работать по плану. Какие у вас будут предложения? 1. Обговорить цель работы 2. Выяснить, куда, чем будем записывать 3. Поиск решения проблемы в группе 4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный 5. Оформить работу 6. Использовать полученную модель на уроках математики | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
V. Выход из проблемной ситуации | Дети обсуждают проблему в группах. Каждая группа предлагает свой способ решения этой проблемы: группируют равенства, составляют примеры – цепочки, кто-то может предложить и искомый способ. - Напишем в строчку числа от 1 до 10. На следующей строчке напишите число 1 на одну клетку левее, чем на верхней строчке. Увеличьте каждое число на один, результат напишите под числом, которое увеличили. - Кто догадался, почему я дала эту подсказку? - Попробуйте самостоятельно доделать начатое. Что получилось? (Набор возрастающих чисел и по горизонтали, и по вертикали) | Коммуникативные УУД Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД |
VI. Открытие нового знания | - Нам удалось поместить все ваши примеры в одну таблицу Учитель показывает на слайде готовую таблицу. - Кто может объяснить, как работать по этой таблице? - Как вы будете вычитать? - Удалось ли нам создать модель таблицы сложения? - Когда и где можно использовать эту таблицу? Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. - Вспомните 5-ый пункт нашего плана. Что будем делать? (Оформлять модель таблицы.) *Раздать заранее приготовленные модели таблиц без чисел. - Запишите слагаемые по горизонтали красным цветом, по вертикали – синим цветом, суммы этих чисел зелёным цветом. Самостоятельно заполните таблицы. Посмотрите, справляются ли соседи с работой. Помогите тому, кто испытывает затруднение. После окончания работы проводится разминка для пальцев: (Сгибают и разгибают пальцы поочерёдно) Первый – понедельник, Второй – вторник, Средний – среда, Четвёртый – четверг, Пятый – пятница (Гладят одну руку другой) В субботу, воскресенье – Отдыхаем! (То же самое выполняют на другой руке) - Найдите по таблице сумму чисел 2 и 7, разность чисел 8 и 5. Задавайте друг другу примеры по цепочке, находите результат по таблице. | |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные результаты Познавательные УУД Личностные результаты | ||
VII. Закрепление | - Для чего нужна таблица? Где будем использовать? Как звучит 6-ой пункт нашего плана? - Используя таблицу, выполним задания учебника на с.27 №5, 6. | Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД |
VIII. Рефлексия | Договорите предложения: Сегодня на уроке мы Создали -…………….. Гипотеза – это……………….. Научились- …………………. Планирование – это…………………… Самооценка в еженедельнике-дневнике: - Оцените свою работу значком в своём дневнике . | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные результаты |
Итог урока |
|