Основные задачи педагогики.




Рассмотрим основные задачи педагогики. На первом месте в педагогике стоит задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса.

Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон — социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности социально экономическим состоянием общества. Приведем еще несколько примеров закономерностей, сформулированных в педагогической литературе:

- специфическим и закономерным для сферы образования является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе;

- эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т. п. условий, в которых он протекает;

- средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации и т. д.

Выявление закономерностей образовательного процесса связано с другой задачей педагогики — обоснованием современных педагогических систем. Создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности педагогических явлений в ходе теоретических исследований.

Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием. Сначала создаются концепции содержания образования и методов обучения и воспитания, а затем и средства осуществления концептуальных установок на практике.

В настоящее время система образования в нашей стране вступила в период обновления, требующего системообразующих представлений о путях ее модернизации. Задачей педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т. п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области методологии педагогики.

Одной из важнейших задач педагогической науки является задача внедрения результатов научно-педагогических исследований в практику. Педагогика неразрывно связана с практикой и непосредственно служит ей. Пустое теоретизирование, не ориентированное на решение практических задач воспитания, образования и обучения, чуждо подлинно научному педагогическому исследованию.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующие функции педагогики:

1. Научно-теоретическая — изучает сущность педагогических процессов и явлений, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Устанавливает законы, принципы, теории, концепции.

2. Конструктивно-техническая — обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов.

3. Прогностическая — в научной теории, которая глубоко и всесторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей системы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль — педагогическая футурология.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов выделяют теоретическую и технологическую функции, которые педагогика реализует в единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном, или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации:

1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что изучает педагогика?

2. Каковы задачи педагогики?

3. Можно ли педагогику назвать искусством?

4. Каковы главные категории педагогики и связь между ними?

5. По вашему мнению, что такое воспитание? Почему трудно и даже невозможно раскрыть его смысл одним определением?

6. Что такое образование? Какая характеристика образования является главной?

7. Что понимается под развитием человека?

8. Как связаны понятия «образование», «воспитание», «развитие»?

9. Почему, как вы думаете, в педагогической науке нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: