Приложение 2
К Письму-инструкции № 1 по реализации проекта «Смоленские уроки»
Тематические планы уроков
Для разработки
По направлению «Смоленские дороги памяти»
в рамках проекта «Смоленские уроки»
ЛИТЕРАТУРА 8 и 11 класс
Тема 1: Правда о войне в произведении «Василий Тёркин»
Цель: осветить тему военного подвига, непобедимости советского человека
Задачи:
1) Изучить главы произведения Твардовского из поэмы «Василий Тёркин».
2) Выявить связь судьбы Родины и судьбы человека на примере глава «Переправа».
3) Воспитывать уважение к подвигу советского солдата и любовь к Родине.
Вопросы:
1. Откуда родом Василий Тёркин?
2. Как характеризует автор своего героя в поэме «Василий Тёркин»?
3. Какие подвиги совершает Василий Тёркин?
4. Какие мысли о войне и солдатах, защищающих свою родину, высказаны в поэме? Какие чувства автор вкладывает в слова «Нынче мы в ответе за Россию, за народ и за всё на свете»?
5. В поэме А. Твардовский говорит, что подружился со своим героем. Почему он может сказать, что весь трудный путь долгой войны прошёл вместе с Василием Тёркиным?
6. Где в Смоленске есть памятник А. Твардовскому и его литературному герою? Как он выглядит?
ЛИТЕРАТУРА 9 и 11 класс
Тема 2: Судьба человека на войне
Цель: показать сложность человеческой судьбы в условиях военного времени
Задачи:
1) Познакомить с произведениями писателей-фронтовиков: Бориса Васильева, Михаила Шолохова, Константина Симонова.
2) Выяснить как связана судьба человека и судьба Родины в военное время.
3) Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины.
Вопросы:
1. Как вы видите образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика?
|
2. Как показаны впечатления от военных событий на Смоленщине в стихотворении Симонова?
3. Как показана судьба женщин на войне в произведении Б. Васильева?
4. Какие примеры героизма можно привести из этих произведений?
5. Какие подвиги совершают персонажи этих произведений: «А зори здесь тихие» и «Судьба человека»?
ЛИТЕРАТУРА 11 класс
Тема 3: Лирика военных лет. Прославление подвига народа и русского солдата
(Выписка из программы. Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля и др.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца»)
Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) Познакомить с лирическими произведениями военных лет.
2) Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко лирическими переживаниями лирического героя.
3) Воспитывать уважение к подвигу советского солдата и любовь к Родине.
Вопросы:
1. Почему надо помнить о народном подвиге 1941-1945 годов, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?
2. Тема солдатского подвига в лирике военных лет.
3. Как отражается в стихах гамма настроений, переполнявших людей в это трагическое время?
|
4. Вера, любовь, ненависть в лирике военных лет.
5. Какие песни военных лет вы слышали?
ИСТОРИЯ 9-11 класс
Тема 4: Начало Второй мировой войны
Цель: сформировать у учащихся ключевые представления о причинах начала Второй мировой войны
Задачи:
1) Познакомить обучающихся с основами идеологии немецкого нацизма, как главной «чумы» ХХ века.
2) Сформировать представление об основных политических деятелях данного периода.
3) Выяснить причины и последствия международных событий, предшествовавших началу конфликта.
Вопросы
1. Почему Германия активно готовилась к войне после прихода к власти Гитлера?
2. Что такое Мюнхенский сговор и каковы его последствия?
3. Какую цель преследовал СССР накануне Второй мировой войны?
4. Почему переговоры в Москве в августе 1939 года были неудачными?
5. Какие преимущества и недостатки давал СССР «Пакт о ненападении»?
6. Какие причины, приведшие ко Второй мировой войне можно назвать как главные?
ИСТОРИЯ 9-11 класс
Тема 5: Начало Великой Отечественной войны
Цель: сформировать представление о начальном периоде Великой Отечественной войны
Задачи:
1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.
2) Раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
3) Способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать.
4) Уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер.
Вопросы:
1. Какие сильные и слабые стороны были у Красной армии и Вермахта?
2. В чем заключался немецкий план ведения боевых действий «Барбаросса» и тактика «молниеносной войны»?
3. Был ли готов СССР к началу войны?
4. Каковы причины неудач Красной армии в 1941 году?
5. Какие сражения можно назвать ключевыми?
6. Почему германские войска не смогли закончить войну согласно планам?