Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)




Ход урока

Организационный момент.

Повторение для усвоения нового материала.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение слова одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд: Один чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе. Но перед этим, давайте вспомним некоторые термины, необходимые нам для правильного анализа стихотворений

Терминологический опрос

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (композиция)

Необычайный порядок слов в предложении.(инверсия)

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. (антитеза)

Повторение однородных согласных звуков (аллитерация)

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет)

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.(олицет)

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов. (метафора)

-итак, В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес» стр 158).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

2) Анализ.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение)

Творческое задание: подумайте, как можно помочь старому утёсу? Что бы вы предложили, чтобы он не грустил?

Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

1) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована)

-откуда дубовый листок? (с севера)

-где растёт чинара (на юге)

Как вы думаете всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?

На чьей стороне симпатии читателя? (на стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)

Выводы.

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.)

Рефлексия.

Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Какие вы бы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества? (тучи, облака, волны, листья, цветы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: