Ход урока
Организационный момент.
Повторение для усвоения нового материала.
Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
Работа со словом.
- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)
- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)
- Каково значение слова одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)
Слайд: Один чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;
Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
Работа с эпиграфом.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
М.Ю.Лермонтов
- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)
- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”
ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.
- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии
- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.
Работа с поэтическими произведениями.
- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе. Но перед этим, давайте вспомним некоторые термины, необходимые нам для правильного анализа стихотворений
Терминологический опрос
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (композиция)
Необычайный порядок слов в предложении.(инверсия)
Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. (антитеза)
Повторение однородных согласных звуков (аллитерация)
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет)
Перенесение человеческих черт на предметы и явления.(олицет)
Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов. (метафора)
-итак, В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес» стр 158).
После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.
2) Анализ.
- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?
- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей)
- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)
- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)
- Похожи они или совсем разные? (Разные)
- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)
- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)
- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение)
Творческое задание: подумайте, как можно помочь старому утёсу? Что бы вы предложили, чтобы он не грустил?
Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)
1) Анализ стихотворения.
- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)
- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)
Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.
- Почему чинара не хочет приютить странника?
- Какой основной мотив стихотворения?
-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована)
-откуда дубовый листок? (с севера)
-где растёт чинара (на юге)
Как вы думаете всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?
На чьей стороне симпатии читателя? (на стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)
Выводы.
- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.)
Рефлексия.
Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?
Какие вы бы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества? (тучи, облака, волны, листья, цветы)