Методологические принципы




Лекция 4. Методологические и дидактические принципы в системе образования

План

1. Принципы в педагогике и их классификация.

2.Методологические принципы – понятие и роль.

3.Дидактические принципы.

Литература

1. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -М.: «Современное слово», 2001.-928с.

2. В.И. Андреев Педагогика. Казань: ЦИТ, 2000.-608с.

3. Хакен Г. Синергетика. – М., 1985.

4. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. «Поиск». – М., 1992.

6. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Владос, 1999. – 576 с.

7. Золотарев А. А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. – Т.1–4. – М.: МГТУ ГА, 1994.

 

Принципы в педагогике и их классификация

Принцип в гуманитарных науках – это руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведения и т.д. Формированием принципов, включающим выявление, формулирование, классификация и т.д. занимались много авторов. (Ю. Г. Фокин, А. М. Новиков, В. И. Андреев, А. А. Золоторев и др.). Вообще говоря, практически все книги по педагогике включают в себя разделы, посвященные принципам. По нашему мнению, известные и описанные принципы можно разделить на два класса: методологические основы и принципы обучения.

Методологические принципы

Начнем с метапринципов. Взяв за основу метапринципы, сформулированы.И. Андреевым, сформируем их список, включающий в себя аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический. Дополнив их валеологическим принципом, мы, как нам кажется, сделаем первый шаг к формированию системы метапринцпов.

Сделаем небольшое отступление, касающееся важности методологических принципов. На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем образования важно не только для разработки философско-методологических основ педагогики. Оно не менее значимо и для педагога-практика, для его профессионального становления и философского осмысления своей миссии.

Аксиологический метапринцип. Здесь мы будем говорить о метапринципе как о методологическом подходе к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании. Понятие ценности, используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств, объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры. Принято считать, что для вывода Украины из кризиса необходимо, чтобы ценностные ориентации в процессе обучения были смещены на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности.

Культурологический метапринцип. В последнее время термин культура стали использовать для характеристики качества различных видов человеческой деятельности, общения, жизнедеятельности отдельного народа и даже цивилизации. Сегодня мы говорим о культуре общения, профессиональной культуре, нравственной культуре и т.д. В книге А. И. Арнольдова «Введение в культурологию» отмечается, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных определений понятий культура. Сам автор считает, и с ним можно согласится, что культура –специфический способ человеческой деятельности, единство многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень «очеловечивания» природы и меру саморазвития человека. Поскольку культура противостоит некультурности, варварству, дикости, то понятие «культура» характеризует и меру образованности, и степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь. Кроме того, уровень культуры человека определяется не только тем, что она есть сегодня, но и тем, к чему она стремится. Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой – это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Антропологический метапринцип. Исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного системного знания о нем для развития образовательных систем. Принцип требует синтеза и использования достижения многих наук и искусств. В частности, исследования в медицине, физиологии и образовании приводят к появлению новой биосоциальной педагогики.

Гуманистический метапринцип. Применительно к открытому образованию наиболее значимым и объемным становится гуманистический метапринцип. Принцип требует учета приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизации их интересов. Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения учащимися социально накопленным опытом (содержание обучения), для освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

Синергетический метапринцип. В классических науках, начиная с Аристотеля, и особенно после открытий Ньютона, эволюция природы и человека рассматривалась как бесконечная цепь причинно-следственных связей без скачков и возвратов. Однако с развитием релятивистской механики, генетической биологии стал разрабатываться синергетический подход, где главный акцент делается на изучение открытых систем, обменивающихся энергией и веществом с внешним миром, где система рассматривается с позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития. Этот принцип является базовым в теории открытого образования. В 80-е годы прошлого века большое внимание исследователей привлекают проблемы самоорганизации, перехода от хаоса к порядку. Немецкий ученый Г. Хеккен назвал теорию самоорганизации синергетикой (теория совместного действия). Синергетика изучает такое взаимодействие элементов системы, которые приводят к возникновению пространственно-временных структур в макроскопических масштабах. Синергетику можно рассматривать как часть общего системного анализа, поскольку и в синергетике, и в системном анализе основной интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы.

Герменевтический метапринцип. Применительно к обучению следование этому принципу должно быть направлено на то, чтобы ученик понимал смысл изучаемого материала. Герменевтика и переводится как «разъясняю, истолковываю». Требования принципа актуализируются при Интернет-обучении, когда основные коммуникации проходят при невербальном общении при помощи электронной почты.

Валеологический метапринцип. Речь идет о здоровье. Очевидно, что знания и умения, получаемые в ВУЗЕ, должны быть у психически и физически здорового человека. Валеологическая проблема стоит и при традиционном обучении, но особенно возрастает при дистанционном обучении, которое доминирует в системе ДО. Например, расписание занятий, сложившееся в традиционной системе (за соблюдением которого следят и администрация и преподавательский состав учебных заведений), единый ритм учебы, традиционный режим деятельности учебного заведения как таковой, в ДО отсутствует. Поэтому необходимо особое внимание уделять вопросам валеологии: организации рабочего места преподавателей и студентов, взаимодействие с компьютером, избегать негативного воздействия различных факторов этого взаимодействия на здоровье участников учебного процесса, режима учебной деятельности в целом. Главным фактором здоровья человека является здоровый образ жизни, как формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, направленные на сохранение и укрепление его здоровья, и одновременно условие для осуществления этой деятельности. Важной проблемой становится соотношение трех основных сфер деятельности: труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее или учебное время), быт – время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д., досуг – время, свободное от забот и обязанностей.

Итак, какова, вообще говоря, практическая польза от метапринципов? Нам кажется, что все эти метапринципы позволяют, в первую очередь, правильно сформулировать, увидеть образ будущей системы образования, контуры которой характеризуются важными отличительными чертами (характеристиками) перспективной системы образования, способной найти необходимые ответы на вызовы (требования) XXI-го века. С их помощью можно выделить и оценить уместность и правильность этих вызовов. Например, применительно к нашей системе образования эти черты формулируются в таком виде:

– фундаментализации образования, которая должна существенно повысить ее качество;

– опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы наступающей постиндустриальной цивилизации и развитие творческих способностей человека;

– существенно большая доступность системы образования за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дидактические принципы. Кроме метапринципов для педагогической практики в системе образования важны дидактические принципы. Они нужны, чтобы научно обоснованно подготовить и осуществить учебный процесс. Принципами обучения (дидактическими принципами) в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями определяют практику обучения в вузе. Учеными в области дидактики они рассматриваются, по утверждению С. И. Архангельского, «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов». Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания. Такое их значение вытекает из утверждения С. И. Архангельского о том, что «началом общей дидактики является закон единства учебной и обучающей деятельности. Этот закон и принципы обучения составляют заповеди классической теории обучения. Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы. В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения». Таким образом, практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общих целей и закономерностей. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории законы (закономерности), принципы – правила. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений – это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В еще более популярном толковании дидактические правила – это конкретные указания преподавателю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике. Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей – это, по сути, сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, отдавая учебную работу на полную свободу действий.

В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега. Правила предписывают преподавателю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным.

Но как учитель отреагирует на это нарушение – целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин. Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей.

Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой – отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно. Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: «... Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». Обычно правила имеют форму советов – напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обусловливает творческий характер их применения.

Итак, из изложенного понятно, что принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Естественно поэтому, что каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить. Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки. Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний.

Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы. Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Ведь дидактика высшей, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить? Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе). Исходя из этих особенностей формулировались и защищались принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Г. А. Низамов, Ф. И. Науменко).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:

• ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

• соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

• оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

• рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

• соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: