Погребальные обычаи и обряды




 

Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи.

Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю. После этого приглашали муллу, который читал над умершим суру из Корана. После смерти больного, мужчины плакать выходили во двор. "В тот же день умершего обмывали (мужчину – старые мужчины, женщину – старые женщины) и облачивали в саван (для мужчин 3-4 слоя, для женщин – 5 слоев). До того как завернуть, на старую женщину надевали длинную рубаху, опоясываемую кушаком из полотенища. Волосы зачесывали так, чтобы они спадали на грудь, а на голову надевали платок. На голову мужчин завязывали чалму"[26]. После смерти молодых на них под саван надевали нарядную одежду, а на девушку украшения.

Похороны обычно организовывались в тот же день, если смерть наступила утром или в середине дня. Если же вечером, то переносили на следующий день.

"Покойного клали в могилу к югу, а головой на запад. Могилу закрывали камышовым настилом или досками. Могилы глубже были глубже, чем у мужчин. Женщинам на погребении нельзя присутствовать. Во время опускания умершего в землю, в жертву приносили скот"[27].

 

Украшения

 

Среди женских украшений известны украшения, составляющие дополнения к костюму (пояса, кольца, серьги, браслеты, бусы, бисера, металлические подвески, и т.д.) и украшения, которые пришивались к одежде, составляя ее неотъемлемую часть.

Украшения для головы и головных уборов составляли из разных монет, бисера, сердолика и т.д.

Монетами женщины украшали налобную часть свадебного тастара. Праздничным налобным украшением, носили иногда и под подбородком, были бетаякъ т бастырман маржан.

2в. "Из ушных украшений были распространенны лишь серьги-къуланъшык. Еще в 6-7 летнем возрасте девочкам в ушах и в левой ноздре прокалывали отверстие. Ногайские серьги можно подразделять на 4 типа".

Первый тип - имели форму кольца. Верхняя его часть служила дужкой, а к нижней прикреплялась при помощи тонкой прополки, одновременно служила и украшением, от первого до третьего полы шариков. Шарики имели петли, которые продевались в другие колечки. Разновидностью этого типа серег являлись серьги, имеющие вместо шариков бусины, а вместо колечек – монеты.

Второй тип – имел длинные подвески из колечек или цепочек. Верхняя часть служила дужкой, а к нижней припаивалась литая фигурка в виде птички – къороу къулакъшин.

Третий тип представляют серьги, основой которой служила толстая прополка в виде крючка, на который надевали полный шарик. Нижнюю часть проволки оформляли в виде треугольника. Эта форма называлась буъкбе. В этом виде можно называть связь с чувашскими и киргизскими серьгами.

Четвертый тип составляет литая и штампованная пластинка в форме полумесяца, к которой прикреплялись с помощью колечек четыре подвески из монет. Эти украшались накладной филигрань, чернью, разноцветными камнями (рис.8).

Носовая серьга было большой и тяжелой. Она представляла собой круглое кольцо с незамкнутыми концами.

"Из шейных украшений – майнлыкъ – ногайки носили ожерелье из сердоликов, кораллов, серебряных, стеклянных бус, а так же из монет и жетонов"[28].

Характерными нагрудными украшениями были серебряные, оловянные, латунные 6-10 парные застежки (рис.9).

Из подвесных нагрудных украшений из серебра очень ценили кийлик, которые пришивались на бешмет ниже плечевого шва. Эти две массивные фигурные пластинки напоминали женскую фигуру. К нижней части припаивались 5 колечек, к которыми прикреплялись длинные цепочки с бляшками в виде розеток на концах. К подвесным прикреплялись длинные цепочки с бляшками в виде розеток на концах. К подвесным нагрудным украшениями относилось и сложное украшение гъамайлыкъ. Его прикрепляли на груди, а концы пришивали к плечам. С нарядным бешметом носили серебряные пояса – къусакъ, кемар. Наиболее применяемы был широкий пояс их серебряных пластин с пряжкой. Звенья пояса соединялись на шарнирах. Чаще всего пояса и пряжки украшались геометрическими орнаментами (рис.10).

Украшения для рук были представлены все возможными кольцами – юзик, браслетами – билезик. Кольца применялись шире, чем браслеты. Носились звенящие кольца – коъогъы – равюзик. Браслеты имели форму широкого кольца с несомкнутыми концами.

Авторы здесь назвали основные, но далеко не все украшения. Нужно, наверное, отметить, что из всех этнических подразделений старинные формы украшений сохранилось больше всего у коренных ногайцев.

 

Фольклор

 

Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре.

"В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-названия, частушки, казацкие, исторические"[29].

Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания, "хабары" - рассказы о реальных событиях.

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Также большое развитие получило афористическое творчество – пословицы, поговорки, загадки.

Как и у всех народов основным носителем и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие исполнители. Среди низ почетное место занимали "йырау" - исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли "бахши". Популярны были "энгилиши" - рассказчики легенд и преданий, "эртегиши" сказочники, "шешен" - знатоки пословиц, поговорок, загадок. Очень известны были "йыршы" - исполнители всех видов песен, "шыргшы" - исполнители частушек, "бозлауши" - исполнители причитаний, "шуклауши" - исполнители заговоров и заклинаний.

Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз".

Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших традиции.

Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла", "Эдиге", "Шора-батыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств.

К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за свою любовь и счастья.

"Одним из древнейших жанров ногайского фольклора, кладезем народной мудрости являются сказки. Они составляют 3 цикла: о животных, волшебные, бытовые"[30]. Во всех сказках богачу противопоставлен бедняк, злу - добро, глупому - сметливый умелец. Конец сказок почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано и народ начал лучшую жизнь.

Древней формой совестного искусства была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древние здравицы, семейно-обрядовые песни и обычаи народа. Интересным является календарная поэзия, уходящая в седую древность. Она включает в себя песни, афоризмы, музыку, танцы и хороводные игры. Основной целью участников церемоний было хорошее обеспечение приплода ската, урожая посевов, счастья и доставка в семье.

Наступление марта, с которого начался новый год, народ встречал празднично, устраивал сабантуй. Они ходили по улицам и исполняли песни "навруз наступил", "Кэбек батыр", требуя подарки и украшения. Весеннеполевые работы начинались с песни первой борозды.

Значительно шире репертуар поэзии. Рождение ребенка, погребение, свадебные обряды сопровождались песнями. Песни-оплакивания – один из самых древних видов эпической поэзии. Хошласу – предсмертное прощание с жизнью и родными, эстирту – песня горестного известия о смерти близкого. Безлау – похоронные плачи, исполняемые женщинами.

Важное место занимали трудовые песни. Они были посвящены труду ткачей и портных, разведению скота. Серди лирических песен самая популярная группа – любовные песни, воспевающие красоту человека, храбрость, возвышенные чувства любящих.

Ногайские дияры – это несложные четверостишия. В отличие от остальных песен дияры не имеют определенной мелодии. Устное народное творчество – культурное богатство ногайского народа.

"Впервые дагестанские мелодии были опубликованы в 1816-1818 гг. в Астрахани. Это был "Азиатский музыкальный журнал", издаваемый И. Добровольским. Среди 33 образцов фольклора можно найти "горскую песню", "лезгинскую песню", "персидскую песню Фат-Али Хама Дероентского" и 4 ногайские песни"[31].

Музыкальное искусство каждой из многочисленных дагестанских народностей имеет свои специфические, ярок самобытные черты: особые жанры, ладовые и метроритмичные отличия, неповторимые интонационно-мелодические формы, типичные инструменты, ансамбли.

Музыкальное искусство тюрко-язычных народов заметно отличается от фольклора аварцев, даргинцев, лезгин. Особенностью ладовой народной музыки является преобладание мажора, мало встречающегося в песнях других дагестанских народов.

В 20 веке в музыкальный быт ногайцев широко проникают клавишно-меховые инструменты (баян, аккордеон), а также пианино, гитара, пользующаяся ныне огромной популярностью как аккомпанирующий инструмент при исполнении современных лирических песен.

В данное время в ногайском районе существуют: 13 домов культуры, 2 сельских клуба, 2 детские школы – музыкальная и художественная. Также появились ансамбли и группы, такие как: ансамбль "Айланай", группы "Тулпар", "Ковк боьри" (Синий волк) (рис.11).


Литература

 

1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-нач. XX вв. – М., 1976 г.

2. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г.

3. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А. и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г.

4. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г

5. Якубов М. Очерки истории дагестанской советской музыки. – М., 1974 г.

6. Беседы с жителями ногайского района.


[1] Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 6-7

[2] Там же, стр.9

[3] Там же, стр.10

[4] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 113

[5] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 114

[6] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 92

[7] [7] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 93

[8] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 114

[9] Там же. – стр. 115

[10] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 116

[11] Там же – стр. 118

[12] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 99

[13] Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89

[14] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 120

[15] Там же – стр. 124

[16] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.57-59

[17] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.58

[18] Там же – стр.59

[19] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.110

[20] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.111

[21] Там же – стр. 111

[22] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.114

[23] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.116

[24] Там же – стр.118

[25] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.132

[26] Там же – стр.128

[27] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.130

[28] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.170

[29] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.199

[30] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.202

[31] Якубов М. Очерки истории дагестанской советской музыки. – С. 37.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: