Совокупное предложение и факторы, влияющие на него




Содержание

Введение

1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

и его особенности в России

Практикум

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках - товаров, труда, капитала.

В масштабе же всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Таким образом, в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным предложением (созданным ВВП или национальным доходом) и совокупным спросом (использованным ВВП или национальным доходом).

Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования отдельного рынка необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. Достижение макроэкономических целей, стабильность экономики возможны только в условиях ее сбалансированности.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объёма выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической поли­тики государства. Поэтому главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

 

Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.

Совокупный спрос AD (от английского слова - Aggregate Demand) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

Совокупный спрос имеет две формы:

· натурально-вещественная

· стоимостная

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроиз­водственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос эко­номическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

Компонентами совокупного спроса выступают четыре макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

· совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств (С), то есть спрос на потребительские товары и услуги;

· инвестиции (I), или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

· государственные закупки (G), или спрос на товары и услуги со стороны государства;

· спрос на чистый экспорт (NX), то есть разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, называемый потреблением.

Под инвестициями понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала.

Государственные закупки товаров и услуг включают расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг, приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам, так как не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг.

Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведённых за границей).

В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:

 

AD=C+I+G+NX

В экономической теории при анализе условий формиро­вания равновесного объема национального производства ис­пользуются два подхода к характеристике совокупного спроса.

При первом подходе совокупный спрос рассматривается как зависимость агрегированного объема плановых расхо­дов (АЕ) от уровня реального национального дохода (Y): АЕ = АЕ (Y). В этом случае уровень цен и все остальные факторы совокупного спроса предполагаются фиксиро­ванными (кейнсианская школа).

При втором подходе под совокупным спросом понима­ется зависимость между суммарной величиной расходов, запланированных всеми экономическим субъектами на покупку конечных товаров и услуг, и общим уровнем цен в стране. Эта зависимость называется кривой совокупно­го спроса и обозначается AD = AD (Р). Кривая совокупно­го спроса строится при предположении о том. что в стра­не изменяется только уровень цен. Уровень реальных до­ходов населения и все прочие факторы остаются неизменными. Их изменения рассматриваются как фак­торы сдвига кривой.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

 

 

Кривая совокупного спроса (кривая AD) не может быть получена сум­мированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижа­ются, а на некоторые — остаются без изменения

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

a) эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных за­пасов (real money balances effect) — эффектом Лигу. Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фик­сированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

Real money balances = М/Р.

б) эффектом процентной ставки (interest rate effect), или эффектом Кейнса. Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвес­тиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

в) эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта (net export effect) — эффектом Манделла—Флеминга. Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (XN).

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (измене­ния общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловли­вают движение вдоль кривой AD.

Однако, стоит также отметить и неценовые (экзогенные) факторы, которые в отличии от уровня цен, будут определять изменения в совокупном спросе в целом, а не в его объеме. Можно выделить 4 главных неценовых фактора:

Факторы, воздействующие на C:

• уровень благосостояния населения;

• ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов)

потребителей;

• налоги;

• трансфертные платежи;

• процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I:

• ожидания инвесторов;

• процентная ставка;

• налоги;

• трансфертные платежи;

• новые технологии.

Государственные закупки (G):

• изменения в государственных расходах;

• принятие государственных программ.

Факторы, воздействующие на NX:

• объемы ВНП в других странах;

• величина ВНП в данной стране;

• валютный курс национальной денежной единицы.

Из уравнения количественной теории денег M V= P Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р. Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта при­ведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).

Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

Часто непосредственное воздействие какого-либо нецено­вого фактора на совокупный спрос оказывается не единствен­ным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнитель­ный анализ. Так, увеличение государственных расходов непо­средственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою оче­редь, затрудняет инвестиционную деятельность частного секто­ра, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.

Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

Совокупное предложение (aggregate supply — AS) — это стоимость того ко­личества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Вели­чина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен. Поэтому можно построить кри­вую совокупного предложения (кривую AS), показывающую зависимость величины совокупного предложения от уровня цен.

Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номи­нальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном пе­риоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно — их считают "гибкими", а реальные меня­ются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический (рис.3).

 

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполной занято­сти факторов производства; номиналь­ные величины относительно жесткие; реальные величины более подвижны, быстрее реаги­руют на рыночные колебания.

Причинами относительной жесткости номинальных вели­чин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, сроки дей­ствия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной зара­ботной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработ­ной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату по­степенно, с оглядкой на конкурентов) и т.д.

Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтвержда­ется типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы го­товой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

Промежуточный (восходящий) отрезок соответствует ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы расширить совокупный объем производства, нужно увеличить расходы на факторы производства, что приведет к повышению цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

Кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.

Классический (вертикальный) отрезок описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий: объем выпуска равен потенциальному объему и зависит от количества и качества факторов производства (труда и капитала) и технологии; экономика функционирует в условиях полной занятости; цены и номинальная заработная плата — гибкие, их изме­нения поддерживают равновесие на рынках. При расширении производства в условиях полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого увеличиваются издержки на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Таким образом, номинальный ВНП растет, а реальный ВНП остается на том же уровне.

Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем ВНП увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).

Неценовые факторы, которые могут изменить издержки:

· изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение уве­личивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложе­ние,

· изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем са­мым совокупное предложение,

· изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится.

При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).

 

 

На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: