Формирование раннеклассового общества и появление первых городов-государств Древнего Шумера




Тема: История Древнего Междуречья (1 часть)

Часа

План:

1. Природные условия, периодизация и анализ источников по истории Древнего Междуречья.

2. Формирование раннеклассового общества и появление первых городов-государств Древнего Шумера

3. Образование централизованного государства в Междуречье. Государства Аккада и III династия Ура.

4. Старовавилонский период Древнего Междуречья

5. Нововавилонское царство

 

 

Литература

 

· Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Струве, Д.Г.Редера. – М., 1963. – С. 175-177

· История Древнего Востока. Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А.Вигасин, М.А.Дандамаев, М.В.Крюков и др. Под ред. В.И.Кузищина. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 98-112

· Крамер С.Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. — М.: Наука, 1991. — 233 с.

· Якобсен Т. Сокровища Тьмы: история месопотамской религии. — М.: Восточная литература 1995. — 293 с.

· Ллойд С. Археология Месопотамии. От древнекаменного века до персидского завоевания. — М.: Наука, 1984. — 280 с

 

 

Природные условия, периодизация и анализ источников по истории Древнего Междуречья.

 

Реки Тигр и Евфрат начинают разливаться от весеннего таяния снегов в горах Армении. Благодатная вода обильно орошает поля и делает их плодородными. Но иногда реки неожиданно выходили из берегов и превращались в жестокого врага, смывали посевы и оросительные сооружения. Часто разливы были слабы, и воды не хватало для оживления полей. Тогда наступал голод. Были и настоящие беды, когда наводнения покрывали значительную часть страны, губя все живое. Природа здесь со страшной силой показывает свое превосходство над человеком.

Зима длится всего 8 недель. Уже в феврале зеленеют луга. Климат Южного Междуречья более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Летом жара доходит до 60 градусов. В это время гигантские песчаные смерчи несутся над высохшими полями, смертельно угрожая жизни человека и животных. Дожди выпадают редко. А если уж пойдет дождь, то это настоящий ливень. Под сверкание ужасных молний он превращает землю в море грязи, в которой легко утонуть.

В Междуречье было предостаточно плодородной земли, которая при орошении давала богатые урожаи. Но здесь был недостаток важных природных богатств — дерева, камня и металлов. Рощи финиковых пальм не давали хорошего строительного материала. Лес, а также камень и металлы привозили из отдаленных стран.

О значении глины в жизни местных жителей уже говорилось. Широко использовался тростник, который в изобилии рос по берегам рек. Плотные связки тростника, заменяя деревянные бревна, служили опорой для крыш из тростника в жилищах и других постройках. Из него плели корзины, миски, шкатулки и ящики, обтягивая их кожей.

Как и у Нила, берега рек Тигра и Евфрата в глубокой древности были заболочены. Первые жители появились здесь в VII тысячелетии до н. э. Они селились по краям долин и возвышенным местам. Им было уже известно земледелие и животноводство. Жили в тростниковых хижинах, обмазанных глиной. Для земледелия выбирали пригодные клочки земли, перед севом обрабатывали их мотыгами. Сеяли ячмень, но он давал невысокие урожаи. Рядом, ближе к берегам рек, были большие болота, густо заросшие тростником, с множеством надоедливых насекомых и опасных хищников. Бурные разливы рек вызывали страшные наводнения, лишая жителей скота и жилищ. В течение многих столетий люди осушали болота, создавали оросительные сооружения. Речная вода стала основой для выращивания главных жизненных продуктов. Хорошо было тогда, когда воды было в достатке. Во время весенних разливов приходилось противостоять ее излишкам.

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. Памятники материальной культуры III—I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнуны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др.

 


 

Формирование раннеклассового общества и появление первых городов-государств Древнего Шумера

Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Урукские гончары работают в мастерских, используют быстро вращающийся гончарный круг; о развитии массового производства свидетельствует появление стандартных форм и гладкой красной и серой окраски сосудов. Обособляются мастера-камнерезы, изготавливающие скульптуры, каменные сосуды, украшенные барельефами, печати и др. Особой отраслью становится ювелирное производств», славящееся изделиями из драгоценных металлов и камней. Развивается внешний и внутренний обмен. Из соседних областей в страну ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни, вывозятся зерно и продукты ремесла. В качестве транспортных средств служат лодки и повозки, изображения и глиняные модели которых найдены археологами. Поселения увеличиваются в размерах, становятся не только центрами окружающей сельскохозяйственной территории, но и средоточием ремесла и торговли — прообразом будущих городов. Центром такого раннего города выступает храм, а иногда целый храмовый комплекс. Монументальные храмы, богато украшенные колоннами, фресками, мозаикой, ярко подчеркивают рост экономического потенциала страны. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие.

Одновременно с развитием производительных сил кардинальным образом меняются и производственные отношения. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Из материалов погребений явствует, что общинная знать сосредоточивает в своих руках значительные богатства и в этом отношении противостоит остальной массе рядовых общинников. Особую социальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники. В хозяйственных документах из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначающие рабов и рабынь. Причем если в ранних документах фигурируют десятки рабов и рабынь, то в более поздних упоминаются уже сотни. Характерна и пиктограмма, обозначающая раба, которая может трактоваться как «человек гор, чужак», что указывает на захват рабов в походах из равнинного Шумера в горные области.

Народ шумеров появляется в Южной Месопотамии на рубеже 4–3 тыс. до н. э. К этому же времени относятся памятники шумерской письменности, что позволяет установить начало Шумерской цивилизации. Место прародины шумеров точно неизвестно. Наиболее распространены версии, что они пришли или с юга – из областей вокруг Персидского залива, или с востока – с Загросских гор. Языковая принадлежность шумеров неизвестна: шумерский язык не имеет родственных языков. В Южной Месопотамии возникают шумерские города-государства, а вся эта страна получает имя Шумер. В 3 тыс. до н. э. к северу от Шумера поселяются семитоязычные племена аккадцев.

К 3 тыс. до н. э. в Шумере уже существует целая плеяда крупных городов-государств: Эреду, Ур, Урук, Киш, Лагаш, Ниппур и др. В течение 3 тыс. до н. э. здесь пытаются установить свою гегемонию над всем Шумером первые династии правителей. Этот период истории Шумера принято называть Раннединастический (XXVIII–XXIV вв. до н. э.).

Города Шумера были почти целиком выстроены из кирпича-сырца, который изготовляли из местной месопотамской глины. В центре города возвышался храм местного бога-покровителя. Так в Ниппуре особо почитался бог неба Энлиль («Верхний»), в Уре – бог луны Ану, в Уруке – богиня плодородия Инанна, в Лагаше – бог войны Нингирсу. Храмы в Шумере строили в виде ступенчатых подобных горам башен, на вершине которых находилось святилище – «жилище» бога или богини с ложем и столом. Такой тип храма носит название зиккурат. Вокруг храма строились дома жрецов, знати, простых горожан. Города были обнесены мощными стенами из кирпича.

История Раннединастического Шумера разворачивается одновременно в двух плоскостях. На уровне всей страны идет борьба за гегемонию – господство одного города над остальными. Борьба за гегемонию разворачивается под лозунгом создания единой ирригационной сети. На уровне отдельных городов происходит превращение власти энси и лугалей в монархию. Становление монархии было вызвано необходимостью объединения вокруг постоянного военного вождя, чтобы противостоять соседям. Такие вожди заводят постоянную армию, на содержание которой отводится часть бывших храмовых земель.

Борьба за гегемонию была начата в XXVIII в. лугалями Киша. Через сто лет самым сильным городом становится Урук в правление эна Гильгамеша. Исторические лица того времени превратились в памяти шумеров в мифологических героев, Гильгамеш стал любимым героем шумерского и аккадского эпоса.

В XXV в. до н. э. во главе шумерских городов становится Ур. В Уре становятся наиболее отчетливо выражены монархические черты власти правителей. Памятниками правления I династии Ура являются пышные царские гробницы, в которых вместе с правителем заживо погребались его придворные.

В XXIV в. до н. э. гегемония переходит к Лагашу. Время расцвета Лагаша – шестилетнее правление энси Уруинимгины. Соперником Лагаша был город Умма. Его правитель Лугальзагеси нанес поражение Уруинимгине и подчинил себе весь Шумер. Лугальзагеси образовал некое подобие единого государства в Шумере со столицей в Уруке. Это государство существовало около четверти века и было очень непрочным. В начале XXIII в. до н. э. государство Лугальзагеси вошло в состав Аккадского царства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: