Уравнения плоскости в пространстве. Основные задачи о плоскости. Уравнения прямой линии в пространстве. Основные задачи о прямой линии. Прямая и плоскость в пространстве. Поверхности второго порядка. [3, §12].
Пример 8. Даны точки
;
;
;
. Найти: 1) длину отрезка
; 2) уравнения прямых
и
; 3) угол между прямыми
и
; 4) уравнение плоскости
; 5) угол между прямой
и плоскостью
; 6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
Решение:
1. Расстояние между точками
и
находится по формуле
.
В данном случае
.
2. Уравнения прямой, проходящей через две заданные точки пространства
и
имеют вид
.
Тогда уравнения прямой
:
или
, уравнения прямой
:
или
.
3. Острый угол между прямыми линиями, заданными уравнениями
и
определяется по формуле:
.
Из уравнения прямой
:
,
,
; из уравнения прямой
:
,
,
. Следовательно,
,
.
4. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки
,
,
имеет вид
.
Тогда уравнение плоскости
:
;
;
.
5. Острый угол между прямой линией
и плоскостью
определяется по формуле:
.
Из уравнения прямой
:
,
,
; из уравнения плоскости
:
,
,
.
Следовательно,
,
.
6. Уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
имеют вид:
, где
,
,
(координаты точки
),
– направляющий вектор искомой прямой.
Так как эта прямая перпендикулярна плоскости
, то за вектор
можно принять вектор нормали
плоскости
. Так как
(
,
,
– коэффициенты из общего уравнения плоскости
), то
.
Значит, искомые уравнения имеют вид
.
Тема 5. Введение в математический анализ
Числовые функции. График функции. Основные характеристики функции. Сложная функция. Основные элементарные функции и их графики. [3, §14]. Предел функции в точке. Односторонние пределы. Предел функции при
. [3, §16]. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательные пределы. [3, §17]. Непрерывность функции в точке и на отрезке. Точки разрыва функции и их классификация. Свойства функций, непрерывных на отрезке. [3, §19].
Пример 9. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
Решение:
1)
.
2)
.
Раскроем неопределенность
. Так как
и
, то 
.
3)
.
Для раскрытия неопределенности
разделим числитель и знаменатель на старшую степень
:
, так как
,
,
при
.
4)
.
Для раскрытия неопределенности
умножим числитель и знаменатель на выражение, сопряженное знаменателю:


.
5)
.
Сделаем замену
, тогда
,
. Так как
, то
.
Тогда 
, так как
– второй замечательный предел.
Пример 10. Дана функция
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
Решение: Функции
,
,
непрерывны на всей числовой прямой, поэтому заданная функция
может иметь разрывы только в точках, где меняется ее аналитическое выражение, то есть в точках
и
.
Исследуем функцию на непрерывность в этих точках. Для этого найдем соответствующие односторонние пределы и значения функции.
Рассмотрим поведение функции при
:
;
;
.
Так как
, то заданная функция непрерывна в точке
.
Рассмотрим поведение функции при
:
;
.
Так как пределы
и
конечны и не равны, то точка
– точка разрыва I рода (функция в этой точке претерпевает «скачок» на
единицы).
Сделаем чертеж:

Задачи для контрольных работ
ВАРИАНТ 1
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы
и
составляют стороны параллелограмма
.
Найти:
1) длины диагоналей параллелограмма
;
2) острый угол между диагоналями параллелограмма
;
3) площадь параллелограмма
.
4. Даны точки
;
;
;
. Требуется:
1) записать векторы
,
,
в ортонормированном базисе;
2) найти длины векторов
,
,
;
3) показать, что векторы
,
,
образуют базис трехмерного пространства;
4) найти острый угол между векторами
и
;
5) найти алгебраическую проекцию вектора
на вектор
;
6) найти площадь треугольника
;
7) найти объем пирамиды
.
5. Найти собственные значения и собственные векторы матрицы
.
Контрольная работа №2
1. Даны координаты вершин треугольника
:
,
,
. Найти:
1) длину стороны
;
2) уравнения сторон
и
и их угловые коэффициенты; 3)
внутренний угол
в радианах с точностью до
;
4) уравнение высоты
и ее длину, не используя координаты точки
;
5) уравнение медианы
;
6) точку пересечения высот треугольника
.
Сделать чертеж.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через левый фокус эллипса
параллельно прямой
.
3. Даны точки
;
;
;
. Найти:
1) длину отрезка
;
2) уравнения прямых
и
;
3) угол между прямыми
и
;
4) уравнение плоскости
;
5) угол между прямой
и плоскостью
;
6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
4. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
5. Дана функция 
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
ВАРИАНТ 2
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы
и
составляют стороны параллелограмма
.
Найти:
1) длины диагоналей параллелограмма
;
2) острый угол между диагоналями параллелограмма
;
3) площадь параллелограмма
.
4. Даны точки
;
;
;
. Требуется:
1) записать векторы
,
,
в ортонормированном базисе;
2) найти длины векторов
,
,
;
3) показать, что векторы
,
,
образуют базис трехмерного пространства;
4) найти острый угол между векторами
и
;
5) найти алгебраическую проекцию вектора
на вектор
;
6) найти площадь треугольника
;
7) найти объем пирамиды
.
5. Найти собственные значения и собственные векторы матрицы
.
Контрольная работа №2
1. Даны координаты вершин треугольника
:
,
,
. Найти:
1) длину стороны
;
2) уравнения сторон
и
и их угловые коэффициенты;
3) внутренний угол
в радианах с точностью до
;
4) уравнение высоты
и ее длину, не используя координаты точки
;
5) уравнение медианы
;
6) точку пересечения высот треугольника
.
Сделать чертеж.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через вершину параболы
параллельно прямой
.
3. Даны точки
;
;
;
. Найти:
1) длину отрезка
;
2) уравнения прямых
и
;
3) угол между прямыми
и
;
4) уравнение плоскости
;
5) угол между прямой
и плоскостью
;
6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
4. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
5. Дана функция 
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
ВАРИАНТ 3
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы
и
составляют стороны параллелограмма
.
Найти:
1) длины диагоналей параллелограмма
;
2) острый угол между диагоналями параллелограмма
;
3) площадь параллелограмма
.
4. Даны точки
;
;
;
. Требуется:
1) записать векторы
,
,
в ортонормированном базисе;
2) найти длины векторов
,
,
;
3) показать, что векторы
,
,
образуют базис трехмерного пространства;
4) найти острый угол между векторами
и
;
5) найти алгебраическую проекцию вектора
на вектор
;
6) найти площадь треугольника
;
7) найти объем пирамиды
.
5. Найти собственные значения и собственные векторы матрицы
.
Контрольная работа №2
1. Даны координаты вершин треугольника
:
,
,
. Найти:
1) длину стороны
;
2) уравнения сторон
и
и их угловые коэффициенты;
3) внутренний угол
в радианах с точностью до
;
4) уравнение высоты
и ее длину, не используя координаты точки
;
5) уравнение медианы
;
6) точку пересечения высот треугольника
.
Сделать чертеж.
2. Составить уравнения прямых, проходящих через точку
параллельно асимптотам гиперболы
.
3. Даны точки
;
;
;
. Найти:
1) длину отрезка
;
2) уравнения прямых
и
;
3) угол между прямыми
и
;
4) уравнение плоскости
;
5) угол между прямой
и плоскостью
;
6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
4. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
5. Дана функция 
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
ВАРИАНТ 4
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы
и
составляют стороны параллелограмма
.
Найти:
1) длины диагоналей параллелограмма
;
2) острый угол между диагоналями параллелограмма
;
3) площадь параллелограмма
.
4. Даны точки
;
;
;
. Требуется:
1) записать векторы
,
,
в ортонормированном базисе;
2) найти длины векторов
,
,
;
3) показать, что векторы
,
,
образуют базис трехмерного пространства;
4) найти острый угол между векторами
и
;
5) найти алгебраическую проекцию вектора
на вектор
;
6) найти площадь треугольника
;
7) найти объем пирамиды
.
5. Найти собственные значения и собственные векторы матрицы
.
Контрольная работа №2
1. Даны координаты вершин треугольника
:
,
,
. Найти:
1) длину стороны
;
2) уравнения сторон
и
и их угловые коэффициенты;
3) внутренний угол
в радианах с точностью до
;
4) уравнение высоты
и ее длину, не используя координаты точки
;
5) уравнение медианы
;
6) точку пересечения высот треугольника
.
Сделать чертеж.
2. Дана парабола
. Найти длину ее хорды, проходящей через точку
параллельно прямой
.
3. Даны точки
;
;
;
. Найти:
1) длину отрезка
;
2) уравнения прямых
и
;
3) угол между прямыми
и
;
4) уравнение плоскости
;
5) угол между прямой
и плоскостью
;
6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
4. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
5. Дана функция 
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
ВАРИАНТ 5
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы
и
составляют стороны параллелограмма
.
Найти:
1) длины диагоналей параллелограмма
;
2) острый угол между диагоналями параллелограмма
;
3) площадь параллелограмма
.
4. Даны точки
;
;
;
. Требуется:
1) записать векторы
,
,
в ортонормированном базисе;
2) найти длины векторов
,
,
;
3) показать, что векторы
,
,
образуют базис трехмерного пространства;
4) найти острый угол между векторами
и
;
5) найти алгебраическую проекцию вектора
на вектор
;
6) найти площадь треугольника
;
7) найти объем пирамиды
.
5. Найти собственные значения и собственные векторы матрицы
.
Контрольная работа №2
1. Даны координаты вершин треугольника
:
,
,
. Найти:
1) длину стороны
;
2) уравнения сторон
и
и их угловые коэффициенты;
3) внутренний угол
в радианах с точностью до
;
4) уравнение высоты
и ее длину, не используя координаты точки
;
5) уравнение медианы
;
6) точку пересечения высот треугольника
.
Сделать чертеж.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через центр гиперболы
параллельно прямой
.
3. Даны точки
;
;
;
. Найти:
1) длину отрезка
;
2) уравнения прямых
и
;
3) угол между прямыми
и
;
4) уравнение плоскости
;
5) угол между прямой
и плоскостью
;
6) уравнения высоты, опущенной из точки
на плоскость
.
4. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя:
1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
.
5. Дана функция 
Найти точки разрыва функции, если они существуют, и построить ее график.
ВАРИАНТ 6
Контрольная работа №1
1. Дана матрица
. Найти
.
2. Решить систему линейных уравнений 
1) по правилу Крамера;
2) с помощью обратной матрицы;
3) методом Гаусса.
3. Дано:
,
,
, векторы