ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА




Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов, обозначенных в Гражданском кодексе России *(17), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.

Главным образом, поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство.

*(16) п.3 ст.614 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года *(17) ст.642-649 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года

Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная целевая применимость делает практически целесообразным не выделять аренду транспортного средства в отдельное соглашение, а рассматривать ее в общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.

Как и соответствует общей характеристике правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. «С этой передачи начинается владение наемщика имуществом». Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть.

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги - на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов - для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорта, сертификатов качества и т. п.) *(18). В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины.

Но в любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, мореходное состояние - для морского и речного транспорта) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую

*(18) п.2 ст.611 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года

характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, «обеспечив согласованный коэффициент технической готовности». Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплуатационными параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и так далее) могут разрешиться в договоренности представить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства, в новом достигнутом единства конструктивном решении.

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем для договора аренды транспортного средства без экипажа актуальным является вопрос о форме и месте передачи предмета соглашения.

Если место исполнения не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии*(19) Гражданским кодексом РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу, - в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающие его перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам арендодателя передать транспортное средство - в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

Как правило, транспортное средство передается с постоянного места своего хранения (нахождения), когда оно не эксплуатируется. Так, например,

автотранспортные средства передаются из гаражей арендодателя;

*(19) ст.316 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года

воздушные, морские и речные суда - по месту своего постоянного базирования (аэропортов, причалов и пристаней).

В иностранной (английской и французской) практике фрахтования на время морских и речных судов применяется и такой способ определения места передачи как «ренджа». В этом случае в договоре предусматривается, что окончательно порт (место передачи) будет определен фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды.

Представляется значимым обозначить в договоре то место передачи транспортного средства, которое могло бы служить по своим техническим и функциональным характеристикам проверке показателей уровня эксплуатационного состояния транспортного средства, в том числе, соответствия нормативного (документарного) состояния тем реальным практическим проверочным, кроме того, испытательным показателям. Это особо важно, так как доказывание некондиционного или нерабочего технического состояния транспортного средства после начала эксплуатации вызывает большие объяснимые трудности.

При имеющемся фидуциарном элементе сотрудничества контрагентов, в частности, при длительном периоде времени положительного делового и договорного взаимодействия рассматриваемый предмет договора аренды на практике переходит во владение и пользование арендодателя, как правило, без специального тщательного и профессионального техосмотра. Имеет место совершение арендатором действий, содействующих арендодателю в исполнении договорного обязательства, принятие кредитором исполнения по договорному обязательству, надлежаще предложенного должником. Безусловно, данное взаимоотношение сторон ведет к обоюдной экономии их материальных ресурсов и времени, повышает их деловую репутацию, содействует укреплению доверительного отношения сторон. Это в полной мере проявляется как результат не формального отношения должника к выполнению своих обязанностей, а добросовестного отношения, с проявлением максимальной заботы и внимания к интересам кредитора.

В ином случае, а также когда предметом договора аренды выступает относительно дорогостоящее транспортное средство (за редким исключением оно относится к таковым), учитывая, что транспортное средство, как правило, - это сложное техническое и технологическое устройство, требуется не только полный детальный технический осмотр, но и при необходимости испытательные проверки.

В то же время арендодатель может обратиться в независимую специализированную организацию по техническому обслуживанию (сюрвейеру) и ремонту для дачи соответствующей экспертной оценки фактическому состоянию сдаваемого в аренду транспортного средства. В частности, техническое состояние автотранспортного средства может подтверждаться актом технического осмотра в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Однако даже в этом благоприятном варианте, с точки зрения профессионального и наиболее объективного технического осмотра, существуют на сегодняшний день определенные проблемы.

При сдаче в аренду относительно не дорогостоящего, как правило, автомобильного транспортного средства контрагенты договариваются о средней стоимости предмета договора, которая устраивает обе стороны. Если, к примеру, автомобиль новый, то его установочная цена будет близка к цене аналогичного транспортного средства на рынке сбыта. Если автомобиль был в эксплуатации, то оценивается его износ, и стоимость в договоре аренды уменьшается на сумму износа.

Объясняется данное обстоятельство, главным образом, фактической невозможностью детального его описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимые законодательно утвержденные дифференцированные оценки отсутствуют. Таким образом, законодательная норма о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства, без нормативно-правового содержательного наполнения, необходимых правовых средств, теряет свою практическую локальную, договорно-правовую реализацию.

Актуальность объективного точного отражения технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства имеет значение не только для арендатора, как субъекта непосредственно заинтересованного в адекватной качественной характеристике транспортного средства, но и для самого арендодателя. Так как по истечении срока договора арендодатель имеет право требовать от арендатора возврата транспортного средства в том состоянии, в котором он его предоставил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором *(20).

Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (или пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности, при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: климатических (погодных), при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и так далее.

Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены - в соответствии с назначением данного вида транспортного средства *(21).

По всей видимости, общая норма статьи 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со статьей 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но и в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества.

*(20) ч.1 ст.622 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года *(21) п.1 ст.615 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года

На наш взгляд, это, прежде всего, связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности и соответственно имеет систему императивных норм для регулирования отношений по надлежащему и, как правило, исключительно целевому их использованию.

Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, учитывая и пунктуально придерживаясь предназначения соответствующего транспортного средства, если условиями договора аренды не содержатся ограниченные или расширенные права в его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.

Кроме того, представляется, что арендатору желательно в договоре аренды закрепить за собой право получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет по Арендодателю, по всей видимости, следует в договоре аренды транспортного средства без экипажа закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. «Арендодатель сохраняет определенные права на это имущество и потому вправе контролировать процесс его эксплуатации, требовать определенного режима использования». Данное положение исключительно актуально на практике.

По всей видимости, рассмотренная практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует, прежде всего, закрепления общей императивной нормы, предусматривающей возможность арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащем использовании транспортного средства арендатором.

В свою очередь, арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта *(22). Соответственно данной императивной норме корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование, как самого предмета договора, так и своей ответственности.

Данные нормы существенно отличают правоотношения сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды транспортного средства с экипажем, по которому в соответствии со статьями 634, 635, 637 ГК РФ все внимание по содержанию транспортного средства лежит на арендодателе. Указанные различия объясняются особенностями каждого из сравниваемых договоров. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по выполнению комплекса необходимых работ по его обслуживанию, поддержанию в работоспособном состоянии, сохранению эксплуатационных свойств.

Представляется вполне логичным, что в рассматриваемом договоре арендатор своими силами и средствами осуществляет управление, коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства *(23). В данной обязанности содержится главная сущностная формирующая черта рассматриваемого вида договора аренды транспортного средства.

По всей видимости, данный факт не означает, что арендатор обязан непосредственно лично выполнять соответствующие императивные нормы статьи 645 Кодекса. Они распределяют, главным образом, обязанности по организации принятия и исполнения решений по вопросам управления, коммерческой и технической эксплуатации, а также - несение ответственности за данные решения.

*(22) ст.644 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года *(23) ст.645 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года

То есть арендатор может не лично управлять транспортным средством. А в некоторых случаях это даже не представляется возможным как с юридической, так и фактической точек зрения, например, при утрате практических навыков вождения воздушным судном или отсутствии соответствующего документа, допускающего управление этим транспортным средством.

Таким образом, арендатор обязан, главным образом, организовать управление: заключить трудовые либо гражданско-правовые договоры с квалифицированными работниками, поставить перед ними необходимые задачи по перевозке физических лиц и материальных объектов, исходя из целей коммерческой эксплуатации транспортного средства. Как предусматривается в проекте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, фрахтователь (арендатор) вправе укомплектовать экипаж как лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, так и принять на службу прежний экипаж. Данная норма полностью согласуется со статьей 645 ГК РФ, так как независимо от способа комплектования водительского состава (экипажа) старший водитель (капитан) и все другие члены водительского состава (экипажа) становятся служащими фрахтователя (арендатора) и подчиняются ему во всех служебных (трудовых) отношениях.

Аналогично решается вопрос о коммерческой и технической эксплуатации. Эти обязанности могут быть возложены (организованы) арендатором на находящихся в его административном (договорном) подчинении управляющего (директора, распорядителя) или технического исполнителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: