Режимы течения жидкостей в трубах




 

Опыты показывают, что возможны два режима или два вида течения жидкостей (а также газов) в трубах: ламинарное и турбулентное.

 

  Ламинарное течение - это слоистое течение без перемешивания частиц жидкости и без пульсаций скорости.  

 

При таком течении все линии тока вполне определяются формой русла, по которому течет жидкость. При ламинарном течении жидкости в прямой трубе постоянного сечения все линии тока направлены параллельно оси трубы, т.е. прямолинейны; отсутствуют поперечные перемещения частиц жидкости, а потому не происходит перемешивания жидкости в процессе ее течения. Пьезометр, присоединенный к трубе с установившимся ламинарным течением, показывает неизменность давления (и скорости) во времени, отсутствие колебаний (пульсаций). Таким образом, ламинарное течение является вполне упорядоченным и при постоянном напоре строго установившимся течением (хотя в общем случае может быть и неустановившимся).

Однако ламинарное течение нельзя считать безвихревым, так как в нем хотя и нет ярко выраженных вихрей, но одновременно с поступательным движением имеет место упорядоченное вращательное движение отдельных частиц жидкости вокруг своих мгновенных центров с вполне определенными угловыми скоростями.

 

Турбулентное течение - это течение, сопровождающееся интенсивным перемешиванием жидкости и пульсациями скоростей и давлений.  

 

При турбулентном течении линии тока лишь примерно определяются формой русла. Движение отдельных частиц оказывается неупорядоченным, траектории подчас имеют вид замысловатых кривых. Объясняется это тем, что при турбулентном течении наряду с основным продольным перемещением жидкости вдоль русла имеют место поперечные перемещения и вращательное движение отдельных объемов жидкости.

Указанные режимы течения жидкости можно наблюдать на следующем приборе (рис. 4.1). Он состоит из резервуара А с водой, от которого отходит стеклянная труба В с краном С на конце, и сосуда D с водным раствором той или иной краски, которая может по трубке F вводиться тонкой струйкой внутрь стеклянной трубы В.

Если немного приоткрыть кран С и тем самым дать возможность воде протекать в трубе с небольшой скоростью, а затем с помощью крана Е впустить краску в поток воды, мы увидим, что введенная в трубу краска не будет перемешиваться с потоком воды. Струйка краски будет отчетливо видна вдоль всей длины стеклянной трубы, что будет указывать на слоистый характер течения жидкости и на отсутствие перемешивания. Это ламинарный режим течения.

 

 

Рис. 4.1. Устройство для демонстрации режимов течения.

По мере открывания крана С, скорость течения воды в трубе возрастает, но картина течения вначале не меняется; и лишь при определенной скорости потока наступает быстрое изменение режима течения. Струйка краски по выходе из трубки начинает колебаться, затем размываться и перемешиваться с потоком воды, причем оказываются заметными вихреобразования и вращательное движение жидкости. Режим течения становится турбулентным (см. рис. 4.1 вверху).

Если затем снова уменьшить скорость течения, то опять восстановится ламинарный режим.

Смена режима течения данной жидкости в трубе происходит при определенной скорости течения, которую называют критической (vкp). Как показывают опыты, значение этой скорости прямо пропорционально кинематическому коэффициенту вязкости (n) и обратно пропорционально диаметру трубы (d), т.е.

 

vкр=kn/d

 

Оказывается, что входящий сюда безразмерный коэффициент пропорциональности k имеет универсальное значение, т.е. одинаков для всех жидкостей и газов и любых диаметров труб.

Это означает, что смена режима течения происходит при вполне определенном соотношении между скоростью, диаметром и вязкостью n, равном

 

k=vкр/ n.

 

Это безразмерное число называется критическим числом Рейнольдса по имени английского ученого, который установил этот критерий, и обозначается

 

  (4.1)

 

Как показывают опыты, критическое число Рейнольдса приблизительно равно 2300.

Однако можно говорить не только о критическом числе Reкр, соответствующем смене режима, но и о фактическом числе Рейнольдса для того или иного потока и выражать его через фактическую скорость, т.е.

 

 

  Таким образом, мы получаем критерий, позволяющий судить о режиме течения жидкости в трубе. При значениях числа Re<Reкр течение оказывается ламинарным; при Re>Reкр течение обычно турбулентное.  

 

Зная скорость течения жидкости, диаметр трубы и вязкость жидкости, можно расчетным путем определить режим течения жидкости, что очень важно для последующих гидравлических расчетов.

Ламинарные течения на практике встречаются в тех случаях, когда по трубам движутся весьма вязкие жидкости, например, смазочные масла, глицериновые смеси и др.

Турбулентное течение обычно имеет место в водопроводах, а также в трубах, по которым движутся бензин, керосин, спирты и кислоты. Таким образом, на самолете приходится сталкиваться как с ламинарным, так и с турбулентным режимами течения жидкостей в трубах; в самолетных маслосистемах и гидропередачах режим течения чаще всего ламинарный, а в топливных системах - турбулентный.

Смена режимов течения при достижении числа Reкр объясняется тем, что один режим течения теряет устойчивость, а другой ее приобретает. При Re<Reкр ламинарный режим является вполне устойчивым; всякого рода искусственная турбулизация потока и его возмущения (сотрясения трубы, введение в поток колеблющегося тела и пр.) погашаются влиянием вязкости и ламинарный поток восстанавливается. Турбулентный режим при этом неустойчив.

При Re>Reкр, наоборот, турбулентный режим устойчив, а ламинарный - неустойчив.

В связи с этим критическое число Reкр, соответствующее переходу от ламинарного режима к турбулентному, может получиться несколько больше, чем Reкр для обратного перехода. В особых лабораторных условиях при полном отсутствии факторов, способствующих турбулизации потока, удается получить ламинарный режим при числах Re, значительно больших Reкр. Однако в этих случаях ламинарное течение оказывается настолько неустойчивым, что достаточно, например, небольшого толчка, чтобы ламинарный поток быстро превратился в турбулентный. На практике, особенно в самолетных трубопроводах, мы обычно имеем условия, способствующие турбулизации, - вибрация труб, местные гидравлические сопротивления, неравномерность (пульсации) расхода и пр., а потому указанное обстоятельство имеет в гидравлике скорее принципиальное значение, чем практическое.

Вопрос об устойчивости ламинарного режима течения и о механизме турбулизации теоретически пока еще полностью не решен. Но исследования показывают, что в данном сечении цилиндрической трубы турбулизации способствуют такие факторы, как расстояние от стенки, величина скорости и ее поперечного градиента dv/dy. Наибольшее расстояние от стенки и наибольшая скорость имеют место в центре потока, но там равен нулю градиент dv/dy. У стенки, наоборот, градиент скорости наибольший, а скорость и расстояние y наименьшие или даже равны нулю. Поэтому начальная турбулизация ламинарного потока в прямой трубе постоянного сечения начинается где-то в промежутке между осью трубы и стенкой, но все же ближе к стенке.

В трубах переменного сечения турбулизация потока происходит не так, как в цилиндрической трубе. В расширяющихся трубах наблюдается замедление течения, усиливается тенденция к поперечному перемешиванию и значение Reкр уменьшается. В сужающихся трубах происходит ускорение течения и выравнивание скоростей по сечению, тенденция к перемешиванию уменьшается, а значение Reкр увеличивается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: