ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.6.3. НЕВРОПАТОЛОГИЯ
Направление «Специальное (дефектологическое) образование»,
Профиль «Дошкольная дефектология»
квалификация выпускника: бакалавр
ОЗО
Уфа 2015
1. Целью дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций:
1) в области коррекционно-педагогической деятельности:
- ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
2) в области дигностико-консультативной деятельности:
- ПК-5 - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- ПК-6 - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
3) в исследовательской деятельности:
- ПК-12 - способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
- ПК-14 - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), из них 14 часов аудиторных занятий, 85 часов самостоятельной работы и 9 часов – экзамен.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
|
Дисциплина «Невропатология» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Невропатология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология», «Основы генетики».
Освоение дисциплины «Невропатология» является основой для последующего изучения дисциплин: «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений».
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: историю развития детской невропатологии, связь с другими психолого-педагогическими дисциплинами, проблемы эволюции нервной системы, особенности ее строения, учение о цитоархитектонике коры головного мозга, основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, этапы психомоторного и речевого развития ребенка, этиопатогенез и клинические проявления наиболее часто встречающихся болезней нервной системы, приводящих к формированию состояния ограниченных возможностей здоровья и инвалидности.
- уметь: выявить выраженные неврологические нарушения у детей, оценивать основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, выявить уровни поражения нервной системы при основных заболеваниях у детей, подбирать диагностические методики и проводить дотерапевтическое исследование состояния нервной системы.
- владеть навыками: выявления выраженных неврологических нарушений у детей, оценки основных физиологических процессов, происходящих в нервной системе, выявления уровня поражения нервной системы при основных заболеваниях у детей, проведения и обработки дотерапевтической диагностики.
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры |
Аудиторные занятия: | ||
Лекции (ЛК) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа: | ||
контрольная работа, расчетно-графическая работа, реферат, электронные презентации и т.д. | ||
Промежуточная аттестация Экзамен | ||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Физиология нервной системы | Эволюция нервной системы. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. Онтогенез нервной системы. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения. Латерализация функций. Динамическая локализация функций в коре больших полушарий. Строение и функции нервной системы человека. Понятие о системогенезе. Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, конечный мозг). Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, сенсорный, программирования и мотивации деятельности. | |
Патология нервной системы | Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные. Детские церебральные параличи. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений, |
|
Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | ЛК | ПЗ | СРС | Всег |
1. Физиология нервной системы | |||||
1.1 | Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нервных клеток и глии. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Исследование нервной системы. Дополнительные методы исследования в неврологии. | 0,5 | 8,5 | ||
1.2 | Онтогенез нервной системы. Латерализация функций. Динамическая локализация функций. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения. | 0,5 | 0,5 | ||
1.3 | Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. | 0,5 | 0,5 | ||
2. Патология нервной системы | |||||
2.1 | Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы.Синдромы двигательных, чувствительных и вегетативных нарушений. | 0,5 | 0,5 | ||
2.2 | Синдромы поражения черепных нервов. | 0,5 | 0,5 | ||
2.3 | Синдромы поражения высших корковых функций: агнозии, апраксии, афазии. | 0,5 | 0,5 | ||
2.4 | Болезни нервной системы. Инфекционные, интоксикационные болезни нервной системы. | 0,5 | 0,5 | ||
2.5 | Наследственные болезни обмена веществ. Хромосомные болезни. Прогрессирующие мышечные дистрофии. Факоматозы. | 0,5 | 0,5 | ||
2.6 | Болезни нервной системы у новорожденных. Детские церебральные параличи. | 0,5 | 0,5 | ||
2.7 | Нарушения мозгового кровообращения. Черепно-мозговые травмы. Опухоли головного мозга | 0,5 | 0,5 | ||
2.8 | Неврозы. | 0,5 | 0,5 | ||
2.9 | Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии, дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. | 0,25 | 0,5 | 6,75 | |
2.10 | Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Лечебно-педагогический комплекс. | 0,25 | 0,5 | 8,75 | |
Экзамен | |||||
Итого: |
Лабораторный практикум
Не предусмотрен.