МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По подготовке к семинарам дисциплины «ЭТИКА»
Преподаватель:
Жерносенко И.А.,
доцент каф. гуманитарных дисциплин,
докт. филос. н., канд. культурологии
Очная форма обучения
Общая трудо- емкость з.е./часы | Семестр | Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) | Форма промежуточной аттестации | |
контактная | внеаудиторная СРС | |||
2/72 | зачёт |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели изучения дисциплины «Этика» - сформировать целостное видение процессов, происходящих в нравственной сфере современного общества; дать комплексное представление о законах развития и функционирования нравственного сознания; показать взаимосвязь нравственности с иными формами мировоззрения; раскрыть содержание этических ценностей, закономерности возникновения, функционирования и воспроизводства нравственного сознания.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
– наличие зрелого нравственного мировоззрения, способности самостоятельно оценивать явления, происходящие в современной жизни;
– понимание специфики нравственных ценностей и нравственной мотивации;
– понимание основ межличностной нравственной коммуникации;
– способность осмысливать процессы в области морали, умение самостоятельно анализировать нравственные поступки;
– умение вести дискуссии по нравственным проблемам и актуальным вопросам, связанным с развитием современного общества;
– способность самостоятельно мыслить;
– умение работать в коллективе;
– толерантность к иным культурам, типам мировоззрения, духовным ценностям.
|
Темы и содержание семинарских занятий
Тема 1. Этика Древнего Востока
Специфика этики Древнего Востока. История древнекитайской этики: категориальные основы китайской этики; моральные принципы конфуцианства; этическое учение даосизма; представление об основах нравственного поведения в моизме.
История развития древнеиндийской этики: специфика понятия «этического» в древней Индии; принципы философской этики буддизма; моральная составляющая учения йоги; этика мимансы и веданты. Основные категории древнеиндийской этики.
Тема 2. Античная этика
Мифологические основы античной этики.
Этические концепции досократического периода Древней Греции. Этика софистов и Сократа, суть спора между сократической и софистической школами по проблемам истины и добра. Этическая доктрина Платона. Этика Аристотеля: учение о счастье и добродетели. Этика периода поздней античности: эпикурейцы, стоики.
Специфический характер античной этики и её влияние на этику более позднего периода.
Тема 3. Христианская этика
Общая характеристика христианской этики. Этический смысл «Посланий» апостола Павла.
Недогматические формы морального сознания Средневековья: гностицизм, манихейство.
Этика Августина: теодицея и происхождение зла, добродетели разума и веры. Бернар Клервоский: учение о благодати и свободной воле. Этические взгляды Фомы Аквинского. П. Абеляр о грехе и благодати. Этическая доктрина Дунса Скота.
Единство Бога и мусульманская этика.
Этические представления средневековой Руси.
Основные категории средневековой этики. Проблемы добра и зла, разума и веры, греха и благодати в средневековой этике.
|
Тема 4. Этика эпохи Возрождения и Нового Времени
Антропология Возрождения и Нового Времени. Этические проблемы периода ренессансного гуманизма и Реформации: этика Дж. Бруно, Н. Макиавелли, М. Лютера. Основы протестантской этики.
Этические концепции XVII-XVIII вв.: этические взгляды Б. Спинозы и Т. Гоббса; моральные принципы этического сентиментализма. Основы моральной доктрины либеральной идеологии, её укоренённость в антропологических представлениях этого периода.
Теоретические положения этики периода немецкой классической философии: этические учения И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.
Тема 5. Этика гражданственности: человек и общество
Гражданское общество, гражданин, гражданственность: содержание понятий. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Меры по их защите.
Патриотизм и космополитизм как жизненные позиции. Патриотизм и национализм. Истинный и ложный национализм.
Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.
Тема 6, 7. Этика межличностных отношений
Общение как нравственная ценность и способ самовыражения личности. Культура общения: эгоизм и альтруизм, терпимость и нетерпимость, открытость в общении. Проблема одиночества. Человек для Другого: цель или средство? Общение в технизированном мире и виртуальной реальности. Особенности общения в молодежной субкультуре.
Дружба как вершина межличностных отношений. Основные черты, признаки и условия дружбы. Взаимопонимание в дружбе.
Любовь как высшая ценность, как отношение и влечение. Виды любви: братская, эротическая, родительская, любовь к себе, любовь к Богу. Проблема любви в современном обществе.
Сущность конфликта и его виды; структура конфликта стадии его развития; модели поведения в конфликте, меры по его предотвращению и способы его профилактики.