Тема 6, 7. Этика межличностных отношений




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке к семинарам дисциплины «ЭТИКА»

 

Преподаватель:

Жерносенко И.А.,

доцент каф. гуманитарных дисциплин,

докт. филос. н., канд. культурологии

 

Очная форма обучения

Общая трудо- емкость з.е./часы Семестр Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) Форма промежуточной аттестации
контактная внеаудиторная СРС
2/72       зачёт

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели изучения дисциплины «Этика» - сформировать целостное видение процессов, происходящих в нравственной сфере современного общества; дать комплексное представление о законах развития и функционирования нравственного сознания; показать взаимосвязь нравственности с иными формами мировоззрения; раскрыть содержание этических ценностей, закономерности возникновения, функционирования и воспроизводства нравственного сознания.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

– наличие зрелого нравственного мировоззрения, способности самостоятельно оценивать явления, происходящие в современной жизни;

– понимание специфики нравственных ценностей и нравственной мотивации;

– понимание основ межличностной нравственной коммуникации;

– способность осмысливать процессы в области морали, умение самостоятельно анализировать нравственные поступки;

– умение вести дискуссии по нравственным проблемам и актуальным вопросам, связанным с развитием современного общества;

– способность самостоятельно мыслить;

– умение работать в коллективе;

– толерантность к иным культурам, типам мировоззрения, духовным ценностям.

 

Темы и содержание семинарских занятий

Тема 1. Этика Древнего Востока

Специфика этики Древнего Востока. История древнекитайской этики: категориальные основы китайской этики; моральные принципы конфуцианства; этическое учение даосизма; представление об основах нравственного поведения в моизме.

История развития древнеиндийской этики: специфика понятия «этического» в древней Индии; принципы философской этики буддизма; моральная составляющая учения йоги; этика мимансы и веданты. Основные категории древнеиндийской этики.

Тема 2. Античная этика

Мифологические основы античной этики.

Этические концепции досократического периода Древней Греции. Этика софистов и Сократа, суть спора между сократической и софистической школами по проблемам истины и добра. Этическая доктрина Платона. Этика Аристотеля: учение о счастье и добродетели. Этика периода поздней античности: эпикурейцы, стоики.

Специфический характер античной этики и её влияние на этику более позднего периода.

 

Тема 3. Христианская этика

Общая характеристика христианской этики. Этический смысл «Посланий» апостола Павла.

Недогматические формы морального сознания Средневековья: гностицизм, манихейство.

Этика Августина: теодицея и происхождение зла, добродетели разума и веры. Бернар Клервоский: учение о благодати и свободной воле. Этические взгляды Фомы Аквинского. П. Абеляр о грехе и благодати. Этическая доктрина Дунса Скота.

Единство Бога и мусульманская этика.

Этические представления средневековой Руси.

Основные категории средневековой этики. Проблемы добра и зла, разума и веры, греха и благодати в средневековой этике.

 

Тема 4. Этика эпохи Возрождения и Нового Времени

Антропология Возрождения и Нового Времени. Этические проблемы периода ренессансного гуманизма и Реформации: этика Дж. Бруно, Н. Макиавелли, М. Лютера. Основы протестантской этики.

Этические концепции XVII-XVIII вв.: этические взгляды Б. Спинозы и Т. Гоббса; моральные принципы этического сентиментализма. Основы моральной доктрины либеральной идеологии, её укоренённость в антропологических представлениях этого периода.

Теоретические положения этики периода немецкой классической философии: этические учения И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

 

Тема 5. Этика гражданственности: человек и общество

Гражданское общество, гражданин, гражданственность: содержание понятий. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Меры по их защите.

Патриотизм и космополитизм как жизненные позиции. Патриотизм и национализм. Истинный и ложный национализм.

Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.

 

Тема 6, 7. Этика межличностных отношений

Общение как нравственная ценность и способ самовыражения личности. Культура общения: эгоизм и альтруизм, терпимость и нетерпимость, открытость в общении. Проблема одиночества. Человек для Другого: цель или средство? Общение в технизированном мире и виртуальной реальности. Особенности общения в молодежной субкультуре.

Дружба как вершина межличностных отношений. Основные черты, признаки и условия дружбы. Взаимопонимание в дружбе.

Любовь как высшая ценность, как отношение и влечение. Виды любви: братская, эротическая, родительская, любовь к себе, любовь к Богу. Проблема любви в современном обществе.

Сущность конфликта и его виды; структура конфликта стадии его развития; модели поведения в конфликте, меры по его предотвращению и способы его профилактики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: