Классный час: «Всегда ли дружба важнее всего?»
Цели:
· выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
· способствовать улучшению социально - психологического климата в классном коллективе;
· содействовать формированию дружного коллектива,воспитывать чувства уважения друг к другу, взаимопомощи.
Формирование УУД:
· - сформулировать понятие "Дружба"
- активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
- создать условия для развития всех типов восприятия информации;
- развивать нравственные личностные качества;
- совершенствовать навыки совместной деятельности.
Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.
Оборудование: сердечки, презентация
Ход классного часа.
1. Добрый день. Ребята! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), а теперь откройте глаза. Изменилось ли ваше настроение? А от чего? (ответы детей) Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А это значит, что здесь собрались добрые люди. Я знаю, что к добрым людям тянется всё самое прекрасное.
Дети сидят на стульях в кругу, учитель предлагает встать и найти себе пару (встать с другом)- взяться за руки
- Посмотрите друг- другу в глаза – улыбнитесь, пожмите руку.
После предлагается взяться за руки уже вчетвером, потом вшестером - и в конце встают одним общим кругом, каждый держится за ленту.
Мы все вместе – одна команда. А сообща можно решить любые вопросы и проблемы. Вы со мной согласны?
-Ребята, скажите а когда люди встают в большой круг? (когда водят хоровод, играют в игру, когда дружат, когда хотят что- то обсудить)
-Вот и мы сегодня с вами, ребята, встали в один большой круг, потому что нам предстоит ответить на очень трудный вопрос
ВСЕГДА ЛИ ДРУЖБА ВАЖНЕЕ ВСЕГО? (слайд 2)
- И мы постараемся в ходе занятия ответить на этот вопрос. Вы готовы? Давайте начнём..
Что такое дружба?
Что вам нравится в вашем друге? За что вы иногда обижаетесь на него?
· Как вы сами относитесь к своему другу?
· Помогали вы другу, когда ему было трудно?
· Помогал ли вам друг в трудную минуту?
· Каким бы вы хотели видеть своего друга?
· - Но иметь друга и быть другом – легко?
- Иметь друга и быть другом – это великий труд и большая ответственность.
- - Давайте поразмыслим, почему? И всегда ли дружба важнее всего?
- – Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»? - А вот детская писательница Валентина Осеева сравнила дружбу двух девочек с дождливой погодой. Хотите узнать почему?
- Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать.
Чтение рассказа
До первого дождя. В Осеева
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.(слайд 4)
Беседа после прочтения текста
-Ребята, а почему воспитательница сказала девочкам: “Ваша дружба до первого дождя”?
- Можно ли назвать Машу надёжной подругой?
- Для кого из девочек дружба была важнее всего?
- Для кого нет? (для Маши)
- Что для Маши было важнее всего?(не промокнуть, не простыть) – девочка думала о себе….
ВЫВОД: для наших героинь рассказа дружба оказалась всегда важнее???
Посмотрите на экран (ролик из детского юмористического журнала «Ералаш» Настоящий друг)
- Как вы считаете, является ли герой ералаша настоящим другом?(нет)
-А почему? (потому что он использовал мальчика в своих личных целях)
- А как должен поступать настоящий друг? (помогать, поддерживать в трудной ситуации)
Работа с пословицами
- А какие высказывания о дружбе вы слышали?
(Учащиеся вспоминают пословицы о дружбе)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Нет друга – ищи, а нашел – береги»
Старый друг лучше новых двух
«Друг познается в беде»
«Друзья проверяются в радости » (на слайде)
Я раздам вам карточки с ситуациями, прочитайте их и решите какая пословица подходит для первой и второй ситуации.
Ситуация
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Выводы учащихся: Что же произошло с другом?
Миша – настоящий друг Олега? Почему?
Настоящий друг никогда будет завидовать успехам товарища?
наоборот, он искренне разделит его радость. Настоящий друг будет радоваться твоим успехам помогать тебе идти к поставленной цели.
- Что помешало дружбе? (зависть)
- Назовите что ещё мешает дружбе? Жадность, неискренность, обман
Ситуация
Ситуация
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
Выводы учащихся: Герой, который рассказывает и Олег –настоящие друзья?
Кто такие друзья?
Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Друг должен выручать в беде, прийти на помощь в трудную минуту:
Давайте составим законы дружбы. (слайд 9)
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Умей принять помощь и совет от друга.
5. НЕ обманывай друга.
6. Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе.
Что помогает дружбе?
-Прочитайте
Физминутка А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».Встаньте, те:
- У кого есть друзья?
Аплодисменты!
- кто помогает друзьям?
Аплодисменты!
- кто прощает друзей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
Какими мы должны быть, чтоб наш класс стал дружным? Давайте составим цветок “Дружбы”.
Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. доброта, зависть, надежность бескорыстие, милосердие, чувство юмора, лесть, взаимопонимание, смелость, верность, общительность, отзывчивость, грубость, ненадежность, ложь, предательство, и т.д
Ненужное выбрасываем в урну
Клип дружба крепкая
И в заключение нашей беседы мне все-таки хотелось бы услышать ваше мнение, ваш ответ на вопрос:
Всегда ли дружба важнее всего? (дружба важна если, это действительно настоящая дружба)
Рефлексия - Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.
В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые напоминали бы вам совет «Выбирай друга сердцем»
Ну и напоследок: не забывайте о чувстве юмора и побольше улыбайтесь. Вспомните, насколько легче общаться с человеком, которому присущи эти качества.