ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Школьный этап.
ЗАДАНИЯ. 10 КЛАСС.
Время выполнения работы – 2 часа 30 минут
(распределение лимита времени на 1 и 2 туры участник определяет самостоятельно)
(максимально возможное количество баллов – 100)
Задания 1 тура.
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу [1] (максимально – 10 баллов).
1.1. Монархия и демократический режим несовместимы.
1.2. Нормы права существуют только в письменной форме.
1.3. Экстенсивный путь развития хозяйства основан на ресурсосберегающих технологиях и повышении производительности труда.
1.4. Понятие политической власти тождественно понятию государственной власти по содержанию и властным полномочиям.
1.5. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации содержатся в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».
1.6. В соответствии с определением, люди считаются безработными, если они не имеют места работы и не ищут работу.
1.7. Дефицит бюджета может наблюдаться при росте валового национального продукта (ВНП).
1.8. Принцип разделения властей в демократическом правовом государстве подразумевает деление власти на три независимые друг от друга ветви.
1.9. Все личностные качества человека определены его генетическим кодом.
1.10. Католики и протестанты - христиане.
Ответы:
Бюджет является самым эффективным способом государственного регулирования экономики. Заполните таблицу, выбрав из перечня номера положений, соответствующих её столбцам (максимально - 10 баллов)
|
1. Содержание государственного аппарата
2. Займы у населения и в банках
3. Обслуживание государственного долга
4. Налоги
5. Охрана природы (экология)
6. Поддержание обороноспособности
7. Торговля природными ресурсами
8. Внешние займы
9. Приватизация
10. Сбережение культурно-исторического наследия
Государственный бюджет | |
Доходы | Расходы |
Решите кроссворд по обществознанию (10 баллов – по 0,5 балла за правильный ответ). Дополнительный вопрос (5 баллов). Всего – 15 баллов за задание.
3.1. Дополнительный вопрос к кроссворду. Приведите примеры перемен в жизни общества (или природы), связанные с определениями, предложенными в заданиях №№ 6, 12, 19. В чем Вы видите главный критерий, который различает эти определения? (5 баллов = по 1 баллу за правильный пример + 2 балла за определение критерия)
|
|
По горизонтали
1. Устойчивые, закономерные связи предметов и явлений, то есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях
5. Особый вид человеческой активности, направленный на совершенствование мира и себя самого.
9. Процесс вхождения человека в социальную среду, в которой происходит его жизнедеятельность; другими словами – приобщение к принятой в обществе системе норм и ценностей
11. Развитие, характеризующееся движением от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным
12. Коренной, качественный переворот в общественном устройстве.
13. Процесс, противоположный тому, который охарактеризован под №11 в кроссворде
15. Теория, отдающая приоритет разуму как основе познания и поведения людей, в противоположность сенсуализму.
16. Человек со своими социально обусловленными качествами. Ею человек становится, индивидом – рождается.
19. Постепенные изменения (с лат. – «развертывание»). Употребляется как синоним развития (в широком смысле). Противоположность тому, что Вы определили под №12
По вертикали
2. Единство элементов, взаимодействующих на основе взаимосвязи
3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений
4. Переживаемая и осознаваемая нужда в чем-либо, является мотивом деятельности
6. Преобразование какой-либо стороны жизни общества, не затрагивающее его основ
7. Теория познания (по-гречески)
8. Один из главных видов деятельности, обеспечивающий существование людей
10. Возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими потребностями, целями и желаниями
14. Первичный этап чувственного познания. Отражение отдельных свойств и признаков объекта в сознании человека.
17. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и способностью создавать орудия труда.
18. Соответствие полученного знания реальной действительности
20. Наиболее сложный этап рационального (логического) мышления. Рассуждения, в ходе которых выводится новое суждение (заключение, вывод).
Ответ (на дополнительный вопрос) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. «Исключи лишнее». В каждом из пяти нижеприведенных заданий по темам «Человек» и «Общество» ДВА из ряда приведенных терминов, выпадают из общего ряда. Определите их и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны (до 10 баллов)
4.1. Природные потребности человека:
а) биологические
б) физиологические
в) социальные
г) органические
д) идеальные
е) естественные
4.2. Межличностные отношения:
а) деловые
б) личные
в) политические
г) формальные
д) неформальные
е) устойчивые
ё) ситуативные
ж) экономические
4.3. Понятия, характеризующие социальную динамику:
а) прогресс
б) структура
в) эволюция
г) революция
д) стратификация
е) спад
4.4. Определения личности:
а) субъект отношений и сознательной деятельности
б) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида
в) субъект познания и изменения мира
г) человек как часть живой природы
д) человек как отдельный представитель человеческого рода
е) человек со своими социально обусловленными и индивидуальными качествами
4.5. Черты постиндустриального общества:
а) основывается на машинном производстве
б) определяющую роль играет информация
в) производство ориентировано на запросы потребителя
г) преобладает экстенсивный путь развития экономики
д) сфера услуг преобладает над сферой производства товаров
Ответы:
4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. |
5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте обозначено […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова) (до 5 баллов).
ü ««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт)
ü «Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека)
ü «[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел)
ü «[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери)
ü «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).
Что это за понятие?
Ответ ________________________________________________
Высказывание кого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны (10 баллов)
«Ролью называется ожидаемое _____, ассоциируемое с определенным _____. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется _____. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например законы, являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда _____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или _____)».
1. Формальный 2. Поощрение 3. Социализация 4. Уважение 5. Поведение 6. Предписанный статус | 7. Ролевой набор 8. Порицание 9. Статус 10. Член общества 11. Неформальный 12. Социальная мобильность |
7. Ниже изображены известные образы-знаки. Укажите, что именно обозначают эти знаки (до 7 баллов = 5 – за определение знака + 2 за верное основание деления).
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Разделите знаки на две группы, так чтобы в одной группе было три знака, а в другой два, укажите основание для подобного деления. В строке группы, укажите соответствующие цифры.
Группа 1.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания 2 тура.
8. Прочтите текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор не смог разграничить признаки двух разных экономических систем. Выполните это самостоятельно (до 10 баллов). Для этого
1) в таблице озаглавьте колонки, определив типы экономических систем, о которых идет речь;