В силу того что приказ об учетной политике утверждается руководителем, то соблюдение положений учетной политики обязательно для всех сотрудников организации. Для сотрудников бухгалтерии требования соблюдать положения учетной политики прописываются в должностные инструкции. Также бухгалтерия наделена правом в пределах своей компетенции контролировать исполнение учетной политики от других подразделений, в частности, по вопросам оценки имущества, по вопросам обеспечения его сохранности и рационального использования; по вопросам документирования хозяйственных операций и своевременной отчетности перед бухгалтерией.
Ответственность за постановку внутреннего контроля за исполнением положений учетной политики возлагается на главного бухгалтера. Контроль осуществляется бухгалтерией в текущем порядке, на основе проверки первичной документации поступающей из подразделений; на основе проверки отчетности материально-ответственных лиц; на основе проведения инвентаризаций.
В крупных организациях, таких как Белкоопсоюз, для осуществления внутреннего контроля, в том числе, исполнения положений учетной политики, создаются специальные структуры и службы внутреннего аудита (см. Положение о порядке проведения внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации: утв. постановлением Правления Белкоопсоюза от 28.02.2018 г., №52 / Минск: Белкоопсоюз, 2018. – 80 с.).
В соответствии с Положением №52 в организациях потребительской кооперации регулярно проводятся плановые (и внеплановые) внутренние аудиты, в том числе, по вопросам соблюдения учетной политики. Специалисты-ревизоры контроль учетной политики в программах внутреннего аудита включают в раздел «Аудит состояния бухгалтерского учета организации ».
|
Целью внутреннего аудита состояния бухгалтерского учета является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующим нормативно-правовым актам, а также проверка законности, эффективности и целесообразности осуществляемых хозяйственных операций и правильности их отражения в учете, оценка правомерности и рациональности выбранных положений учетной политики.
В ходе аудита состояния бухгалтерского учета организации изучается приказ об учетной политике, а также практика его исполнения.
В частности проверяется: наличие в организации учетной политики и ее соблюдение; соответствия принятой организацией учетной политики требованиям законодательства; оценка полноты раскрытия в учетной политике выбранных способов ведения бухгалтерского учета и вопросов налогообложения; соблюдение формы бухгалтерского учета, установленной учетной политикой, её рациональность; ведение бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов. Также проверяются и другие аспекты, связанные с учетной политикой. Наличие графика документооборота и его соблюдение; своевременность составления и представления отчетов материально ответственными лицами. Обоснованность применения форм первичных учетных документов, их соответствие требованиям законодательства; своевременность составления и качество первичных учетных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета по установленным формам, наличие в них необходимых заполненных реквизитов и подписей лиц, ответственных за совершение операции. Правильность организации и ведения бухгалтерского учета для налогообложения, наличие регистров налогового учета. Наличие комиссии для определения непригодности основных средств к дальнейшей эксплуатации, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта. Оценка амортизационной политики организации. Проверка наличия договоров о материальной ответственности. Наличие плана проведения инвентаризаций; соблюдения порядка организации и проведения инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Наличие актов приема–передачи дел при смене руководителя организации и главного бухгалтера.
|
Процедуры, применяемые в ходе внутреннего аудита состояния бухгалтерского учета организации:
- подбор нормативных документов по организации бухгалтерского учета (в т.ч. внутренних);
- составление списка лиц ответственных за организацию бухгалтерского учета, составление отчетности и в целом за соблюдение законодательства в организации;
- сравнение фактического положения дел с данными нормативных документов согласно программе аудита, составление проверочных и тестовых таблиц;
- составление списка узких мест в организации бухгалтерского учета не урегулированных нормативно;
- проведение бесед с ответственными лицами, получение объяснительных по фактам недостатков;
- установление причин и персональной ответственности за недостатки в организации бухгалтерского учета;
|
- разработка мероприятий по устранению недостатков.
Возможные недостатки в организации бухгалтерского учета:
- отсутствие приказа об учетной политике на текущий год, устаревание положений учетной политики;
- отсутствие в учетной политике необходимых (важных) положений по организации учета, например, приложений с формами специфичной бухгалтерской документации, разработанной в самой организации;
- отсутствие положения о бухгалтерии, а также других документов регламентирующих организацию бухгалтерского учета на предприятии;
- отсутствие главного бухгалтера;
- ненадлежащее исполнение главным бухгалтером своих обязанностей;
- отсутствие должностных инструкций работников бухгалтерии;
- прямые нарушения нормативных документов, в т.ч. положений учетной политики, по организации бухгалтерского учета, например, назначение на должность главного бухгалтера лица без стажа работы;
- использование устаревшего компьютерного программного обеспечения для обработки учетной информации.