ГЛАВА 8. БЕСЕДА ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ И РАМАНАНДЫ РАЯ НА ЮГЕ ИНДИИ




 

2.8.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 5-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

2.8.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Пандиту! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ

2.8.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

Шри Чайтанья Махапрабху образно сравним с океаном знания о служении Господу с преданностью. Он наделил этим знанием Шри Рамананду Рая, которого можно уподобить облаку преданности. Это облако наполнилось влагой неопровержимых истин служения Господу с преданностью и получило от океана Шри Чайтаньи Махапрабху приказ пролить над ним воду.

 

-----Господь Чайтанья поклоняется Божеству Нрисимхадева------

 

2.8.4 Шри Чайтанья Махапрабху продолжил путешествие в соответствии со Своим прежним планом и через несколько дней пришел в святое место под названием Джияда-Нрисимха.

2.8.5 Увидев в храме Божество Нрисимхи, Шри Чайтанья Махапрабху простерся перед Ним. Затем, охваченный духовным экстазом любви к Богу, Он стал танцевать, петь и возносить молитвы:

2.8.6 «Слава Нрисимхадеве! Слава Господу Нрисимхадеве, который спас Прахладу Махараджа от преследований его отца Хираньякашипу. Львица очень свирепа к тем, кто хочет причинить вред ее львятам. Так и Господь Нрисимхадева: Он беспощаден к непреданным, которые хотят причинить вред преданным, подобным Прахладе Махарадже.»

2.8.7 Так Шри Чайтанья Махапрабху произносил разные стихи. Затем служитель Божества Нрисимхадевы принес Шри Чайтанье Махапрабху гирлянды и остатки трапезы Божества.

2.8.8 Как всегда, какой-то брахман пригласил Шри Чайтанью Махапрабху к себе домой и накормил Его прасадом. Господь переночевал в храме, чтобы наутро продолжить Свое путешествие.

2.8.9 На следующее утро Господь Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный великим экстазом духовной любви к Богу, отправился в путь. Он шел днем и вечером, пока сильно не стемнеет. Он повторял и пел святые имена и разные песни, прославляющие Господа Кришну. Дорогой Он встречал людей, которые слышали Его пение. Некоторые из них, горя желанием видеть Шри Чайтанью Махапрабху, отправлялись следом за Ним. Время от времени Господь Чайтанья обнимал некоторых из них и, наделив Своими особыми благословениями, просил вернуться домой.

2.8.10 Спустя несколько дней Господь Чайтанья достиг берега реки Годавари. Годавари напомнила Господу о Ямуне, а лес на берегу Годавари о лесах Вриндавана. В этом лесу Господь, по Своему обыкновению, некоторое время пел и танцевал, а затем переправился через реку и совершил на другом берегу омовение.

2.8.11 Искупавшись в реке, Господь отошел в сторону от места омовения и стал петь святые имена Кришны и гопи.

 

-----Первая встреча Господа Чайтаньи и Рамананды Рая----

 

2.8.12 В это время в тоже место на берегу реки Годавари под звуки музыки прибыл на паланкине Рамананда Рай, чтобы совершить омовение. Рамананду Рая сопровождало множество брахманов, следовавших «Ведам». Он омылся и, исполнив ведические ритуалы, сделал подношение предкам.

2.8.13 Шри Чайтанья Махапрабху понял, что человек, пришедший омыться в реке, и есть Рамананда Рай. Господь Чайтанья так ждал встречи с ним, что Его ум сразу же устремился к нему. Хотя мысленно Шри Чайтанья Махапрабху побежал за Раманандой Раем, внешне Он остался спокойно сидеть на месте. Заметив необычного санньяси, Рамананда Рай подошел к Нему поближе.

2.8.14 Шрила Рамананда Рай увидел, что Шри Чайтанья Махапрабху сияет, подобно Солнцу. Господь был облачен в шафрановые одежды. Он был высокого роста и могучего телосложения, а Его глаза напоминали лепестки лотоса.

2.8.15 При виде этого необычного санньяси Рамананду Рая охватило изумление. Он подошел к санньяси и в благоговении пал ниц перед Ним, как палка.

2.8.16 Господь Чайтанья поднялся и попросил Рамананду Рая встать и повторять святое имя Кришны. При этом Шри Чайтанья Махапрабху почувствовал желание обнять Рамананду Рая.

2.8.17 Шри Чайтанья Махапрабху спросил его: «Ты - Рамананда Рай?» Рамананда Рай ответил: «Да, я Твой низкий слуга, принадлежащий к сословию шудр».

2.8.18 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху крепко обнял Шри Рамананду Рая. От экстаза любви и господин, и слуга чуть не потеряли сознание. В них пробудилась естественная любовь друг к другу, и они обнялись. Обнявшись, они стали проявлять такие признаки экстаза, как оцепенение, испарина, слезы, дрожь и бледность. При этом они прерывающимся голосом произносили слово «Кришна».

2.8.19 Увидев этот экстаз любви, брахманы, которые придерживались традиционных взглядов и строго следовали всем заповедям и ритуалам «Вед», поразились. Они стали размышлять так:

2.8.20 «Мы видим, что этот санньяси окружен сиянием, подобным сиянию Солнца. Почему же, обнимая шудру, представителя четвертого сословия, Он проливает потоки слез? Рамананда Рай - правитель Мадраса, очень просвещенный и серьезный человек, великий пандит. Однако, прикоснувшись к этому санньяси, он пришел в возбуждение и ведет себя странным образом».

2.8.21 Пока брахманы размышляли над поведением Шри Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая, Чайтанья Махапрабху заметил посторонних и сдержал Свои трансцендентные чувства.

 

------ Господь Чайтанья и Рамананда Рай прославляют друг друга ------

2.8.22 Придя в себя, оба они сели, и Шри Чайтанья Махапрабху с улыбкой сказал Рамананде Раю следующее:

2.8.23 «Я слышал о твоих добродетелях от Сарвабхаумы Бхаттачарии. Он не пожалел сил, чтобы убедить Меня встретиться с тобой. На самом деле Я пришел сюда только для этого, и Мне очень повезло, что Я смог, не прилагая к этому никакого труда, увидеть тебя».

2.8.24 Рамананда Рай ответил: «Сарвабхаума Бхаттачарий даже в мое отсутствие продолжает заботиться о моем благе. По его милости я сегодня встретился с Тобой. Теперь я могу считать, что моя жизнь увенчалась успехом. Я понимаю, что Сарвабхаума Бхаттачарий удостоился Твоей особой милости. Ты - не кто иной, как Сам Господь Кришна, а я обычный чиновник, поглощенный мирскими делами. Поистине, я низший из представителей 4-го сословия. Ты не побоялся преступить заповеди «Вед», ограничивающие общение с шудрами. Ты не побрезговал прикоснуться ко мне, хотя «Веды» запрещают приближаться к шудре. Ты - Сам Господь, поэтому намерения Твои неисповедимы. Ты пришел сюда специально для того, чтобы спасти меня. Милосердие Твое так велико, что Ты способен освободить от грехов падшие живые существа. Святые всегда заботятся о спасении падших. Поэтому они приходят к таким людям домой, хотя им самим там нечего делать.

2.8.25 «О мой господин, о великий преданный, личности, подобные тебе, перемещаются с места на место не для собственной выгоды, а ради бедных, слабовольных грихастх. Кроме этой у них нет никаких причин передвигаться с места на место.» («Шримад-Бхагаватам» 10.8.4)

2.8.26 Вместе со мной сюда пришло много людей, включая брахманов, и похоже, что одним Своим видом Ты растопил сердца их всех. Я слышу, как они повторяют «Кришна», «Хари». У многих в глазах стоят слезы. Любезный господин, Твое поведение и внешность выдают в Тебе Господа. Обычное живое существо не может обладать такими качествами».

2.8.27 Господь Чайтанья ответил Рамананде Раю: «Ты один из лучших среди возвышенных вайшнавов, поэтому сердца у всех растаяли просто оттого, что они увидели тебя. Хотя Я отношусь к санньяси-майявади, то есть к непреданным, но просто прикоснувшись к тебе, Я тоже погрузился в океан любви к Кришне. Что же говорить о других? Сарвабхаума Бхаттачарий предвидел это и, чтобы смягчить Мое сердце, попросил Меня встретиться с тобой».

2.8.28 Так каждый из них прославил добродетели другого. Оба они были очень счастливы видеть друг друга.

2.8.29 В это время к ним подошел брахман-вайшнав, приверженец ведических заповедей. Он простерся перед Шри Чайтаньей Махапрабху и пригласил Его к себе на обед.

2.8.30 Господь Чайтанья, зная, что этот брахман - преданный, принял его приглашение.

2.8.31 Затем Господь Чайтанья с легкой улыбкой обратился к Рамананде Раю: «Я хочу, чтобы ты рассказал Мне о Господе Кришне. Мое сердце жаждет услышать о Нем, поэтому Я хочу встретиться с тобой снова».

2.8.32 Рамананда Рай ответил: «О мой Господь Чайтанья, хотя Ты пришел, чтобы наставить меня, падшего, на путь истинный, одной встречи с Тобой еще недостаточно, чтобы сердце мое очистилось. Пожалуйста, останься здесь на 5 или 7 дней и милостиво смой с моего ума всю скверну. Тогда сердце мое непременно станет чистым».

2.8.33 Хотя для обоих разлука была очень тяжела, Рамананда Рай поклонился Шри Чайтанье Махапрабху и удалился. А Шри Чайтанья Махапрабху отправился домой к пригласившему Его брахману и отобедал там. Когда наступил вечер, и Рамананда Рай, и Господь Чайтанья стали с нетерпением ждать встречи.

 

------Беседа Господа Чайтаньи и Рамананды Рая

о высшей цели жизни------

2.8.34 Завершив вечернее омовение, Шри Чайтанья Махапрабху сел в ожидании Рамананды Рая. Тот вскоре пришел в сопровождении одного слуги. Подойдя к Господу Шри Чайтанье, Рамананда Рай почтительно поклонился, и Господь обнял его. Затем, устроившись в безлюдном месте, они стали беседовать о духовной науке.

2.8.35 Шри Чайтанья Махапрабху попросил Рамананду Рая: «Процитируй стих из богооткровенных писаний, объясняющий высшую цель жизни.»

2.8.36 Рамананда Рай ответил: «Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов. Нужно должным образом исполнять предписанные обязанности, соответствующие варне и ашраму, описанные в шастрах и нужно поклоняться Господу в соответствии с варной и ашрамом.»

2.8.37 Господь Чайтанья сказал: «Это все так, но это соответствует внешнему поведению и не связано с внутренним состоянием человека. Лучше расскажи Мне о других путях совершенствования».

2.8.38 Рамананда Рай продолжил: «Предписанные обязанности варн и ашрамов объясняются в шастрах. Проанализировав эти обязанности, можно понять все их достоинства и недостатки, а затем полностью отказаться от них, то есть принять отречение от мира (санньясу), чтобы полностью посвятить себя только служению Господу. Тот, кто способен на это, считается лучшим из людей.» («Шримад-Бхагаватам» 11.11.32)

2.8.39 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Это тоже может соответствовать только внешнему поведению и не затрагивать внутреннего состояния. Пожалуйста, продолжай».

2.8.40 Рамананда Рай ответил: ««Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, и через какую бы тапасью ни проходил – делай это, о сын Кунти, чтобы удовлетворить Меня.» («Бхагавад-гита» 9.27)

2.8.41 «Тот, кто очищается от грехов, контролируя свой ум с помощью разума в гуне благости; ест в меру; отказывается от предметов собственного чувственного удовлетворения во имя удовлетворения Господа; кто беспристрастен и освобождается от ненависти, уповая на суд Господа; кто живет в довольно уединенном месте; кто контролирует ум, желания, смысл речи, тело - подавляя действия в гуне страсти; кто свободен от ложного эго, ложной гордыни, вожделения, гнева и ложного чувства собственности; умиротворен и находится в гуне благости – тот, безусловно поднялся до уровня осознания души.» («Бхагавад-гита» 18.51-53)

2.8.42 «Кто по милости Господа поднимается на этот духовный (трансцендентный) уровень, тот постигает Брахман (душу) и становится полностью счастлив. Он не горюет и не имеет материальных желаний. Такое живое существо постепенно поднимается на уровень чистого преданного служения разным Богам.» («Бхагавад-гита» 18.54)

2.8.43 Высшим совершенством является чистое преданное служение, свободное от любых примесей умозрительного философствования на основе понятий, описывающих материальную энергию.»

2.8.44 На это Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Это правильно, но тебе есть что добавить к сказанному».

2.8.45 Рамананда Рай сказал: «Когда человек испытывает голод и жажду, то любые яства и напитки доставляют ему большое удовольствие. Аналогичным образом, когда разным Богам поклоняются внешним образом в гуне благости и с жаждой любви в сердце, тогда по милости этих Богов чистый преданный воспринимает в сердце разные оттенки духовного блаженства.

2.8.46 Чистое преданное служение Кришне и другим Богам нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену - жажду обретения его.». («Падьявали» (13, 14), Рупы Госвами)

2.8.47 Услышав о чистой духовной любви к Богу, Господь Чайтанья произнес: «Это хорошо, но если ты знаешь расскажи, как чистую духовную любовь к Богу проявляют разные чистые преданные.»

 

-----Господь Чайтанья и Рамананда Рай говорят

о чистой духовной любви к Богу в разных расах-----

2.8.48 Рамананда Рай сказал: «Те, кто внешне служат Тебе в гуне благости и с духовной любовью в сердце, избавляются от всех материальных желаний и обретают полное умиротворение. Когда же я навеки стану Твоим слугой и преисполнюсь радости от того, что у меня такой великий Господин?»

2.8.49 Выслушав Рамананду Рая, Господь Чайтанья сказал: «То, что ты сказал – очень хорошо, это относится к духовной расе служения. Но расскажи и о других расах в чистом преданном служении.»

2.8.50 Тогда Рамананда Рай сказал: «Все мальчики-пастушки играли с Кришной, который является источником брахмаджйоти для гьяни, желающих слиться с этим сиянием, и который является Господом для чистых преданных, занимающихся в духовной расе служения, и который мирским людям кажется просто ребенком. Пастушки, накопившие результаты благочестивых поступков в течение множества жизней, были способны лично общаться с Господом Кришной и Господом Баларамой. («Шримад-Бхагаватам» 10.12.11)

2.8.51 Господь Чайтанья произнес: «То, что ты сказал, - превосходно, это относится к дружеской расе. Однако, прошу тебя, поведай еще и о других духовных расах».

2.8.52 Рамананда Рай продолжал: «Услышав о великой удаче Яшоды, Махараджа Парикшит спросил у Шукадевы Госвами: “О ученый брахмана, Господь Кришна сосал молоко Яшоды. Какие же в прошлом благочестивые действия она и Нанда Махараджа совершили, чтобы достичь такого совершенства в экстатической духовной любви к Богу?» («Шримад-Бхагаватам» 10.8.46)

2.8.53 Господь Чайтанья сказал: «Твои утверждения прекрасны, они относятся к родительской расе. Однако существуют еще одни трансцендентные взаимоотношения – супружеская духовная раса, превосходящая все остальные. Расскажи об этом.»

2.8.54 Рамананда Рай продолжал: «Когда начался танец раса, Кришна внезапно исчез. Зная, как горька для гопи разлука с Ним, Господь Кришна неожиданно опять появился среди них, облаченный в желтые одежды и украшенный гирляндой. С улыбкой на прекрасном, как лотос, лице Он был неотразим, так что сам полубог любви не мог не влюбиться в Него». («Шримад-Бхагаватам» 10.32.2)

 

------ Господь Чайтанья и Рамананда Рай говорят

о превосходстве супружеской духовной расы-----

2.8.55 Рамананда Рай продолжал: «Любой чистый преданный может воспринимать вкусы всех 5-ти духовных рас. Это правда, что та начальная духовная раса, которая связывает с Господом того или иного чистого преданного, являются для него самой лучшей, ибо для него наиболее естественно находиться именно в этой духовной расе длительное время. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить самое глубокое погружение в глубину сердца во внутреннее духовное состояние. Степень погружения во внутреннее духовное состояние в глубине сердца и соответствуют разным духовным расам в любви к Богу.»

2.8.56 Заметим, что образно грубо это погружение в глубину сердца можно сравнить с плаванием, ведь можно плавать на поверхности воды, а можно плавать под водой на разной глубине, а можно плавать, затрагивая дно реки. Эти разные погружения в глубину воды образно соответствуют разной степени погружения в глубину сердца, а точнее в глубину сердечной чакры.

В материальном мире чистый преданный может воспринимать разную степень погружения в чистое сознание в сердечной чакре. В чистой преданности есть разные духовные уровни, и чистый преданный на каждом из этих духовных уровней может воспринимать все 5 духовных рас. На каждом из духовных уровней самое глубокое погружение в духовное наслаждение происходит при временном нахождении в супружеской расе. Об этом говорится и приводится наглядный грубый рисунок в тексте 1.6.44 данной книги (том 1, глава 6).

Далее Рамананда Рай продолжает говорить о восприятии 5-ти духовных рас на одном каком-то духовном уровне.

2.8.57 Рамананда Рай продолжал: «От одной духовной расы к другой расе глубина погружения во внутреннее состояние в сердце (в чистом сознании) и вкусы духовной любви растут. Но та любовь, которая в иерархии желаний наполнена самого высшего и глубокого вкуса, проявляется в супружеской духовной расе с Господом». («Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.38) Рупы Госвами)

2.8.58 Это образно подобно тому, как количество качеств эфира, воздуха, огня, воды и земли - численно возрастают от одного к другому, а в последнем элементе - земле полностью проявлены все качества предыдущих элементов.

2.8.59 В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Кришна не может достойно вознаградить Своих преданных за служение в мадхурья-расе и потому всегда остается в долгу перед ними. Когда исчезновение Господа Кришны с места танца раса повергло гопи в отчаяние, Кришна вернулся и сказал: «Дорогие гопи, наши отношения, конечно же, свободны от материальной скверны. Я должен признать, что не в силах выплатить вам Свой долг даже за много жизней, ведь вы, просто чтобы встретиться со Мной, порвали полностью материальные привязанности.»» [Ш.Б. 10.32.22]

2.8.60 Заметим, что гопи в таких ситуациях общения с Кришной настолько погружены во внутреннее восприятие тени духовного блаженства в сердцах (в чистом сознании), что почти не воспринимают внешнего мира и в это время теряют адаптацию к внешнему миру. Несравненная духовная красота Кришны для них воспринимается ими внутри себя, в глубине их сердец - в чистом сознании. В другое время гопи могли заниматься домашними делами, и памятуя о Кришне, находиться в других духовных расах в любви к Богу.

2.8.61 Рамананда Рай продолжал: «Хотя несравненная внутренняя духовная красота Кришны исполнена наивысшей духовной сладости, но когда Кришна находится среди гопи, Его внутренняя сладостная духовная красота бесконечно возрастает. Поэтому внутренняя духовная любовь гопи к Кришне являет собой совершенство духовной любви к Богу.»

2.8.62 Господь Чайтанья Махапрабху ответил: «Вне всяких сомнений, в этом заключается высшее совершенство. Но если ты знаешь еще что-то об источниках этих духовных рас, прошу, милостиво расскажи Мне об этом.»

2.8.63 Рамананда Рай ответил: «До сих пор мне не встречался никто, кто стремился бы узнать о том, что лежит за пределами этой ступени совершенства в чистом преданном служении – то есть, что лежит за пределом духовной супружеской расы живых существ в любви к Богу.»

 

------Беседа Господа Чайтаньи и Рамананды Рая

об Источнике любви для Кришны – о Радхаране -------

 

2.8.64 Заметим, что Радхарани переводится как Та, которая доставляет наибольшее наслаждение. Танец раса происходит в сердце у Господа Кришны, у Шримати Радхарани и у гопи. Внешне в это время они могли совершать пластичные красивые движения, но это не имело такого большого значения, как ощущения в сердцах на уровне духовного наслаждения для души и на уровне тени духовных наслаждений в чистом сознании. Поэтому и называется – танец супружеской духовной расы или непрерывный букет разных духовных эмоций в сердце. В это время гопи слабо воспринимали внешний мир, а концентрировали все внимание на ощущении в сердце.

2.8.65 Рамананда Рай продолжал: «Из любовных чувств, которые гопи испытывают к Шри Кришне, наивысшее положение занимает любовь Шримати Радхарани. Поистине, величие Шримати Радхарани превозносят все богооткровенные писания.

2.8.66 «Радха необычайно дорога Шри Кришне, и дорого Ему место Ее омовения Радха-Кунда. Из всех гопи Шримати Радхарани самая лучшая и самая любимая гопи Кришны». («Падма-пурана», и Рупа Госвами включил стих в «Лагху-бхагаватамриту» 2.1.45)

2.8.67 «Беседуя между собой, гопи говорили: «Дорогие подруги, должно быть, та гопи, которую Кришна увел в уединенное место, поклонялась Ему лучше всех»»». («Шримад-Бхагаватам» 10.30.28)

2.8.68 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Пожалуйста, продолжай. Я слушаю тебя с огромным удовольствием, ибо из уст твоих льется поток неизведанного нектара».

2.8.69 Заметим, что в сердце духовного тела Господа Чайтаньи бурлил поток духовных эмоций, который доставлял Ему сильное духовное наслаждение в сердце. А Рамананда Рай через свое сердце воспринимал часть этого потока духовного наслаждения и проявлял это грубо через свою речь. Но само по себе чтение и повторение этих же слов не принесут людям духовного наслаждения, если не будет милости Господа. Если нет милости Господа, тогда эти слова люди будут воспринимать просто, как какие-то материальные чувственные эмоции.

2.8.70 Рамананда Рай сказал: «Во время танца раса Шри Кришна не мог насладиться духовной любовью Шримати Радхарани в своем сердце в полной степени из-за того, что там присутствовали другие гопи и отвлекали Его внимание. Оказавшись в зависимости от других, духовная любовь Радхи и Кришны не проявлялась в полную силу. Поэтому Шримати Радхарани покинула танец раса. Лишившись общества Шримати Радхарани, Кришна очень опечалился. Сокрушаясь, Он стал в поисках Ее бродить по лесу.

2.8.71 «Господь Кришна хотел погрузиться только в Свое сердце, где была Шримати Радхарани, ибо хотел там, в сердце, танцевать с Ней. Поэтому Он ушел с поляны, на которой проходил танец раса, оставив в одиночестве остальных красавиц Враджа.

2.8.72 Раскаиваясь в том, как Он обошелся со Шримати Радхарани, Господь Кришна, принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не найдя Ее там, Он зашел в лесные заросли Вриндавана и стал горько плакать». («Гита-Говинда» (3.1, 3.2) Джаядевы Госвами)

2.8.73 Достаточно подумать над смыслом этих двух стихов, чтобы понять, сколько блаженства кроется в этих взаимоотношениях Шримати Радхарани и Кришны. Поистине, они подобны неиссякаемому источнику нектара.

2.8.74 Из того, что Господь Кришна бросил других гопи ради Шримати Радхарани, можно понять, как сильно Он любит Ее.

2.8.75 Тогда позволь мне восславить любовь Шримати Радхарани. Ничто во всем мире не сравнится с этой любовью.

2.8.76 Когда Радхарани покинула танец раса, Господь Шри Кришна, не видя Ее, лишился покоя. Желание Господа Кришны танцевать раса-лилу совершенно, однако для исполнения этого желания необходимо связующее звено - Шримати Радхарани. Без Шримати Радхарани танец раса не озаряет сердце Кришны. Поэтому Он тоже покинул место раса-лилы и отправился искать Ее.

2.8.77 Бродя повсюду в поисках Шримати Радхарани и не находя Ее, Кришна, горько заплакал. Жажду духовной любви Кришны не могли утолить даже множество гопи, поэтому Он принялся разыскивать Шримати Радхарани. Из этого можно понять, насколько исключительны Ее духовные добродетели».

2.8.78 Услышав это, Господь Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Наконец ты сказал об Истине, ради которой Я пришел к тебе. Однако Мне думается, что есть что-то еще, и Я горю желанием услышать об этом. Пожалуйста, опиши трансцендентный облик Кришны и Шримати Радхарани подробнее.»

 

------Почему чистый преданный знает о Кришне и Радхарани-----

2.8.79 Шри Рамананда Рай ответил: «Сам я ничего об этом не знаю. Я лишь произношу слова, которые Ты вкладываешь в мои уста. Я просто повторяю, как попугай, наставления, которые Ты дал мне. Ты – Господь Кришна. Кто в состоянии понять Тебя, играющего, как актер на сцене? Это Ты вдохновляешь меня из сердца и заставляешь шевелить языком.»

2.8.80 Господь Чайтанья Махапрабху сказал: «Я всего лишь санньяси-майявади. Я не знаю даже, что такое трансцендентное любовное служение Господу Кришне, и просто погружен в океан философии майявады. Благодаря общению с Сарвабхаумой Бхаттачарием на Меня низошло просветление, и тогда Я стал расспрашивать его о природе трансцендентного любовного служения Кришне. Сарвабхаума Бхаттачарий ответил Мне: «Я ничего не знаю о Кришне. О Нем знает лишь Рамананда Рай, но его здесь нет». Я пришел сюда, потому что слышал о твоем величии. Ты же из уважения к Моему статусу санньяси, человека, отрекшегося от мира, стал превозносить Меня.

2.8.81 киба випра киба ньяси шудра кене ная,

йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру' хая

Кем бы ни был человек - брахманом, санньяси или шудрой, - если он имеет знание о Кришне в гуне благости, тогда он может давать это знание достойным.

2.8.82 Пожалуйста, не пытайся обмануть Меня, обращаясь со Мной как с образованным санньяси. Прошу, удовлетвори желание Моего сердца - расскажи Мне о Радхе и Кришне».

2.8.83 Рамананда Рай был чистым преданным Господа Чайтаньи, наполненный великой любви к Нему. Иллюзорная энергия Кришны не могла ввести Рамананду Рая в заблуждение, и он понимал всю силу и глубину желания Господа Чайтаньи.

2.8.84 Рамананда Рай ответил: «Я всего лишь марионетка. Все нити в Твоих руках. Стоит Тебе потянуть за них, и я буду танцевать так, как Тебе угодно. Дорогой Господь Чайтанья, мой язык подобен струнному инструменту, на котором Ты играешь. Я просто озвучиваю то, что приходит Тебе на ум».

 

--------О духовной природе Кришны--------

 

2.8.85 Сказав это, Рамананда Рай стал рассказывать:

2.8.86 «Изначальный Верховный Господь из духовного мира является Изначальным Источником всех Богов, живых существ, духовного и материального миров, двух разных основных вкусов всех 5–ти духовных рас (духовных отношений). Все Боги являются вторичными Источниками разных энергий, но не Изначальными Источниками. Существует множество планет Вайкунтх и Кришналока в духовном мире. На планетах Вайкунтхах существует один основной вкус 5-ти духовных рас, а на Кришналоке – другой основной вкус 5-ти духовных рас. В материальном мире также существует множество вселенных, и все они исходят из Господа – Маха Вишну.

2.8.87 «Изначальный Верховный Господь из духовного мира - Изначальный Источник всего сущего, но у Него Самого нет Источника, ибо Он - Изначальная Причина всех причин. Господь Кришна (Говинда) с Кришналоки имеет вечно духовное тело, исполненное духовного блаженства.». («Брахма-самхита» 5.1)

2.8.88 В материальном мире у каждого Господа есть три вида энергий: внутренняя (духовная), внешняя (материальная) и пограничная. Внутренняя энергия представляет собой Его личную энергию и потому выше двух других. Материальная и пограничная энергии излучаются через защитные оболочки Господа.

2.8.89 «Высшая энергия Господа - это духовная энергия, и живое существо (его душа), по сути, тоже относится к ней. Но существует и другая энергия, именуемая материальной, и эта энергия наполнена неведением и иллюзией». («Вишну-пурана» 6.7.61)

2.8.90 Господа Кришну и других Богов называют сат-чид-ананда-виграха, то есть Они олицетворяют духовное блаженство и знание, которые существуют вечно, но коротко говорят - олицетворяют вечность, знание и блаженство. Поэтому и говорят, что личная или внутренняя духовная энергия Господа проявляется трояко: хладини - это Его аспект блаженства, сандхини - аспект вечного бытия, а самвит - аспект знания.

2.8.91 «Мой дорогой Господь, Ты - средоточие всех трансцендентных качеств. Твоя энергия наслаждения, энергия вечного бытия и энергия знания на самом деле представляют собой единую духовную внутреннюю энергию. Обусловленное живое существо, хотя его душа и духовна по природе, иногда испытывает материальное удовольствие, а иногда страдание. Но благодаря Своим защитным оболочкам Ты выше всех материальных качеств живых существ. Твоя высшая энергия полностью духовная, и на нее не влияют материальные удовольствия и страдания». («Вишну-пурана» 1.12.69)

2.8.92 Энергия, именуемая хладини, доставляет Кришне духовное блаженство. Посредством этой энергии наслаждения Кришна Сам испытывает все духовные наслаждения.

2.8.93 Духовное тело Шри Кришны вечно и исполнено блаженства и знания. Он - сын Махараджи Нанды и источник одного основного вкуса 5-ти духовных рас.

2.8.94 Само имя «Кришна – Всепривлекающий» указывает на то, что Он пленяет даже полубога любви. Иначе говоря, Кришна притягивает к Себе разных людей, а также движущиеся и неподвижные живые существа.

2.8.95 «Отношения каждого преданного с Кришной имеют особую сладость. Однако во всех отношениях преданный является поклоняющимся [ашрая], а Кришна – Тот, кому поклоняются [вишая]».

2.8.96 «Когда начался танец раса, Кришна внезапно исчез. Зная, как горька для гопи разлука с Ним, Господь Кришна неожиданно опять появился среди них, облаченный в желтые одежды и украшенный гирляндой. С улыбкой на прекрасном, как лотос, лице Он был неотразим, так что сам полубог любви не мог не влюбиться в Него.» («Шримад-Бхагаватам» 10.32.2)

2.8.97 «Дорогие подруги, только взгляните, как Шри Кришна наслаждается весной! В кругу гопи Он подобен живому воплощению любви. Своими божественными играми Он дарует радость и гопи, и всему мирозданию. Обладатель смуглых с синевой рук и ног, подобных синему лотосу, Он устроил праздник в честь Бога любви». («Гита-Говинда» 1.11) Джаядевы Госвами)

2.8.98 «Слава Кришне! Своей всевозрастающей красотой Он покорил сердца гопи Тараки и Пали и завладел мыслями Лалиты. Он возлюбленный Шримати Радхарани и неиссякаемый источник наслаждения для чистых преданных во всех 5-ти духовных расах». («Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами)

2.8.99 Господь Кришна наслаждается разными видами духовного блаженства в 5-ти духовных расах, поэтому Он олицетворяет духовное блаженство. Духовное блаженство, которое испытывают чистые преданные Кришны, также проявлено Его энергией духовного наслаждения.

2.8.100 Итак, я коротко описал образ Господа Кришны. Теперь позволь мне объяснить природу Шримати Радхарани.»

 

------О духовной природе Радхарани -------

 

2.8.101 Напомним, что сутью энергии духовного наслаждения является духовная любовь к Богу. Бхаву (духовный экстаз, духовную сильную эмоцию) могут испытывать живые существа – чистые преданные. Но наивысшее состояние бхавы – махабхаву могут испытывать только Господь Кришна, Шримати Радхарани и другие Боги и Богини. Естественным образом Господь Чайтанья также испытывал состояние махабхавы. Состояние махабхавы можно испытывать в 5-ти основных духовных расах

«Бхава, которую могут испытывать чистые преданные, размягчает сердце полностью. Когда бхава, сочетаясь с сильным чувством собственности по отношению к Богу, присутствует постоянно в очень насыщенном и интенсивном виде, она называется премой – наивысшей духовной любовью к Богу. Прему могут испытывать только Господь Кришна, Шримати Радхарани и другие Боги и Богини.

2.8.102 Рамананда Рай продолжал говорить Господу Чайтанье: «Радхарани - самая дорогая подруга Кришны, и это известно всему миру.

2.8.103 Внешнее тело Шримати Радхарани из защитной оболочки «Йога-майя» светозарно и наполнено божественного благоухания.

2.8.104 Украшения на Ее теле - это разные виды ослепительно сияющего экстаза благости и внешние проявления внутреннего непрерывного духовного экстаза, начиная с ликования. С ног до головы Она убрана всеми этими видами экстаза.

2.8.105 На Ее красивом высоком лбу сияет тилак удачи.

2.8.106 Гопи, подруги Шримати Радхарани, отражают Ее мысли, сосредоточенные на лилах Шри Кришны.

2.8.107 Она всегда думает об общении с Кришной.

2.8.108 Ее речь наполнена прославлением имени и качеств Кришны.

2.8.109 «Я поклоняюсь Говинде - вечному Господу Кришне, пребывающему в Своей духовной обители Голоке вместе с Радхой, которая является Его сердцем, проявленным наружу, и которая олицетворяет Собой духовное блаженство, как и Кришна. Их приближенные - это Ее подруги гопи, проникнутые блаженной духовной супружеской расой»». («Брахма-самхита» 5.37)

2.8.110 Примечание: «go-vid» - приобретающий коров; «go-vinda» - главный пастух.

2.8.111 Рамананда Рай продолжал: «Шримати Радхарани - это бесценнейший духовный бриллиант, тогда как остальные гопи - Лалита, Вишакха и другие – подобны Ее отражениям в зеркале или подобны Ее тени.

2.8.112 «Из всех гопи Вриндавана главной считается Шримати Радхарани. Но если сравнить Ее с другими гопи, то станет очевидно превосходство Шримати Радхарани, поскольку сама Ее природа выражает высочайший экстаз духовной любви. Экстаз духовной любви, который испытывают другие гопи, не идет ни в какое сравнение с экстазом Шримати Радхарани». («Удджвала-ниламани» (4.3) Рупы Госвами)

2.8.113 «Если спросят, кто источник любви к Кришне, ответ один - Шримати Радхарани. А если спросят, кто Кришне дороже всех, ответ снова будет: Шримати Радхарани. У Шримати Радхарани волнистые волосы, живые, подвижные глаза. В Шримати Радхарани нашли выражение все духовные качества, и потому лишь Она одна способна исполнить любые желания Кришны.» («Шри Говинда-лиламрита» (11.122) Кришнадаса Кавираджи Госвами)

2.8.114 Этот высочайший экстаз Шримати Радхарани представляет самую суть духовной жизни. Единственное занятие Радхарани - выполнять желания Кришны.

2.8.115 Шримати Радхарани вдохновляет Кришну пить мед духовной любви в супружеской расе. Так Она постоянно удовлетворяет любые желания Кришны.

2.8.116 Шримати Радхарани - это россыпь драгоценных камней любви к Кришне. Ее духовное тело исполнено непревзойденных духовных качеств.

2.8.117 Даже Сам Господь Кришна не знает до конца все духовные качества Шримати Радхарани. Как же тогда может перечислить их ничтожное живое существо?»

 

------Какая любовь связывает Кришну и Радхарани-----

 

2.8.118 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Теперь Я понимаю, какая любовь связывает Радху и Кришну. И все же Мне хочется услышать о величии Их наслаждения этой любовью».

2.8.119 Рамананда Рай ответил: «Господа Кришну называют дхира-лалита, ибо Он всегда держит Своих подруг в повиновении.

2.8.120 «Того, кто лукав и вечно юн, кто любит шутки, беззаботен и кому всегда подчиняются его подруги, называют дхира-лалитой».» («Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.230) Рупы Госвами)

2.8.121 Затем Рамананда Рай все же сказал Шри Чайтанье Махапрабху, что есть еще одна тема - према-виласа-виварта. «Я могу рассказать Тебе об этом, - предложил Рамананда Рай, - но не знаю, понравится Тебе эт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: