Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций.
Состав группы обычно характеризуется ее численностью и общими для большинства членов группы признаками – возрастом, полом, уровнем образования, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.
Структура группы описывается через (посредством, с помощью) функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, принятые в этой группе наборы ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и наборы норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).
социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Это также нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию; и хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах
часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение.
Вторая характеристика индивида в группе — это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.
|
Лидер. Лидер должен отвечать за успешность команды в целом, следить за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника.
Организатор. Организатор влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Лидер и организатор вместе определяют направление и конечный продукт деятельности команды.
Исполнитель. Исполнитель превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы.
Генератор идей. предлагает новые идеи и стратегии, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой.
Исследователь ресурсов. Эта роль имеет отношение к идеям, разработкам и ресурсам вне команды. устанавливает внешние полезны для группы контакты.
Контролер-оценщик. Эта роль предполагает анализ проблем, оценку идей, предложений, зачастую выполняет функции критика.
«Душа» группы поддерживает других в их сильных сторонах, помогает компенсировать слабые, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух.
Отделочник ведет активный поиск тех аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, поддерживает в группе ощущение неотложности, необходимости.
Р. Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну менее часто встречающуюся роль:
1. Альфа – лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, к действиям, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность.
|
2. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.
3. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с альфой.
4. Омега – самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха.
5. Оппозиционер, активно выступающий против лидера.
Другой исследователь, М. Белбин, считает, что в действительно эффективной группе необходимы восемь ролей:
Председатель. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понимать нужды других людей.
Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям.
|
Мозговой центр – генератор идей. В отличие от организатора люди, входящие в мозговой центр организации, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений. Они обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены команды. Однако они могу: быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.
Контролер-критик. Контролеры также умны, но они обладают скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Они скрупулезно анализируют идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Они менее общительны, чем другие, скрывают свои сведения, держатся в стороне от команды, но они необходимы для проверки качества. Они надежны, но могут быть бестактными и бесстрастными.
Исследователи резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользовались другие.
Трудоголики являются практическими организаторами всей деятельности команды. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, планов выступает сильной стороной ихдеятельности. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, и их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.
Координаторы команды. Такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом.
Детерминатор-завершитель. Без него команда не могла бы закончить ничего к назначенному сроку. Они проверяют детали, беспокоятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Слишком большое число сотрудников в одной роли означает нарушение баланса, а когда число ролей слишком мало, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придется выполнять более одной роли. Полный набор ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного комплекта ролей.
В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным, например монополист, пытающийся привлечь к себе внимание; мученик, взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист, который всегда прав; любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся е защите; агрессор; шут; провокатор; защитник; нытик; бедняга; непризнанный; педант; блюститель демократии; отшельник; секундометрист; соблазнитель; спасатель, жертва и каратель и др.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, существующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.
В узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые приняты группой, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.
Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.
Групповые процессы обычно фиксируются как процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий среди членов группы и т.д.
• групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников);
• система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм).
Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации. На протяжении всего пребывания в группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, «как прилично члену данной группы». Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.
Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы поведения. Власть – это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм. ВЛАСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ВЛАСТЬ ПРИНУЖДЕНИЯ ЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения
Контрольные вопросы
- Дайте определение социальной группе.
- Какие виды социальных групп существуют?
- Какие основные признаки малой социальной группы вы знаете?
- Прокомментируйте классификацию малых групп по различным признакам.
- Что такое групповые санкции?
- Назовите уровни развития малой группы.
- Какие функции выполняют групповые нормы?