Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе СПО».
Выполнила преподаватель специальных дисциплин:
Назарычева Н.Ф.
Выполнила преподаватель специальных дисциплин:
Бабашева Л.Н.
Введение
Процесс развития современного образовательного учреждения представляет собой процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Саморазвитие, как форма процесса профессионального становления студента СПО играет большую роль в течение всего периода формирования педагогики, как науки.
Актуальность выбранной темы обуславливается требованиями общества, стоящего на пороге новейших преобразований, внедрений в сфере профессионального образования. Поставленные задачи требуют оперативного, творческого, эффективного решения не только со стороны педагогов - практиков, но и со стороны самих обучающихся.
Специфика профессионального образования мотивирует, формированию достойного в образовательном плане выпускника профессионального учреждения.Сегодня среднее профессиональное образование является одним из наиболее востребованных видов профессионального образования. Среднее профессиональное образование имеет цель подготовить высококвалифицированных специалистов, с практико-ориентированными умениями по всем профессиям, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности рынка труда. Для того, чтобы нынешние выпускники СПО были востребованными на рынке труда, уже недостаточно того содержания, которое осваивается ими в техникуме, они должны обладать высокими нравственными качествами, опытом работы с людьми.,профессиональные наиболее значимые с точки зрения работодателей, обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, в обществе Сформулированная проблема и определила выбор темы: «Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе СПО».
|
Цель: рассмотреть организацию учебного процесса, основанного на формировании у студентов СПО устойчивых нравственных, моральных качеств, гражданина РФ, умений работы с людьми в ходе своей деятельности. Объекто м исследования является учебный процесс в профессиональном образовании.
Организация работы по формированию высококвалифицированного специалиста, высоконравственного, целенаправленного студента, среднего профессионального образования будет результативным, если будут выполнены следующие условия:
- выявлены отличительные характеристики воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования;
- учет возрастных и психологических особенностей студентов средних профессиональных учреждений;
- выстраивание субъект - субъектного характера отношений между преподавателем и обучающимися.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
1. Проанализировать модель теоретических подходов саморазвития в СПО.
2. Уточнить понятие саморазвития и определить признаки, особенности учебного процесса.
3. На основе приведенных планов мероприятий проанализировать формирование тех или иных нравственных качеств у студентов СПО.
Виды и мотивы деятельности студента в саморазвитии:
|
- повышение у студентов мотивации к профессиональной деятельности с учётом выбранной специальности, что имеет высокую социальную значимость для развития общества и личности студента;
- получение образования;
- самопознание;
- профессиональное развитие;
- в общении;
- творчество
Воспитание в системе профессионального образования это формирование личности, саморазвитие и самореализации личности в процессе обучения. Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие человека, его способностями и возможностями.
Среднее профессиональное образование имеет главной целью подготовку специалистов среднего звена. Поэтому воспитательный процесс в системе профессионального образования поставлен, на основе интересов обучающихся, общества, страны и особенностей образовательного профессионального учреждения. Воспитание в профессиональном образовании осуществляется по следующим направлениям:
- формирование личности на основе общечеловеческих ценностей;
-развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков;
- развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- профессиональное и социальное развитие специалистов.
Становление специалиста своего дела связано с профессиональной подготовке, осуществляемой в профессиональном образовании.
Основная цель профессионального образования СПО определена:
- как подготовка высококвалифицированного специалиста конкурентно способного на рынке труда;
|
- компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности;
- способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;
- готового к профессиональному росту.
Профессиональное образование не только дает знания, как овладеть фундаментальными знаниями, необходимые в профессиональной подготовке, но и работает в направлении общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Образование полученное в техникуме способствует становлению инновационного отношения студентов к профессиональному делу. Узкий специалист не сможет удовлетворить потребности рынка, поэтому сегодня ориентация на узкопрофессиональную подготовку бесперспективна, поскольку мир меняется и сложно предугадать какая будет профессиональная структура общества.
Направленность системы профессионального образования СПО на перспективу профессиональной востребованности возможна будет только тогда, когда в техникуме закладываются основы его непрерывного профессионального развития. Это значит, что студент профессионального образования должен превратиться в активного, целеустремлённого, самостоятельного субъекта образовательного процесса, знающего чего он хочет добиться в избранной им профессии, как изучить и освоить то что он выбрал. На этом этапе становления педагогический коллектив профессионального образовательного учреждения обязан оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении. Процесс профессионального образования будущих специалистов в техникуме состоит из трёх этапов:
1. подготовительный
2. формирующее - корректировочный
3. Заключительный
Задачи первого этапа профессионального воспитания являются диагностирование и анализ урока качества, составляющих профессиональную воспитанность, выбор педагогических методов, приёмов и форм групповой работы со студентами, на профессиональное воспитание.
Построение учебно-воспитательного процесса в техникуме осуществляется на основе личностно-ориентированного, системного подхода с учётом особенностей деятельности будущих специалистов.
Выявив особенности учебно-воспитательного процесса в техникуме необходимые для формирования профессионального воспитания студентов, определяются следующие возможности:
- образовательные (выбор форм, методов обучения профессиональному развитию студентов) воспитательные(применение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной деятельности)
Основной задачей второго типа является формирование качеств, составляющих профессиональную воспитанность и создание воспитательной среды, способствующей эффективному формированию данных качеств.
На втором этапе может быть корректировка профессионального воспитания, могут быть выбраны на этом этапе другие средства и методы подготовки. именно воспитательная среда в техникуме должна найти отражение специфики профессиональной деятельности будущего специалиста. В группе приводиться примеры возникших ситуаций, максимально приближённых в сфере профессиональной деятельности студента(учебные лаборатории) Именно в лабораториях студенты, где всё приближено к производству выполняют работы.
Теоретическая и практическая деятельность формирует у студентов навыки проведения показательных выступлений, конкурсов, углубляет их знания, формирует выводы, содействует качеству профессиональной подготовки будущих специалистов.
Выбор профессии для молодого студента является основой самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь:
- кем быть
- какой социальной группе принадлежать
- какой стиль жизни выбрать.
Профессиональная воспитанность - это результат воспитательных взаимодействий, содержанием которых является передача той части человеческой культуры, социального опыта, которая необходима людям для активной и эффективной профессиональной деятельности.
Вывод: Воспитательные мероприятия должны дополнять учёбную деятельность студента в рамках его профессионального воспитании
Основы саморазвития
Профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Профессиональному саморазвитию в образовательном процессе отводится особое место, где реализуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственного профессионально-личностного образования и деятельности
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию.
Саморазвитие человека - это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:
- личностное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- профессиональное развитие;
- физическое развитие
Выделяют следующие этапы профессионально-личностного саморазвития студентов.
Первый этап – профессионального саморазвития связанного с возникновением и формированием профессиональных намерений. Происходит формирование профессионально – личностного саморазвития: самоорганизация, самоуправление, самооценка, самосознание.
Второй этап – на этом этапе осуществляется профессиональное обучении и подготовка к выбранной профессии, где студент осваивает все виды учебно -профессиональной деятельности. Сформировывается отношение к личности, к себе, креативно и логически мыслить, делать выводы.
Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, приобретает профессиональные знания и умения. Результатом этого этапа профессионально-личностного саморазвития должны стать актуализация способности будущих специалиста к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности.
Третий этап - предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется сформированным самосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего специалиста. В итоге студент приобретает профессионализм, и профессиональное само совершенство.
Условия профессионального саморазвития
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность студента в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Саморазвитие протекает эффективно и результативно при условии, если самостоятельность студента в области образования реализуется через целенаправленную систему самообразования:
- оказывается - целенаправленная квалификационная психолого-педагогическая коррекционная помощь в овладении методами самотренировок по формированию саморегуляции;
-обеспечение процесса саморазвития студентов будет высокопрофессиональным.
Одним из педагогических условий профессионального саморазвития студента является рефлексия. Смысл рефлексии, как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы,цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.
Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.
Преподаватель и студент работают в сотрудничестве, обсуждая возникшие проблемы, ситуацию, в которой оказался студент, и совместно ищут выход.
Поддержка – сотрудничество помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственный потенциал возможностей и выстроить вариант решения. Поддержка преподавателя для студента обеспечивается учебно – воспитательным процессом, построенным на индивидуальном подходе к обучающемуся в процессе изучения учебных дисциплин. Выделяются три компонента профессионального саморазвития студентов:
1.Мотивационно-целевой компонент- это собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает.
2.Содержательно-операционный компонент- это систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и в его профессиональной деятельности
2.Рефлексивный компонент готовности - это наличие объективной оценки своим действиям студентами в процессе целенаправленного профессионально - личностного саморазвития.
Его можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.
Чтобы повысить и активизировать саморазвития студента необходимы специальные приемы, методики и продуманные технологии, контроль,
самоконтроль компетентности:
- Оценка знаний. Для контроля применяют тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.
- Оценка своих личностных профессионально важных качеств;
(критичность-самокритичность, уверенность-самоуверенность, зависимость- с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
- Определение причин как положительной динамики компетентности позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.
Самоконтроль компетентности – желательно проводить один раз в квартал.
- Инвентаризация перемен в работе и в себе – это создание установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, в которых можно получить интересную информацию, полезные знания и новый опыт. Управляя своими мотивационными установками получим эффект развития в работе совещаний в семинарах и других формах обучения.
- Моделирование своего профессионального портрета - это
составления своей профессионально-психологической характеристики в виде положительных, и отрицательных черт за определенный период. Профессиональный портрет будет выглядеть как рисунок с краткими словесными обозначениями. Важно проводить моделирование успешных и неудачных этапов работы. Данная процедура позволит осознать, использовать и контролировать моделирование портрета.