Условия профессионального саморазвития




Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе СПО».

 

Выполнила преподаватель специальных дисциплин:

Назарычева Н.Ф.

Выполнила преподаватель специальных дисциплин:

Бабашева Л.Н.

Введение

 

Процесс развития современного образовательного учреждения представляет собой процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Саморазвитие, как форма процесса профессионального становления студента СПО играет большую роль в течение всего периода формирования педагогики, как науки.

Актуальность выбранной темы обуславливается требованиями общества, стоящего на пороге новейших преобразований, внедрений в сфере профессионального образования. Поставленные задачи требуют оперативного, творческого, эффективного решения не только со стороны педагогов - практиков, но и со стороны самих обучающихся.

Специфика профессионального образования мотивирует, формированию достойного в образовательном плане выпускника профессионального учреждения.Сегодня среднее профессиональное образование является одним из наиболее востребованных видов профессионального образования. Среднее профессиональное образование имеет цель подготовить высококвалифицированных специалистов, с практико-ориентированными умениями по всем профессиям, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности рынка труда. Для того, чтобы нынешние выпускники СПО были востребованными на рынке труда, уже недостаточно того содержания, которое осваивается ими в техникуме, они должны обладать высокими нравственными качествами, опытом работы с людьми.,профессиональные наиболее значимые с точки зрения работодателей, обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, в обществе Сформулированная проблема и определила выбор темы: «Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе СПО».

Цель: рассмотреть организацию учебного процесса, основанного на формировании у студентов СПО устойчивых нравственных, моральных качеств, гражданина РФ, умений работы с людьми в ходе своей деятельности. Объекто м исследования является учебный процесс в профессиональном образовании.

Организация работы по формированию высококвалифицированного специалиста, высоконравственного, целенаправленного студента, среднего профессионального образования будет результативным, если будут выполнены следующие условия:

- выявлены отличительные характеристики воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования;

- учет возрастных и психологических особенностей студентов средних профессиональных учреждений;

- выстраивание субъект - субъектного характера отношений между преподавателем и обучающимися.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

1. Проанализировать модель теоретических подходов саморазвития в СПО.

2. Уточнить понятие саморазвития и определить признаки, особенности учебного процесса.

3. На основе приведенных планов мероприятий проанализировать формирование тех или иных нравственных качеств у студентов СПО.

Виды и мотивы деятельности студента в саморазвитии:

- повышение у студентов мотивации к профессиональной деятельности с учётом выбранной специальности, что имеет высокую социальную значимость для развития общества и личности студента;

- получение образования;

- самопознание;

- профессиональное развитие;

- в общении;

- творчество

Воспитание в системе профессионального образования это формирование личности, саморазвитие и самореализации личности в процессе обучения. Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие человека, его способностями и возможностями.

Среднее профессиональное образование имеет главной целью подготовку специалистов среднего звена. Поэтому воспитательный процесс в системе профессионального образования поставлен, на основе интересов обучающихся, общества, страны и особенностей образовательного профессионального учреждения. Воспитание в профессиональном образовании осуществляется по следующим направлениям:

- формирование личности на основе общечеловеческих ценностей;

-развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков;

- развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- профессиональное и социальное развитие специалистов.

Становление специалиста своего дела связано с профессиональной подготовке, осуществляемой в профессиональном образовании.

Основная цель профессионального образования СПО определена:

- как подготовка высококвалифицированного специалиста конкурентно способного на рынке труда;

- компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности;

- способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;

- готового к профессиональному росту.

Профессиональное образование не только дает знания, как овладеть фундаментальными знаниями, необходимые в профессиональной подготовке, но и работает в направлении общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Образование полученное в техникуме способствует становлению инновационного отношения студентов к профессиональному делу. Узкий специалист не сможет удовлетворить потребности рынка, поэтому сегодня ориентация на узкопрофессиональную подготовку бесперспективна, поскольку мир меняется и сложно предугадать какая будет профессиональная структура общества.

Направленность системы профессионального образования СПО на перспективу профессиональной востребованности возможна будет только тогда, когда в техникуме закладываются основы его непрерывного профессионального развития. Это значит, что студент профессионального образования должен превратиться в активного, целеустремлённого, самостоятельного субъекта образовательного процесса, знающего чего он хочет добиться в избранной им профессии, как изучить и освоить то что он выбрал. На этом этапе становления педагогический коллектив профессионального образовательного учреждения обязан оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении. Процесс профессионального образования будущих специалистов в техникуме состоит из трёх этапов:

1. подготовительный

2. формирующее - корректировочный

3. Заключительный

Задачи первого этапа профессионального воспитания являются диагностирование и анализ урока качества, составляющих профессиональную воспитанность, выбор педагогических методов, приёмов и форм групповой работы со студентами, на профессиональное воспитание.

Построение учебно-воспитательного процесса в техникуме осуществляется на основе личностно-ориентированного, системного подхода с учётом особенностей деятельности будущих специалистов.

Выявив особенности учебно-воспитательного процесса в техникуме необходимые для формирования профессионального воспитания студентов, определяются следующие возможности:

- образовательные (выбор форм, методов обучения профессиональному развитию студентов) воспитательные(применение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной деятельности)

Основной задачей второго типа является формирование качеств, составляющих профессиональную воспитанность и создание воспитательной среды, способствующей эффективному формированию данных качеств.

На втором этапе может быть корректировка профессионального воспитания, могут быть выбраны на этом этапе другие средства и методы подготовки. именно воспитательная среда в техникуме должна найти отражение специфики профессиональной деятельности будущего специалиста. В группе приводиться примеры возникших ситуаций, максимально приближённых в сфере профессиональной деятельности студента(учебные лаборатории) Именно в лабораториях студенты, где всё приближено к производству выполняют работы.

Теоретическая и практическая деятельность формирует у студентов навыки проведения показательных выступлений, конкурсов, углубляет их знания, формирует выводы, содействует качеству профессиональной подготовки будущих специалистов.

Выбор профессии для молодого студента является основой самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь:

- кем быть

- какой социальной группе принадлежать

- какой стиль жизни выбрать.

Профессиональная воспитанность - это результат воспитательных взаимодействий, содержанием которых является передача той части человеческой культуры, социального опыта, которая необходима людям для активной и эффективной профессиональной деятельности.

 

Вывод: Воспитательные мероприятия должны дополнять учёбную деятельность студента в рамках его профессионального воспитании

Основы саморазвития

Профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Профессиональному саморазвитию в образовательном процессе отводится особое место, где реализуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственного профессионально-личностного образования и деятельности

Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию.

Саморазвитие человека - это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

- личностное развитие;

- интеллектуальное развитие;

- профессиональное развитие;

- физическое развитие

Выделяют следующие этапы профессионально-личностного саморазвития студентов.

Первый этап – профессионального саморазвития связанного с возникновением и формированием профессиональных намерений. Происходит формирование профессионально – личностного саморазвития: самоорганизация, самоуправление, самооценка, самосознание.

Второй этап – на этом этапе осуществляется профессиональное обучении и подготовка к выбранной профессии, где студент осваивает все виды учебно -профессиональной деятельности. Сформировывается отношение к личности, к себе, креативно и логически мыслить, делать выводы.

Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, приобретает профессиональные знания и умения. Результатом этого этапа профессионально-личностного саморазвития должны стать актуализация способности будущих специалиста к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности.

Третий этап - предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется сформированным самосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего специалиста. В итоге студент приобретает профессионализм, и профессиональное само совершенство.

Условия профессионального саморазвития

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность студента в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Саморазвитие протекает эффективно и результативно при условии, если самостоятельность студента в области образования реализуется через целенаправленную систему самообразования:

- оказывается - целенаправленная квалификационная психолого-педагогическая коррекционная помощь в овладении методами самотренировок по формированию саморегуляции;

-обеспечение процесса саморазвития студентов будет высокопрофессиональным.

Одним из педагогических условий профессионального саморазвития студента является рефлексия. Смысл рефлексии, как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы,цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Преподаватель и студент работают в сотрудничестве, обсуждая возникшие проблемы, ситуацию, в которой оказался студент, и совместно ищут выход.

Поддержка – сотрудничество помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственный потенциал возможностей и выстроить вариант решения. Поддержка преподавателя для студента обеспечивается учебно – воспитательным процессом, построенным на индивидуальном подходе к обучающемуся в процессе изучения учебных дисциплин. Выделяются три компонента профессионального саморазвития студентов:

1.Мотивационно-целевой компонент- это собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает.

2.Содержательно-операционный компонент- это систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и в его профессиональной деятельности

2.Рефлексивный компонент готовности - это наличие объективной оценки своим действиям студентами в процессе целенаправленного профессионально - личностного саморазвития.

Его можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.

Чтобы повысить и активизировать саморазвития студента необходимы специальные приемы, методики и продуманные технологии, контроль,

самоконтроль компетентности:

- Оценка знаний. Для контроля применяют тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.

- Оценка своих личностных профессионально важных качеств;

(критичность-самокритичность, уверенность-самоуверенность, зависимость- с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.

- Определение причин как положительной динамики компетентности позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.

Самоконтроль компетентности – желательно проводить один раз в квартал.

- Инвентаризация перемен в работе и в себе – это создание установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, в которых можно получить интересную информацию, полезные знания и новый опыт. Управляя своими мотивационными установками получим эффект развития в работе совещаний в семинарах и других формах обучения.

- Моделирование своего профессионального портрета - это

составления своей профессионально-психологической характеристики в виде положительных, и отрицательных черт за определенный период. Профессиональный портрет будет выглядеть как рисунок с краткими словесными обозначениями. Важно проводить моделирование успешных и неудачных этапов работы. Данная процедура позволит осознать, использовать и контролировать моделирование портрета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: