Самостоятельная работа и производственная практика – методы профессионального развития студентов.
Производственная практика адаптирует будущего студента, является теоретической подготовкой студента. Производственная практика – практическая работа на предприятии.
Основные задачи производственной практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
- формирование и развитие специальных умений и навыков, профессионального сознания и профессионально-значимых качеств личности;
- формирование профессиональной культуры будущего специалиста, его творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности и исследовательского подхода к ней;
- развитие потребностей личности будущего специалиста в самообразовании.
Производственная практика имеет комплексный характер, что предполагает обучение студентов отдельным видам практической деятельности. В ее структуру входят:
- учебная практика (практика наблюдений и показательных уроков);
- производственная практика (введение в специальность, практика пробных действий, практика работы по специальности);
- преддипломная практика.
Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация студента на все сферы профессиональной деятельности: взаимодействие с коллегами и его организация, исследовательско-поисковая работа и овладение ее методикой.
Непрерывная практика помогает реально формировать в условиях естественного рабочего процесса методическую рефлексию, когда для будущего профессионала предметом его размышлений становятся средства и методы собственной деятельности, процессы выработки и принятия практических решений.
|
Успешность профессионального становления зависит от действенности подготовки - умения студентов применять знания на практике, ориентироваться в сложных рабочих ситуациях, от мировоззренческой зрелости студента-стажёра, молодого специалиста, его эмоционально-волевой готовности принять на себя в полной мере профессиональную ответственность.
Процесс саморазвития тесно связан с самостоятельностью как качеством личности. Эта связь формирует устойчивую и социально значимую черту личности, как самостоятельность. Самостоятельность как необходимая черта личности для формирования учебной деятельности, и саморазвития личности и оказания на профессиональное саморазвитие студента.
Само развиваясь студент начинает стремиться к созданию конечного продукта высокого качества, становится организованным в применении, усвоении новых приёмов деятельности и творчески подходит к решению любых задач.
Заключение
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Следовательно, важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях должно стать обеспечение процесса саморазвития студентов. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью "достроить" себя до идеального образа целостной личности. Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек в большинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь в результате единства личностного развития и развития профессионализма. Содержательными характеристиками профессионального саморазвития являются:
|
- профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение;
- саморазвитие профессиональных способностей;
-самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной деятельности и др.
В результате анализа различных концепций профессионального саморазвития мы выделили два подхода к определению его сущности. Первый связан с развитием и саморазвитием личности, а второй -- с "вписыванием" человека в ту или иную систему профессиональной деятельности. Объединяющим данные подходы к профессиональному саморазвитию является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, "этапности" процесса, зависимости личностного развития и профессионального становления.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования. Готовность будущих специалистов к профессиональному саморазвитию рассматривается нами как совокупность трех взаимосвязанных структурных компонентов:
|
- мотивационно-целевого,
- содержательно-операционного и рефлексивного.
Список используемой литературы
1.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно - методическое пособие 2-е изд. Стер. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2003
2. Слабодчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 256 с.
4.Шадриков В,Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие.2-е изд.; перераб. и доп. М,: Издательская корпорация «Логос»,1996.
5. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 222 с.
6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие – М,: Издательский центр «Академия»,2004.
7.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд. 2-е дополнение.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Издательство ЭКМОС.2000