Организация как специфическое социальное образование, форма общей деятельности людей в производстве материальных благ (товаров) и услуг, наделенная определенными особенностями. Успешный менеджмент (управление) организаций предусматривает понимание их основных черт и принципов функционирования, составных внутренней и внешней среды, развития организаций в разных социально-экономических формациях, особенностей коммерческих и некоммерческих организаций, функций, способов управления организационным развитием.
Материальные и духовно-культурные нужды людей были и являются основными понуждениями хозяйственной (экономической) деятельности от возникновения человечества до сих пор, а общественное производство в историческом ракурсе определяется существованием определенных типов организации общей производственно-хозяйственной деятельности. Социально-экономическая сущность организаций, их возникновение и эволюция отображают соответствующие этапы развития общественного производства. Поэтому проблематику развития управления общественным производством традиционно рассматривают в контексте развития организаций.
Организация — специфическое социальное образование, систематически ориентированное на производство товаров и (или) услуг.
Отечественные экономисты сроком «организация» чаще всего обозначают сложное производственное образование, сформированное из производственное самостоятельных, но объединенных общим руководством предприятий.
В зарубежной литературе это понятие рассматривают намного шире. Например, в американском менеджменте организация определяется как «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Такое трактование дает возможность рассматривать проблематику организаций комплексно - от исследования причин возникновения и организационного оформления к построению эффективных организаций (выбора оптимальных организационных форм и структур, проведение организационных изменений и т.п.).
|
Учитывая принцип внутренней жизни, совокупность организаций как социальных образований можно классифицировать на формальные и неформальные.
Формальную организацию характеризует определенный порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, которое дает возможность сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели.
Неформальная организация основывается на товарищеских взаимоотношениях, личном выборе связей, она отображает реальное состояние дел, который может не отвечать формальной организации и оказывается в наличии «малых» групп (до 10 лиц). Социальные взаимодействия в неформальной организации не имеют общей или сознательно координированной общей цели.
Функции менеджмента.
Существование организации - это беспрерывный процесс выполнения функций, которые представляют содержание ее производственной, социальной, экономической и другой деятельности во внешней и внутренней средах.
В теории менеджмента различают такие фундаментальные понятия менеджмента, как «функции организации (предприятия)» и «функции менеджмента (управление)». Первые Образовывают содержание ее деятельности как социально-производственного образования, а вторые - содержание управления этой деятельностью.
|
Функции организации
Эффективный менеджмент возможный при условии осознания содержания и рационального использования функций организации и функций менеджмента, умение высшего руководства организации структуировать функции менеджмента соответственно функциям организации и формировать адекватную его структуру.
Функции организации — комплексы действий и операций, которые осуществляет организация как единое целое, или делегированные ею работники, во внутренней и внешней средах ради функционирования и развития организации.
На мысль А. Файоля, организация осуществляет такие функции: предусматривать, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Административная функция организации по объему, содержанием и структурой объединяющих операций чрезвычайно объемная и сложная, их совокупность представляет содержание управленческой деятельности в организации - функции менеджмента организации.
Функции менеджмента — совокупность действий и операций, которые осуществляет менеджмент организации с целью согласования общей деятельности ее работников в процессе достижения целей организации.
Планирование - это процесс определения деятельности, предвидение будущего развития, и объединения индивидуальных задач работников организации для достижения ее целей.
Организация – это объединение людей, материальных, финансовых и других ресурсов, формирование управляющей системы, определение видов деятельности, необходимых для реализации целей, отбор обучения и расстановка и налаживание взаимодействия работников, чтобы обеспечить достижение определенных целей.
|
Мотивация – это процесс побуждения себя и других для эффективной деятельности и достижение поставленных целей перед организацией.
Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия функционирования организаций установленным стандартам и другим нормативам, принятым планам, программам и оперативным управленческим решениям, выявление допущенных отклонений от принятых принципов организации производственной (коммерческой деятельности).
Конкретная (специфическая) функция менеджмента — функция, отделенная соответственно задачам управления деятельностью организации, или к конкретным стадиям производственного процесса, или за направленностью на конкретные факторы производства. Отличают следующие конкретные (специфические) функции менеджмента.
Процесс менеджмента - деятельность субъекта управления из согласования общей работы персонала организации для достижения ее целей, который является единством трех составляющих: содержания, организации и технологии осуществления.
Организационная характеристика процесса менеджмента отображает пространственную и временную последовательность его хода, определенную циклом менеджмента.
- цикл менеджмента — это последовательность выполнения функций менеджмента. Он осуществляется по общей логической схеме осмысленной человеческой деятельности: от формулирования цели к контролю за достижением.
Все функции менеджмента взаимосвязанные и взаимно интегрированные. Так, планирования организуют, мотивируют, регулируют и контролируют. Контролирования планируют, организуют, регулируют, мотивируют. Мотивирования планируют, организуют, регулируют, контролируют и т.п. Связь между функциями менеджмента обеспечивает Информационный обмен между носителями функций в процессе коммуникаций. Процессы информационного обмена и коммуникаций часто называют «связочными» в системе менеджмента организации.
Технологически процесс менеджмента можно подать в виде взаимосвязанных этапов, образованных из определенных видов работ, операций, действий, а также процедур, алгоритмов и т.п.
- технологическая структура процесса менеджмента — это разделение его на этапы деятельности, которые отображают разработку и принятие управленческого решения, организацию его выполнения и оценивание результативности.
Технологическое представление процесса менеджмента дает возможность проанализировать, спланировать и рационально его организовать, т.е. достичь эффективного использования общего потенциала менеджмента организации, которая обеспечивает деятельность механизма менеджмента.
Механизм (грец. — орудие) менеджмента — система, которая образовывается из взаимосвязанных звеньев (подсистем), что объединяют множество разных элементов и блоков, обеспечивая в процессе их взаимодействия функционирования всех подсистем организации.
Функционирование этих элементов и блоков предопределяется внешними и внутренними поводами. Целью функционирования механизма менеджмента есть обеспечения взаимно согласованной жизнедеятельности экономической, социальной и технико-технологической подсистем организации в стратегическом и в оперативном периодах.
Такие положения касаются механизма менеджмента каждого субъекта хозяйствования. Однако состав и взаимосвязи элементов механизма нуждаются в конкретизации соответственно предметной сфере деятельности каждого субъекта, т.е. прежде чем анализировать механизм менеджмента конкретной организации, необходимо уточнить сущность основных производственных операций.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность определения менеджмент.
2. Охарактеризуйте сущность организации.
2. Что такое формальная организация?
3. В чём отличие формальной и не формальной организации?
4. Дайте определение предмета науки менеджмента.
5. Охарактеризуйте основные функции менеджмента.